Роберт Юрьевич Виппер | |
Robert Vipper | |
![]() | |
Дата рождения | 2 (14) июля 1859 |
---|---|
Место рождения | |
Дата смерти | 30 декабря 1954[1] (95 лет) |
Место смерти | |
Страна |
![]() ![]() |
Научная сфера | история |
Место работы |
Новороссийский университет, Московский университет, Латвийский университет, ИИ АН СССР, МГУ |
Альма-матер | ИМУ (1880) |
Учёная степень | доктор всеобщей истории (1894) |
Учёное звание |
заслуженный профессор, академик АН СССР |
Научный руководитель |
В. И. Герье, С. Ф. Фортунатов |
Известные ученики |
В. П. Волгин, Н. М. Дружинин, Н. М. Лукин, А. И. Неусыхин, П. Ф. Преображенский |
Награды и премии | |
![]() |
![]() | |
![]() |
АРАН. Ф.1562. Оп.1. Д.88. Л.3 |
---|
Ро́берт Ю́рьевич (Георгиевич) Ви́ппер (2 [14] июля 1859, Москва — 30 декабря 1954, Москва) — русский, латвийский и советский историк, действительный член АН СССР с 27 сентября 1943 года по Отделению истории и философии (история). Брат О. Ю. Виппера, отец Б. Р. Виппера.
Родился в семье московского учителя, обрусевшего немца, Юрия (Георгия) Францевича Виппера (1824—1891) и его супруги Шарлотты Георгиевны (1841—1874), урождённой Фуртвенглер (Furtvengler). Как и его супруга, Юрий Францевич был лютеранского вероисповедания; происходил из семьи ремесленников, но окончил Императорский Московский университет и за заслуги на педагогическом поприще в 1880 году получил дворянство — записан в III часть родословной книги дворянства Московской губернии[2]. Будучи талантливым преподавателем географии, физики, математики, написал ряд учебных пособий по физике, издал несколько научно-популярных произведений; преподавал математику и физику в Лазаревском институте восточных языков, затем был инспектором (1881—1884) и директором Московского училища живописи, ваяния и зодчества; учил географии в Гимназии Креймана.
Роберт Виппер после домашней подготовки поступил сразу же в 3-й класс классической гимназии при Лазаревском институте. Гимназию окончил с золотой медалью в 1876 году — в аттестате особо было отмечено: «любознательность к древним языкам, математике и истории замечательная». В 1880 году окончил историко-филологический факультет Московского университета со званием кандидата истории; учителями Виппера были В. И. Герье и В. О. Ключевский. После окончания университета начал преподавать в женской гимназии С. А. Арсеньевой (1880—1895), МУЖВЗ (1881—1894) и в училище ордена Св. Екатерины; позже читал курсы истории в Николаевском женском училище, частной гимназии первого разряда Пуссель на Покровке; преподавал историю культуры в Училище изящных искусств А. О. Гунста.
Во второй половине 1880-х годов женился на Анастасии Васильевне Ахрамович (1863—1915). В 1885—1886 годах при материальной поддержке семьи занимался в университетах Берлина, Мюнхена, Вены, Парижа. В 1887 году сдал магистерские экзамены. Только в мае 1894 года защитил магистерскую диссертацию «Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма» (написанную на основе двухлетней работы в женевских архивах). Научная работа, написанная на 686 страницах, была настолько высокого уровня, что он получил за неё сразу степень доктора всеобщей истории, был отмечен премией С. М. Соловьёва (стипендия размером в 1000 рублей) и назначен на кафедру всеобщей истории в Новороссийском университете в Одессе. С 1897 года — приват-доцент, с 1899 года — экстраординарный, а с 1901 года по 1922 год — ординарный профессор Московского университета. С 1916 года — заслуженный профессор Московского университета.
С 1910 года — действительный статский советник.
После Октябрьской революции большевики вспомнили о киевском деле Бейлиса, в котором принимал участие брат Р. Ю. Виппера, Отто Юрьевич; в апреле 1919 года он был арестован и осуждён. В 1922 году была напечатана в журнале «Под знаменем марксизма» работа председателя Совнаркома В. И. Ленина «О значении воинствующего материализма». Р. Ю. Виппер был объявлен сторонником «теоретико-познавательного критицизма», связанного с достижениями экспериментальной психологии (эмпириокритицизм). Объясняя появление «контрреволюционных» публикаций историка неопытностью тогдашних работников газет (в частности газеты «Утро России»), Ленин указывал, что профессоров и писателей, которые для воспитания масс «годятся не больше чем заведомые растлители годились бы для роли надзирателей в учебных заведениях для младшего возраста», революционный пролетариат «вежливо выпроводил» бы из страны.
Летом 1924 года Р. Ю. Виппер получил приглашение преподавать в Латвийском университете в Риге и к началу учебного года переехал в Латвию вместе с сыном, Борисом Робертовичем, также получившим предложение — из Латвийской Академии художеств. Некоторые работы учёного, воспринимавшиеся как политически и идеологически нейтральные, продолжали публиковаться у него на родине; в частности, в 1922—1923 годах был дважды переиздан его «Краткий учебник истории Средних веков». До декабря 1929 года Виппер упорно сохранял советское подданство. В 1932 году профессору Випперу продлили на 5 лет чтение лекций, хотя по уставу университета, по возрасту он уже не имел права читать лекции.
После того как Латвия в 1941 году вошла в состав СССР, несмотря на свой почтенный возраст, он стал профессором Московского института философии, литературы и истории, а также в 1941—1950 годах работал в МГУ (кроме 1941—1943 годов, когда преподавал в Среднеазиатском государственном университете в Ташкенте). В 1943 году был избран в Академию наук СССР[3], работал старшим научным сотрудником Института истории АН СССР.
В смысле исторической методологии, начинал как позитивист, затем попал под сильное влияние философской доктрины эмпириокритицизма. Увлекался циклизмом Вико[4]. В конце жизни пытался работать в рамках марксизма.
Р. Ю. Виппер примыкал к группе советских учёных, разрабатывавших мифологическую теорию происхождения христианства. Отвергая существование Иисуса Христа, он датировал возникновение христианства не I веком нашей эры, а II; возникновение христианской литературы относил ко второй половине II в. н. э. Эти воззрения были критически встречены многими его коллегами: советскими историками христианства и отвергнуты исторической наукой на основании целого ряда данных: археологических находок, обнаружения древних документов (например, папирусов с фрагментами евангелий, относящихся к 1-й половине II в. н. э.) и т. д.
Написал свыше 300 работ по всеобщей истории от античности до современности; среди них: