Авенариус, Пётр Александрович

Пётр Александрович Авенариус
Авенариус.JPG
Фотография П. А. Авенариуса
Дата рождения 23 мая 1843(1843-05-23)
Место рождения Петергоф, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя
Дата смерти 1 декабря 1909(1909-12-01) (66 лет)
Место смерти Санкт-Петербург, Российская империя
Гражданство Российская империя
Компания Приморская-Сестрорецкая железная дорога
Должность председатель
Компания Сестрорецкий курорт
Должность председатель
Commons-logo.svg Пётр Александрович Авенариус на Викискладе

Пётр Алекса́ндрович Авена́риус (Петергоф, 23 мая 1843 — 1 декабря 1909, Санкт-Петербург) — российский инженер и предприниматель, тайный советник.

Биография

Представитель девятого поколения древнего рода Авенариусов (в переводе Овсовы) из Праги, сын действительного статского советника А. А. Авенариуса.

В гимназии, Пятой Санкт-Петербургской, учился посредственно, но был трудолюбив и способен в различных ремёслах. После гимназии учился в технологическом институте, который, также как и гимназию, не закончил, поступив в корпус корабельных механиков. Юнкером и кондуктором посетил Копенгаген, Стокгольм, Константинополь, Алжир, Канарские острова, острова Зелёного мыса.

Получив чин морского офицера со званием инженер-механика, работал некоторое время на Путиловском заводе, а в 1871 году поступил в железнодорожную Московско-Брестскую компанию. Был членом правления и директором-распорядителем Невской пригородной конно-железной дороги, а также основателем и председателем Правления Общества Приморской железной дороги.

В последние годы жизни проживал вместе с женой, Марией Яковлевной, в Тарховке. Скончался скоропостижно 1 декабря 1909 года в 6 часов утра в возрасте 66 лет в квартире своего сына на Литейном проспекте 28, в Санкт-Петербурге, от грудной жабы[1]. В честь него была названа улица в Курорте (район Сестрорецка), (ныне улица Максима Горького). Муниципальный Совет Сестрорецка планирует обустроить новый сквер с установкой в нём бюста П. А. Авенариуса с памятной надписью.[2]

Деятельность по строительству Приморской железной дороги

В 1889 году председатель только что созданного «Акционерного общества Приморской Петербургско-Сестрорецкой железной дороги», цель которого заменить конный транспорт железнодорожным на курортно-дачном направлении столицы. В 1890 году Кабинет министров разрешает строительство дороги на паровой тяге. В посёлке Тарховка Авенариус строит дом Усадьба Авенариуса, для лучшего управления акционерным обществом и строительством. В 1894 году дорога начала эксплуатироваться. Время движения от ст. Новая Деревня до Сестрорецка в 1894 году составляло 1 час 15 минут (для сравнения в 2008 году 45 минут).

Цены за проезд и провоз багажа установленные правительством, а также необходимость обслуживания пристани в п. Лисий Нос сделали работу общества убыточной. С целью экономического развития П. А. Авенариус попросил правительство выделить участок земли на берегу Финского залива в устье реки Сестра для строительства Курорта, что соответствовало уставу общества.

Санаторий «Сестрорецкий Курорт»

Высочайшее утверждение

9 июня 1898 года Кабинет министров разрешил строительство Курорта, выделив 54 десятины в бесплатную аренду сроком на 60 лет и обязательством построить железную дорогу Сестрорецк-Курорт.

10 июня 1900 года состоялось открытие санатория «Сестрорецкий Курорт». Вокруг санатория шло интенсивное освоение земель под дачную и санаторную застройку. Появился посёлок Дюны на берегу Ржавой канавы. Железная дорога была продлена от ст. Курорт до п. Дюны (ст. Школьная, ст. Дюны). В конце железной дороги при содействии П. А. Авенариуса была построена Дюнская церковь Христа Спасителя. Возле этой церкви 4 декабря 1909 года был похоронен Пётр Александрович.

Во время войны 1941—1945 года и ранее эта территория находилась в пограничной зоне и была занята советскими войсками. (Финны остановились здесь на старой российско-финляндской границе). После ухода солдат из располагавшейся здесь воинской части некоторое время можно было видеть остатки фундамента церкви и разбитый и сброшенный в яму постамент для могильного креста, на котором можно было прочитать надпись: «Созидателю сего храма, преобразователю глухой местности в Сестрорецкий Курорт П. А. Авенариусу».

Память

До 1930-х годов улица Максима Горького в Сестрорецке носила название Авенариусская.

Галерея

См. также

Примечания

  1. «Петербургская газета», 2.12.1909
  2. Газета Здравница Санкт-Петербурга № 29(291) 18 октября 2012 года, с. 4

Литература

  1. Яковлев В. Д. «Мой Сестрорецк». СПб.,2006
  2. Беликов В. В. «Тайны озера Разлив». СПб., 1999
  3. Статья Волкова Г. Статья «Как строилась Приморская Санкт-Петербургско — Сестрорецкая железная дорога» из книги «Курортный район. Страницы истории. Выпуск 1». СПб., 2005.
  4. Гущин В. А. «Авенариусы в Петергофе» СПб., 1999
  5. Ривкин Б. Е. «Сестрорецкие железные дороги». Из газеты «Ленинградская Здравница» N110 21 −26 июля за 1989 год.
  6. «Наша семейная биография». Варшава 1872.

Ссылки



Что такое monamir.ru Monamir.ru является одним из мощнейших информационным ресурсом в рунете. Он открыт для любого пользователя. Наш сайт - это библиотека, которая является общественной. Любой посетитель сможет найти необходимую для себя информацию.

Основа этой страницы находится в Вики. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. monamir.ru является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

E-mail: admin@monamir.ru
Сайт Monamir.ru является НЕофициальным.