Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения — электронная система разведки и управления, устанавливаемая на летательном средстве и предназначенная для дальнего обнаружения объектов противника (в воздухе, на земле, на воде), наведения на них средств поражения или перехвата, а также координации действий сил союзников и смежных задач. Подобные системы рассчитаны на использование в боевых действиях, однако могут быть использованы и для управления гражданским воздушным движением[источник не указан 1138 дней].
В русскоязычной литературе используется сокращение ДРЛОиУ («система дальнего радиолокационного обнаружения и управления»), в англоязычной — AEW&C (англ. Airborne early warning and control — «Раннее предупреждение и управление в воздухе»). Упрощённые системы, осуществляющие лишь обнаружение целей, но не управление, обозначаются как ДРЛО (AEW, англ. Airborne early warning) и отличаются качеством вспомогательной аппаратуры, систем связи, а также количеством операторов. Часто применяется термин AWACS (англ. Airborne Warning and Control System), ставший синонимом AEW&C, но первоначально обозначавший конкретную систему для самолётов Boeing E-3 Sentry[1][2].
Структурно все авиационные комплексы радиообнаружения и наведения состоят из летательного аппарата (чаще всего самолёт, однако существуют серийные системы, базирующиеся на вертолётах[3] и даже на дирижаблях[4]), мощного радиолокатора, вспомогательной аппаратуры и средств связи.
Летательный аппарат выбирается с тем расчётом, чтобы в его фюзеляже хватило места для аппаратуры и операторов, а мощность электросистемы позволяла запитывать РЛС. Это обусловливает выбор в качестве носителей серийных транспортных самолётов или бомбардировщиков (хотя существуют и летательные аппараты, созданные специально под это применение — например, палубный E-2 «Хокай»).
Наиболее используемой сейчас является компоновка, впервые использованная в 1941 году на экспериментальном Vickers Wellington Ic, при которой антенна радиолокатора размещена над фюзеляжем, а комплект аппаратуры и персонал — в грузовом отсеке[5]. Позднее такая компоновка была применена в советском комплексе «Лиана» — самолёте ДРЛО Ту-126. Однако существуют и другие варианты размещения оборудования — использование продольных или вращающихся плоскостей ФАР; антенн, разнесённых по корпусу летательного аппарата.
Большая мощность радиолокатора даёт возможность проводить дальнее обнаружение и сопровождение целей, находясь вне зоны действия большинства комплексов стационарной ПВО и противовоздушных ракет истребительной авиации противника. Однако сам комплекс радиообнаружения хорошо заметен для противника (так как является источником мощного радиоволнового излучения, а также радио- и ИК-контрастен), небольшие скорости и неповоротливость самолётов-носителей делают их удобной мишенью, а высокая значимость и стоимость таких систем означает, что авиационные комплексы радиообнаружения являются высокоприоритетными целями. Всё это приводит к тому, что в реальных условиях комплексы радиообнаружения без прикрытия системами ПВО или истребительной авиацией не применяются.
Изображение | Тип | Система (ДРЛОиУ/ДРЛО) | Статус | ||
---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||
![]() |
Embraer R-99 | ДРЛОиУ | Эксплуатируется | ||
![]() | |||||
Avro Shackleton AEW.2 | ДРЛО | Снят с эксплуатации | |||
Vickers Wellington Ic | |||||
![]() |
Fairey Gannet AEW.3 | ДРЛО | Снят с эксплуатации | ||
![]() |
Hawker Siddely Nimrod AEW3 | ДРЛО | Снят с эксплуатации | ||
Westland AEW.2 / AEW.5 / ASaC.7 | ДРЛОиУ / ДРЛО | Эксплуатируется | |||
![]() | |||||
![]() |
Gulfstream G500 SEMA | ДРЛОиУ | Эксплуатируется | ||
IAI G-550 CAEWS | ДРЛОиУ | Эксплуатируется | |||
![]() |
IAI 707 Phalcon / Boeing 707 Cóndor | ДРЛОиУ | Эксплуатируется | ||
![]() | |||||
![]() |
Adnan 2 / Simorgh | ДРЛОиУ | |||
Baghdad 1 | ДРЛОиУ | ||||
![]() | |||||
![]() |
EADS CASA C-295 AEW | ДРЛОиУ | Испытания | ||
![]() | |||||
![]() |
KJ-1 | ДРЛО | Проект закрыт | ||
![]() |
KJ-200 | ДРЛО | Эксплуатируется | ||
![]() |
KJ-2000 | ДРЛОиУ | Эксплуатируется | ||
ZDK-03 | ДРЛОиУ | Эксплуатируется | |||
JZY-01 | |||||
![]() ![]() | |||||
![]() |
А-50 | ДРЛОиУ | Эксплуатируется | ||
Без фото | А-100 | ДРЛОиУ | |||
![]() |
Ан-71 | ДРЛОиУ | Проект закрыт | ||
Ан-72Р | ДРЛОиУ | ||||
Ту-126 | ДРЛОиУ | Снят с эксплуатации | |||
![]() |
Як-44 | ДРЛОиУ | Проект закрыт | ||
![]() |
Ка-31 | ДРЛО | Эксплуатируется | ||
![]() | |||||
![]() |
Boeing 737 AEW&C | ДРЛОиУ | Эксплуатируется | ||
![]() |
Boeing B-29 AEW | ДРЛО | Летающая лаборатория Снят с эксплуатации | ||
![]() |
Boeing E-3 Sentry | ДРЛОиУ | Эксплуатируется | ||
![]() |
Boeing E-767 | ДРЛОиУ | Эксплуатируется | ||
![]() |
Boeing PB-1W | ДРЛО | Снят с эксплуатации | ||
![]() |
Douglas AD-3 / AD-4W / EA-1E | ДРЛО | Снят с эксплуатации | ||
![]() |
Grumman AF-2W | ДРЛО | Снят с эксплуатации | ||
![]() |
Grumman E-1 | ДРЛО | Снят с эксплуатации | ||
Grumman E-2 | ДРЛОиУ | Эксплуатируется | |||
![]() |
Grumman TBM-3W | ДРЛО | Снят с эксплуатации | ||
![]() |
Lockheed EC-121 Warning Star | ДРЛОиУ | Снят с эксплуатации | ||
![]() |
Lockheed EC-130V / NC-130H | ДРЛОиУ | |||
![]() |
Lockheed P-3 AEW&C / VXS-1 | ДРЛОиУ | Эксплуатируется | ||
![]() |
Sikorsky HR2S-1W | ДРЛО | Проект закрыт | ||
![]() | |||||
![]() |
Saab S100B Argus | ДРЛОиУ | Эксплуатируется |
![]() |
Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения на Викискладе |
---|