Асмолов, Александр Григорьевич
Алекса́ндр Григо́рьевич Асмо́лов (род. 22 февраля 1949, Москва) — российский психолог, политик и учёный. Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФИРО). Член Президиума Российской академии образования[1].
Биография
Окончил факультет психологии МГУ в 1972 г. Старший лаборант, ассистент кафедры общей психологии (1972—1981), доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ (1981—1988). Кандидат психологических наук (1976), доктор психологических наук (1996), профессор (с 1996 г.). Работает в МГУ с 1972 г., в должности профессора кафедры общей психологии с 1992 г. Заведующий кафедрой психологии личности. Главный психолог Гособразования СССР (1988—1992 гг.); заместитель и первый заместитель министра образования России (1992—1998); вице-президент Общества психологов СССР при АН СССР (с 1989 г.); вице-президент Российского Общества Психологов (с 2000 г.), член-корреспондент Российской академии образования (с 1995 г.), академик Российской академии образования (с 2008 г.), заместитель председателя Экспертного совета по психологии и педагогики ВАКа; директор Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ [2]; заведующий лабораторией Центр психологии и педагогики толерантности Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования [3]; главный редактор журналов «Педология» (1999—2004), «Век толерантности» и «Образовательная политика» (c 2010), член пяти редакционных советов и двух экспертных советов, член Международного общества культурно-деятельностных исследований ISCAR, научный руководитель ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления».
Основные работы
- Деятельность и установка (1979)
- Личность как предмет психологического исследования (1984)
- Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов (1985)
- Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе (1986)
- Культурно-историческая психология и конструирование миров (1996).
- По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.:Смысл. 2002—480 с.
- Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: Просвещение, 2007
- Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопросы образования № 1, 2008 С.65-86
- Оптика просвещения: социокультурные перспективы М.: Просвещение, 2012
- Vygotsky today: on the verge of non-classical psychology. New York. 1998
- Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл. 2007
Награды
- Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2005).
- Награждён орденом Дружбы.
- Награждён почетными значками Гособразования СССР и Минобразования Российской Федерации.
- Награждён медалью К.Д. Ушинского.
- Награждён золотой медалью «За достижения в науке» Российской академии образования.
- Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея» в номинациях «Личность года в психологической науке» (2004) и «Личность года в российской психологии» (2011).
- Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2010) за создание цикла трудов «Формирование установок толерантного поведения и профилактика рисков ксенофобии в системе общего образования»[4].
Примечания
Ссылки