Село | |
Воздвиженское | |
---|---|
56°11′47″ с. ш. 38°03′21″ в. д.HGЯO | |
Страна |
![]() |
Субъект Федерации | Московская область |
Муниципальный район | Сергиево-Посадский |
Сельское поселение | Лозовское |
История и география | |
Часовой пояс | UTC+3 |
Население | |
Население | ↗108[1] человек (2010) |
Цифровые идентификаторы | |
Почтовый индекс | 141362 |
Код ОКАТО | 46 215 819 001 |
Код ОКТМО | 46 615 458 131 |
![]() |
Воздвиженское — село в Сергиево-Посадском районе Московской области России. Расположено в 50 километрах от Москвы. Входит в состав сельского поселения Лозовское.
Численность населения | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1859[2] | 1886[3] | 1890[4] | 1899[5] | 1926[6] | 2002[7] | 2006[8] | 2010[1] |
153 | ↘128 | ↗176 | ↘98 | ↗200 | ↘110 | ↘82 | ↗108 |
Согласно археологическим данным, история села восходит к началу XIV века. Его владельцами являлись великие московские князья, цари, императоры и императрицы. Название села произошло от церкви Воздвижения Креста Господня, построенной при царском путевом дворце, которых было по дороге из Москвы в Троицкий монастырь пять: в Алексеевском, Тайнинском, Братовщине, Воздвиженском, у стен Троицкого монастыря (цари ходили по этому пути пешком).
Несколько раз Воздвиженское становилось ареной важных исторических событий. Первое из них — Хованщина. После смерти в 1682 году царя Фёдора Алексеевича, который не отставил наследника, престол должен был перейти к 16-летнему Ивану — сыну первой жены Алексея Михайловича, покойной царицы Марии (в девичестве Милославской) или 10-летнему Петру — сыну второй жены Алексея Михайловича, вдовствующей царицы Натальи Кирилловны (в девичестве Нарышкиной). Боярская дума склонилась в сторону более перспективного Петра и провозгласила его царем. Но сторонники Милославских подняли восстание. Поддержавшие их стрельцы во главе с самонадеянным князем-авантюристом Иваном Андреевичем Хованским захватили Кремль, перебили многих бояр, в том числе канцлера Артамона Матвеева и дядю десятилетнего Петра I Юрия Нарышкина. На престоле оказались оба: и Иван, и Петр, а регентшей и фактической правительницей стала их старшая сестра — царевна Софья Алексеевна. Но Иван Хованский не успокоился на этом и стал угрожать теперь уже Софье новым стрелецким восстанием.
В этом же 1682 году, когда Софья праздновала в Воздвиженском именины, московские бояре решили поздравить царевну. Поехали и князь Хованский с сыном Андреем, не подозревая о готовящейся участи. Из Воздвиженского был отправлен князь Лыков, захвативший врасплох Ивана Хованского в селе Пушкино, а сына Андрея — около Братовщины. Схваченные Хованские были доставлены в Воздвиженское к путевому дворцу, где их ожидала расправа. Князьям отсекли головы на площади перед дворцом. Тела казненных было не разрешено погребать: их просто затоптали в болотистые берега реки Вори. Впоследствии возникла местная легенда, что казненные отец и сын Хованские ночами поднимаются из болота и, держа в руках отрубленные головы, выходят на дорогу, умоляя путников и проезжающих о христианском погребении.
Через несколько лет Воздвиженское вновь стало ареной схватки русских правителей борьбе за власть. В 1689 году, когда семнадцатилетний Петр предъявил свои права на престол, началась борьба между юным царем и его старшей сестрой — Софьей, которая на этот раз была здесь унижена. Опасаясь Софьи и тайно уехав из Преображенского, молодой государь укрылся за стенами Троицкого монастыря. В Троицу потянулись и его сторонники — потешные войска, стрелецкий полк под командованием Л. П. Сухарева и другие. Софья не смогла поднять восстание против Петра и выехала в сторону Троице-Сергиева монастыря на переговоры, которые проходили в путевом дворце, находившемся в Воздвиженском. Софья потребовала, чтобы Петр вернулся в Москву, но он не согласился, вполне обоснованно не доверяя ей. Вместо этого спродвижники Петра арестовали Софью и отправили в Москву, в Новодевичий монастырь, где она была пострижена в монахини под именем инокини Сусанны.
До 1994 года Воздвиженское было центром Воздвиженского сельсовета, а в 1994—2006 годах — центром Воздвиженского сельского округа.
Кроме Крестовоздвиженского храма к числу наиболее известных туристических объектов относится дом, украшенный резьбой, который находится при выезде из Воздвиженского на Ярославское шоссе.
В 2009 году была построена в традициях северной деревянной архитектуры и освящена крестильная часовня Кронида Радонежского (Любимова) (расстрелянного в 1937 году на Бутовском полигоне)[9].
Рядом с храмом создается Музей северорусской курной избы, где собрано несколько ценных памятников деревянного зодчества[10][11]. В селе по инициативе настоятеля Крестовоздвиженского храма о. Андрея Крашенинникова ежегодно весной проходит Фестиваль традиционного русского пения[12][13]. Ежегодно в день памяти преп. Сергия Радонежского из Воздвиженского совершается Крестный ход в соседний Радонеж (18 июля)[14], а 8 октября прихожане Воздвиженского присоединяются к Крестному ходу "Тропой преподобного Сергия" в Троице-Сергиеву Лавру, идущему через Покровский Хотьков монастырь[15]
Недалеко от села находится древнее урочище под названием Белые Боги.
Воздвиженское. Восстановленная северорусская курная изба из Архангельской области
Ансамбль Дмитрия Покровского на Фестивале традиционного русского пения в Воздвиженском, май 2015
Воздвиженская церковь сооружена из кирпича по заказу А. И. Мухановой в 1838, окончательно отделана в 1847 г. По ясности замысла и совершенству пропорций она может быть причислена к выдающимся произведениям московского ампира. Принципиально близка разработкам А. Г. Григорьева для Троицкой церкви в Ершове близ Звенигорода. Строительство велось под наблюдением архитекторов Д. Ф. Борисова и Ф. М. Шестакова[16] по проекту 1834 г.
Центрическое здание, в плане близкое к квадрату, имеет исключительно редкую для своего времени композицию храма «под звоном». Массивный куб церкви с широко расставленными четырьмя столбами увенчан барабаном-звонницей и со всех сторон обработан небольшими портиками греко-дорического ордера. Портики восстановлены И. И. Вороновым в 1970 г. Для размещения придела церковь внутри имеет хоры с точеной балюстрадой, расположенные по периметру стен. Центральная часть храма перекрыта плоским куполом, хоры и барабан — ложными, выполненными в дереве сводами.
Благодаря хорам интерьер церкви получил светский характер зала с плоским потолком и прорывом в центре к парящему куполу. От внутреннего убранства остался главный резной иконостас конца XIX в. Орнаментальные росписи стен 1900-х гг. забелены. Пол из каменных плит.