Адаптивный веб-дизайн (англ. Adaptive Web Design) — дизайн веб-страниц, обеспечивающий правильное отображение сайта на различных устройствах, подключённых к интернету и динамически подстраивающийся под заданные размеры окна браузера.
Целью адаптивного веб-дизайна является универсальность отображения содержимого веб-сайта для различных устройств. Для того, чтобы веб-сайт был удобно просматриваемым с устройств форматов и с экранами различных разрешений, по технологии адаптивного веб-дизайна не нужно создавать отдельные версии веб-сайта для отдельных видов устройств. Один сайт может работать на смартфоне, планшете, ноутбуке и телевизоре с выходом в интернет, то есть на всем спектре устройств[1].
Впервые понятие отзывчивого веб-дизайна (англ. responsive web-design от responsive architecture) ввёл Итан Маркотт[2] в одной из своих статей в мае 2010 года[3]. Впоследствии он выпустил книгу под названием «Responsive Web Design», посвященную данной технологии[4].
Джеффри Зельдман предложил расширить понятие Итана Маркотта, чтобы оно покрывало любые подходы, обеспечивающие ясное визуальное восприятие независимо от характеристик экрана и других ограничений пользовательского устройства[5].
С другой стороны, Аарон Густафсон выпустил книгу «Adaptive Web Design: Crafting Rich Experiences with Progressive Enhancement»[6], которая рассматривает метод «постепенного улучшения» (англ. progressive enhancement — ненавязчивый JavaScript) как важную составляющую адаптивного дизайна.
В результате среди веб-дизайнеров стали понимать адаптивный дизайн (англ. adaptive design, не путать с англ. adaptive layout) как более широкое понятие, включающее отзывчивый дизайн (в качестве одной из реализаций адаптивности) и постепенное улучшение[7][8].
Главными причинами возникновения и развития технологий адаптивного веб-дизайна стали:
Проектирование начинается с адаптивной версии веб-сайта для мобильных устройств. На этом этапе дизайнеры стремятся правильно передать смысл и основные идеи с использованием небольшого экрана и всего одной колонки. Содержимое при необходимости сокращают, удаляя второстепенные информационные блоки и оставляя самое важное[11].
В качестве иллюстрации пригодности данного подхода можно процитировать бывшего разработчика мобильных приложений для Facebook:
Изначально я рассматривал мобильное веб-приложение только в качестве вспомогательного сервиса для facebook.com, но, познакомившись с платформой, я быстро убедился, что можно создать версию, которая будет гораздо лучше, чем основной сайт! (Джо Хьюитт)
Оригинальный текст (англ.)My goal was initially just to make a mobile companion for the facebook.com mothership, but once I got comfortable with the platform I became convinced it was possible to create a version of Facebook that was actually better than the website! (Joe Hewitt)
Такой подход не является обязательным условием, однако его преимущество в меньшем размере кода, за счёт меньшего количества медиа-запросов и усиленных акцентах в дизайне на малых разрешениях.