Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения

Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения — электронная система разведки и управления, устанавливаемая на летательном средстве и предназначенная для дальнего обнаружения объектов противника (в воздухе, на земле, на воде), наведения на них средств поражения или перехвата, а также координации действий сил союзников и смежных задач. Подобные системы рассчитаны на использование в боевых действиях, однако могут быть использованы и для управления гражданским воздушным движением[источник не указан 1138 дней].

В русскоязычной литературе используется сокращение ДРЛОиУ («система дальнего радиолокационного обнаружения и управления»), в англоязычной — AEW&C (англ. Airborne early warning and control — «Раннее предупреждение и управление в воздухе»). Упрощённые системы, осуществляющие лишь обнаружение целей, но не управление, обозначаются как ДРЛО (AEW, англ. Airborne early warning) и отличаются качеством вспомогательной аппаратуры, систем связи, а также количеством операторов. Часто применяется термин AWACS (англ. Airborne Warning and Control System), ставший синонимом AEW&C, но первоначально обозначавший конкретную систему для самолётов Boeing E-3 Sentry[1][2].

Описание

Структурно все авиационные комплексы радиообнаружения и наведения состоят из летательного аппарата (чаще всего самолёт, однако существуют серийные системы, базирующиеся на вертолётах[3] и даже на дирижаблях[4]), мощного радиолокатора, вспомогательной аппаратуры и средств связи.

Vickers Wellington Ic (Air Control of Interception)

Летательный аппарат выбирается с тем расчётом, чтобы в его фюзеляже хватило места для аппаратуры и операторов, а мощность электросистемы позволяла запитывать РЛС. Это обусловливает выбор в качестве носителей серийных транспортных самолётов или бомбардировщиков (хотя существуют и летательные аппараты, созданные специально под это применение — например, палубный E-2 «Хокай»).

Наиболее используемой сейчас является компоновка, впервые использованная в 1941 году на экспериментальном Vickers Wellington Ic, при которой антенна радиолокатора размещена над фюзеляжем, а комплект аппаратуры и персонал — в грузовом отсеке[5]. Позднее такая компоновка была применена в советском комплексе «Лиана» — самолёте ДРЛО Ту-126. Однако существуют и другие варианты размещения оборудования — использование продольных или вращающихся плоскостей ФАР; антенн, разнесённых по корпусу летательного аппарата.

Большая мощность радиолокатора даёт возможность проводить дальнее обнаружение и сопровождение целей, находясь вне зоны действия большинства комплексов стационарной ПВО и противовоздушных ракет истребительной авиации противника. Однако сам комплекс радиообнаружения хорошо заметен для противника (так как является источником мощного радиоволнового излучения, а также радио- и ИК-контрастен), небольшие скорости и неповоротливость самолётов-носителей делают их удобной мишенью, а высокая значимость и стоимость таких систем означает, что авиационные комплексы радиообнаружения являются высокоприоритетными целями. Всё это приводит к тому, что в реальных условиях комплексы радиообнаружения без прикрытия системами ПВО или истребительной авиацией не применяются.

Авиационные комплексы радиообнаружения и наведения

Изображение Тип Система (ДРЛОиУ/ДРЛО) Статус
Flag of Brazil.svg Бразилия
R-99a-fab6704.jpg Embraer R-99 ДРЛОиУ Эксплуатируется
Flag of the United Kingdom.svg Великобритания
Manchester MOSI Avro Shackleton 18-10-2009 12-45-29.JPG Avro Shackleton AEW.2 ДРЛО Снят с эксплуатации
Vickers Wellington Ic
XL472-Gannet.jpg Fairey Gannet AEW.3 ДРЛО Снят с эксплуатации
Nimrod-XZ286-130.jpg Hawker Siddely Nimrod AEW3 (англ.) ДРЛО Снят с эксплуатации
SeaKing AEW 849Sqn CVN-73 1998.JPEG Westland AEW.2 / AEW.5 / ASaC.7 ДРЛОиУ / ДРЛО Эксплуатируется
Flag of Israel.svg Израиль
Gulfstream-sahvit.jpg Gulfstream G500 SEMA ДРЛОиУ Эксплуатируется
111 Sqn G550 CAEW.JPG IAI G-550 CAEWS ДРЛОиУ Эксплуатируется
S5033138a1.jpg IAI 707 Phalcon / Boeing 707 Cóndor ДРЛОиУ Эксплуатируется
Flag of Iraq.svg Ирак
Ilyushin Il-76MD Adnan 2 (aka Simorgh).jpg Adnan 2 / Simorgh ДРЛОиУ
Ilyushin Il-76MD Baghdad 1.jpg
Baghdad 1 ДРЛОиУ
Flag of Spain.svg Испания
Airbus Military CASA C-295AEW.jpg EADS CASA C-295 AEW ДРЛОиУ Испытания
Flag of the People's Republic of China.svg КНР
Tupolev Tu-4, China Aviation Museum.jpg KJ-1 ДРЛО Проект закрыт
PLAAF Shaanxi Y-8 - KJ200.jpg KJ-200 ДРЛО Эксплуатируется
Kongyu 2000, People's Liberation Army Air Force, China.jpg KJ-2000 ДРЛОиУ Эксплуатируется
ZDK-03 ДРЛОиУ Эксплуатируется
JZY-01
Flag of the Soviet Union.svg СССР / Flag of Russia.svg Россия
Beriev A-50EI Mainstay2009.jpg А-50 ДРЛОиУ Эксплуатируется
Без фото А-100 ДРЛОиУ
Pair of Antonov An-71s in 1994.jpg Ан-71 ДРЛОиУ Проект закрыт
Ан-72Р (укр.) ДРЛОиУ
Tupolev Tu-126, Zokniai, Šiauliai, Lithuanian SSR.jpg
Ту-126 ДРЛОиУ Снят с эксплуатации
Yak-44.jpg Як-44 ДРЛОиУ Проект закрыт
Russian Navy Kamov Ka-31.jpg Ка-31 ДРЛО Эксплуатируется
Flag of the United States.svg США
RAAF Wedgetail Ryabtsev.jpg Boeing 737 AEW&C ДРЛОиУ Эксплуатируется
Boeing B-29 AEW 1951.jpg Boeing B-29 AEW ДРЛО Летающая лаборатория
Снят с эксплуатации
Usaf.e3sentry.750pix.jpg Boeing E-3 Sentry ДРЛОиУ Эксплуатируется
E-767 Japan AWACS 112010 view.jpg Boeing E-767 ДРЛОиУ Эксплуатируется
US Navy PB-1W.jpg Boeing PB-1W ДРЛО Снят с эксплуатации
AD-3W Skyraider in flight ca 1950.jpg Douglas AD-3 / AD-4W / EA-1E ДРЛО Снят с эксплуатации
Grumman AF-2W in flight 1950.jpg Grumman AF-2W ДРЛО Снят с эксплуатации
E-1B VAW-121 CVW-6 CVA-42.jpg Grumman E-1 ДРЛО Снят с эксплуатации
E2C Hawkeye french navy.JPG Grumman E-2 ДРЛОиУ Эксплуатируется
TBM-3W VC-12 on USS Palau (CVE-122).jpeg Grumman TBM-3W ДРЛО Снят с эксплуатации
WC-121N 1967.jpg Lockheed EC-121 Warning Star ДРЛОиУ Снят с эксплуатации
US Navy 021028-N-0000X-001 An NC-130H provides an in-flight test bed for a Radar Modernization Program (RMP).jpg Lockheed EC-130V / NC-130H ДРЛОиУ
CBP P-3 Orion.jpg Lockheed P-3 AEW&C / VXS-1 ДРЛОиУ Эксплуатируется
Sikorsky HR2S-1W in flight.jpg Sikorsky HR2S-1W ДРЛО Проект закрыт
Flag of Sweden.svg Швеция
Saab 2000 Erieye.jpg Saab S100B Argus ДРЛОиУ Эксплуатируется
Иран

Страны, использующие авиационные комплексы радиообнаружения и наведения

  • 7 самолётов E-3 Sentry на авиабазе Королевских ВВС Уоддингтон, округ Линкольншир, Великобритания
  • 5 самолётов KJ-2000
  • KJ 200
  • Опытный палубный самолёт ДРЛО на базе Y-7[7]
  • ~3 вертолёта Ка-31 корабельного базирования
  • 19 самолётов А-50, в том числе два А-50У[8][9][10]; А-100.
  • 32 самолёта E-3s, 10 E-3Cs, 22 E-3Bs, E-2C Hawkeyes на боевом дежурстве

Ссылки

Литература

  • Евгений Климович, Михаил Никольский. Развитие и применение самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления // Авиация и космонавтика : журнал. — 2000. — № 2. — С. 18-31.

Примечания

  1. AWACS to Bridge the Technological Gap. Air University.
  2. Boeing Delivers First Two 767 AWACS, Introduces Newest Member of AEW&C Family. Boeing Mediaroom.
  3. см. Ка-31
  4. Планы использования дирижаблей для обнаружения крылатых ракет
  5. Ian White. The history of the air intercept (AI) radar and the British night-fighter 1935-1959. — Barnsley: Pen & Sword Aviation, 2007. — 326 p. — ISBN 978-1844155323.
  6. Рособоронэкспорт завершает поставку в Индию трёх самолётов А-50ЭИ // AVIA.RU
  7. Летающий радар для китайского авианосца
  8. ВВС России вооружились новым летающим радаром // Lenta.ru, 31 октября 2011
  9. Первый модернизированный самолёт А-50У поставлен ВВС России
  10. Второй серийно модернизированный А-50У в полной окраске
  11. Самолётная система «Авакс» // Зарубежное военное обозрение №6 1975
  12. Radarspaningsflygplan typ S 100 B Argus Архивировано 12 августа 2011 года. Försvarsmakten (на шведском)
  13. Airborne Warning and Control System (AWACS) — Saudi E-3 AWACS Архивировано 29 октября 2012 года. BOEING.COM (на английском)
  14. Статья Saab модернизирует авианосец ВМС Таиланда на Aviation Explorer
  15. Japan moves on AWACS radar upgrade kits United Press International, Inc. (на английском)


Что такое monamir.ru Monamir.ru является одним из мощнейших информационным ресурсом в рунете. Он открыт для любого пользователя. Наш сайт - это библиотека, которая является общественной. Любой посетитель сможет найти необходимую для себя информацию.

Основа этой страницы находится в Вики. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. monamir.ru является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

E-mail: admin@monamir.ru
Сайт Monamir.ru является НЕофициальным.