В этой статье не хватает ссылок на источники информации. |
Бацбийцы | |
Современное самоназвание | бацби[1] |
---|---|
Численность и ареал | |
Всего: 3000 [2] | |
![]() |
|
Язык | бацбийский, грузинский и русский |
Входит в | Нахские народы |
Родственные народы | чеченцы и ингуши |
Бацби́йцы (цова-тушины, от Цовинского ущелья) (бац. ба́цби, ед.ч. — бацав; чеч. бей, ба́цой; ингуш. ба́цой; груз. ბაცბები, წოვათუშები) — небольшой коренной вайнахский народ на Кавказе, родственный чеченцам и ингушам. Единственный вайнахский народ, исповедующий православие. Численность на 2017 год — 3000 человек.
Исторически проживали в Тушетии (горной области на северо-востоке Грузии) — в верховьях Андийского Койсу совместно с тушинцами. В настоящее время большинство бацбийцев проживает в селе Земо-Алвани возле города Ахмета в верховьях Алазани (Кахетия, южный склон Большого Кавказского хребта).
Говорят на бацбийском языке (бесписьменный), исторически знают грузинский, также знают русский.
По народным преданиям бацбийцы пришли из местности Вабуа (Горная Ингушетия)[3]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, описывая тушинский/тушский язык (то есть бацбийский), связывает происхождение бацбийцев с чеченцами:
Среди тушин в давние времена поселилось небольшое чеченское общество, называющее себя бацби (большая часть этих чеченцев, составлявших прежде цовское общество, перешла в недавнее время на Алазанскую равнину и поселилась близ сел. Ахмет)[4].
Крупнейший кавказовед П. К. Услар сообщает о происхождении бацбийцев следующее:
«Правда, что тушины принадлежатъ также къ племени нахче, что доказывается грамматическимъ строенiемъ ихъ языка, но они, подчинившись грузинскому влiянiю, совершенно переродились и утратили чеченскiй характер»[5]
По переписи 1926 года в СССР проживало 7 бацбиев (то есть бацбийцев), все — в Закавказской СФСР и все 7 переписанных — женщины[6]. В Грузии бацбийцы, в отличие от кистинцев, не рассматриваются как самостоятельный этнос, и официально считаются грузинами. Н. Г. Волкова, в своей работе «Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX в.», отмечает, что «в течение нескольких столетий для бацбийцев и части кистин грузинский язык стал вторым родным языком», но, «несмотря на языковую и культурную ассимиляцию, в 1948 г. ещё были живы старики, помнившие чеченский язык, чеченские обычаи»[3]. Она также указывает:
На примере бацбийцев и кистин виден также процесс культурного слияния этих народов с грузинами. Наиболее интенсивно оно происходило среди цова-тушин, в большинстве ассимилировавшихся грузинами ко второй половине XIX в.: бацбийцы заимствовали у них костюм, обычаи, песни и т. п.[3]
Согласно БСЭ в быту и культуре бацбийцев много элементов культуры грузин, с которыми они консолидируются[1]. Российский этнографический музей указывает бацбийцев в числе субэтнических групп грузин, а экспонаты, связанные с бацбийцами, в коллекции музея учтены в составе чеченцев[7].