Богдо-гэгэн

Богдо-гэгэн VIII в молодости

Бо́гдо-гэгэ́н (монг. Богд гэгээн — «светлейший Владыка, полный титул — монг. Шашны мандуулагч, амьтны жаргуулагч Жэвзүндамба хутагт Богд гэгээн — Возвышающий веру, осчастливливающий живущих Джебдзу́н-Да́мба-хутухта, святой владыка) — исторический глава буддийской сангхи Монголии, один из высших лам традиции гелуг, глава традиции джонанг. Третье, после Далай-ламы и Панчен-ламы, лицо в тибетском буддизме.

История

Появление титула

Богдо-гэгэн I Дзанабадзар (танка)

Монголоведы и тибетологи, занимавшиеся историей института Богдо-гэгэнов, сходятся во мнении, что первым титул «Богдо-гэгэн» получил Ундур-гэгэн Дзанабадзар (1635—1723). Он получил этот почётный титул у себя на родине, ещё будучи ребёнком (в период между 1639 и 1641 гг.)[1][2][3].

Далай-лама V Нгаванг Лобсанг Гьяцо

Дзанабадзар являлся представителем знатного монгольского рода, сыном Тушэту-хана Гомбодоржа. Халхаские князья и нойоны, начиная с XVII века, регулярно посылали одного из своих сыновей на обучение в Тибет, что гарантировало юношам успешную духовную карьеру. Желая видеть своего сына уважаемым ламой, в 1650 году Тушэту-хан отправил Дзанабадзара в Лхасу, где он получил высшие буддийские посвящения от «Великого Пятого» Далай-ламы и был объявлен хубилганом (воплощением) Таранатхи, Пятнадцатого Джебдзун-Дамба-хутухты (тиб. rje btsun dam pa), крупного тибетского философа, историка и мастера тантрического буддизма[4]. Вернувшись на родину с ценными буддийскими реликвиями, Дзанабадзар принял на себя руководство монгольской сангхой. При нём в Халхе было построено множество монастырей, в некоторых из которых были установлены бурханы, изготовленные самим Богдо-гэгэном.

Богдо-гэгэны при империи Цин

В 1691 году на съезде монгольских князей в Долонноре, когда было официально оформлено вхождение всех аймаков Халхи в состав империи Цин, Богдо-гэгэн I, сохраняя свои титулы, окончательно утвердился князьями, ламами и представителями цинской администрации в статусе главы буддистов, проживавших на территории современной Монголии, над которой устанавливался протекторат империи Цин.

Следующий Богдо-гэгэн был внучатым племянником Дзанабадзара. Вместе с титулом Богдо он (как и все монгольские первоиерархи в дальнейшем) также «унаследовал» от своего предшественника титул Джебдзун-Дамба-хутухты (с приставкой «Халха»), то есть стал считаться хубилганом Таранатхи и других выдающихся буддийских Учителей Индии и Тибета.

Цинские власти проявили заинтересованность в укреплении складывающегося религиозного института. Присутствовавший на обряде посвящения Богдо-гэгэна II в 1729 году академик П. С. Паллас свидетельствовал, что «китайский стольник объявил всему народу Богдыханов указ … отдавать хутухте должную честь и молиться ему как Богу. Сие повеление исполнили все присутствующие немедленно и поклонились ему трижды до земли»[5].

Положительно относясь к наличию у монголов буддийских первоиерархов, маньчжуры, однако, были недовольны независимым поведением первых двух Богдо-гэгэнов. Сыграло ли это свою роль в том, что последующие хубилганы Таранатхи опять стали обнаруживаться в Тибете, доподлинно неизвестно, но, так или иначе, традиция ездить в Тибет за новым Владыкой укоренилась в монгольском буддизме со второй половины XVIII века.

Среди Богдо-гэгэнов, возглавлявших халхаскую сангху после родственников Тушэту-хана, наиболее известны Четвёртый и Восьмой. Богдо-гэгэн IV внёс большой вклад в развитие тибетской культуры в Монголии. В 1790 году он создал общество Зурхай (тибетской астрологии) и учредил для астрологов отдельный дацан[6]. В 1801 году он ввёл в ургинских монастырях Дуйнхор-хурал (службу, посвящённую Калачакре), а в 1811 году — ритуал Цам, по своим масштабам и красочности не уступавший тибетскому Чаму.

Богдо-хан

Восьмой Богдо-гэгэн, также известный как Богдо-хан (1869—1924), прославился своей политической деятельностью. В 1911 году он явился вождём национальной революции, установившей независимость Монголии от Китая, и установил в стране теократическое правление. В 1919 году Богдо-хан был отстранён от власти после взятия монгольской столицы китайскими войсками, но в феврале 1921 года был освобождён и восстановлен на троне бароном Унгерном. После Монгольской народной революции (1921) вплоть до своей смерти (1924) являлся монархом с ограниченными правами.

Список Богдо-гэгэнов

Титул, имя[7] Год рождения Возглавлял сангху Другие титулы / должности Тибетское имя (Вайли) Монгольское произношение имени
1. Богдо-гэгэн I, Лобсан Тенпей Гьялцен, известный как Дзанабадзар 1635 1650—1723 Джебдзун-Дамба-хутухта XVI, Ундур-гэгэн (?) blo bzang bstan pa’i rgyal mtshan Лувсандамбийжалцан
2. Богдо-гэгэн II, Лобсан Тенпей Донми 1723 1729—1757 Джебдзун-Дамба-хутухта XVII blo bzang bstan pa’i sgron me Лувсандамбийдонмэ
3. Богдо-гэгэн III, Еше Тенпей Ньима 1758 1763—1773 Джебдзун-Дамба-хутухта XVIII ye shes bstan pa’i nyi ma Ишдамбийням
4. Богдо-гэгэн IV, Лобсан Тубден Ванчук Джигме Гьяцо 1775 1781—1813 Джебдзун-Дамба-хутухта XIX blo bzang thub bstan dbang phyug 'jigs med rgya mtsho Лувсантөвдөнванчүгжигмэджамц
5. Богдо-гэгэн V, Лобсан Цультим Джигме Тенпей Гьялцен 1815 1815—1841 Джебдзун-Дамба-хутухта XX blo bzang tshul khrims 'jigs med bstan pa’i rgyal mtshan Лувсанчүлтэмжигмэддамбийжанцан
6. Богдо-гэгэн VI, Лобсан Тубден Чокьи Гьялцен 1842/1843 1848 (?) Джебдзун-Дамба-хутухта XXI blo bzang bstan pa’i chos kyi rgyal mtshan Лувсантөвдөнчойжижалцан
7. Богдо-гэгэн VII, Нгаван Чокьи Ванчуг Тинлей Гьяцо [1849/1850 1850—1868/1869 Джебдзун-Дамба-хутухта XXII ngag dbang chos kyi dbang phyug 'phrin las rgya mtsho Агваанчойжинванчүгпэрэнлайжамц
8. Богдо-гэгэн VIII, Нгаван Лобсан Чокьи Ньима Тендзин Ванчук 1869/1870 1874/1875—1924 Джебдзун-Дамба-хутухта XXIII, Богдо-хан [Монголии] (1911—1924) ngag dbang blo bzang chos kyi nyi ma bstan 'dzin dbang phyug Агваанлувсанчойжиннямданзанванчүг
9. Богдо-гэгэн IX, Джампэл Намдрол Чокьи Гьялцэн 1932 1992—2012 Джебдзун-Дамба-хутухта XXIV 'jam dpal nam drol chos kyi rgyal mtshan Жамбалнамдолчойжижалцан

Современный статус

Девятым Богдо-гэгэном Далай-лама XIV в 1991 году официально провозгласил тибетского ламу Джампэла Намдрола Чокьи Гьялцэна, выявленного как перерождение Джебцзундамбы в 1936 году, и со времени присоединения Тибета к Китаю в 1959 году постоянно проживавшего в Индии[8][9][10]. В последующие два десятилетия Богдо-гэгэн IX неоднократно посещал Монголию по приглашению Хамбо-ламы Дэмбэрэлийна Чойжамца, называвшего его «высшей святыней монгольского народа»[11][12]. В Монголии состоялось большое собрание религиозных деятелей во главе с Хамбо-ламой, была проведена интронизация Богдо-гэгэна IX как главы буддийской религии в стране[13][14].

Монгольские верующие признают Богдо-гэгэна третьим лицом в иерархии после Далай-ламы и Панчен-ламы,[15] духовным наставником буддистов не только Монголии, но и России[16][17]. В 2010 году Богдо-гэгэн IX получил монгольское гражданство и с этого времени жил при монастыре Гандантэгченлин в Улан-Баторе. 2 ноября 2011 года в Гандантэгченлине прошла церемония провозглашения Богдо-гэгэна IX главой монгольских буддистов и Центра (Ассоциации) буддистов Монголии[18][19]. В начале 2012 года, незадолго до смерти Богдо-гэгэна IX, министр культуры Монголии Ё. Отгонбаяр во главе специальной комиссии передал ему прошение о будущем возрождении в Монголии[20]. На конец 2015 года перерождение пока не выявлено.

Примечания

  1. Croner D. Zanabazar’s First Trip to Tibet // The Life of Zanabazar: The First Bogd Gegeen of Mongolia. P. 9 Архивная копия от 14 июля 2009 на Wayback Machine.
  2. Berzin A. A Comparison of Buddhist Art Styles in the Mongol Regions.
  3. Богдо-гэгэн // Большая советская энциклопедия.
  4. Croner D. Zanabazar’s First Trip to Tibet // The Life of Zanabazar: The First Bogd Gegeen of Mongolia. P. 11 Архивная копия от 6 февраля 2004 на Wayback Machine.
  5. Цит. по: Ломакина И. И. Монгольская столица, старая и новая. — М.: КМК, 2006. С. 20—21.
  6. Ломакина И. И. Монгольская столица, старая и новая. — М.: КМК, 2006. С. 24.
  7. Имена указаны в монголизированной форме: монг. «Лубсан» вместо тиб. «Лобсанг», «Агван» вместо «Нгаванг» и т. д.
  8. Сабиров Р. Т. Старый и новый буддизм современной Монголии. НГ Религии (15 февраля 2006). Проверено 15 сентября 2010. Архивировано 8 февраля 2012 года.
  9. Дугаров Б.-Ц. Это уже его второй визит. Официальный сайт МО «Кижингинский район» (22 июля 2010). Проверено 15 сентября 2010. Архивировано 8 февраля 2012 года.
  10. Mongolian Buddhists Protecting Nature: A Handbook on Faiths, Environment and Development. — Ulaanbaatar, 2009. P. 28.
  11. Книга о визите Богдо-гэгэна IX в Монголию (недоступная ссылка)
  12. [Монголын IX Богд Жэвзундамба Хутагт Жамбалнамдолчойжижанцан. Айлдвар Сургаал. 2009. Улаанбаатар: Гандантэгчэнлингийн хийдийн «Билгийн мэлмий» сонин, стр.3.]
  13. Книга о визите Богдо-гэгэна IX в Монголию. (недоступная ссылка)
  14. [Монголын IX Богд Жэвзундамба Хутагт Жамбалнамдолчойжижанцан. Айлдвар Сургаал. 2009. Улаанбаатар: Гандантэгчэнлингийн хийдийн «Билгийн мэлмий» сонин.]
  15. Монголию посетил 9-ый Богдо Гэгэн Джавзандамба Хутугта. — Радио Голос Монголии, передача 2010-05-24 (недоступная ссылка)
  16. Священный ритуал, продлевающий жизнь. — ИнформПолис Online
  17. Богдо-гэгэн даст наставления. — Забайкальское информационное агентство.
  18. Д. Гэрэлт. IX Богд Монголын бурхан шашны тэргүүн боллоо (недоступная ссылка)
  19. Богдо-гэгэн IX Джебцзундамба-хутухта провозглашен главой Центра буддистов Монголии
  20. М. Жаргал Монголын Бурхан шашинтны төвийн тэргүүн IX Богд таалал төгсчээ

См. также

Ссылки



Что такое monamir.ru Monamir.ru является одним из мощнейших информационным ресурсом в рунете. Он открыт для любого пользователя. Наш сайт - это библиотека, которая является общественной. Любой посетитель сможет найти необходимую для себя информацию.

Основа этой страницы находится в Вики. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. monamir.ru является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

E-mail: admin@monamir.ru
Сайт Monamir.ru является НЕофициальным.