Александр Константинович Глазунов | |
![]() | |
Основная информация | |
---|---|
Дата рождения | 10 августа 1865[1][2][…] |
Место рождения | Санкт-Петербург, Российская империя |
Дата смерти | 21 марта 1936[4][1][…] (70 лет) |
Место смерти | Нёйи-сюр-Сен, Франция |
Похоронен | |
Страна |
![]() ![]() |
Профессии | |
Жанры | симфония |
Награды |
![]() |
![]() |
Алекса́ндр Константи́нович Глазуно́в (29 июля [10] августа 1865, Санкт-Петербург — 21 марта 1936, Нёйи-сюр-Сен) — русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, профессор Петербургской консерватории (1899), в 1907—1928 — её директор. Народный артист Республики (1922). Старший брат русского энтомолога и путешественника — Дмитрия Глазунова.
Отец работал книгоиздателем, мать была пианисткой. Образование получил во Втором петербургском реальном училище, по окончании которого в 1883 году некоторое время был вольнослушателем в Петербургском университете. Одарённый хорошим слухом и музыкальной памятью, Глазунов начал обучаться игре на фортепиано с девяти лет, сочинять с одиннадцати. В 1879 он познакомился с Милием Балакиревым, который отметил незаурядный талант юноши и рекомендовал его Николаю Римскому-Корсакову. С Римским-Корсаковым Глазунов начал частным образом изучать теорию музыки и композицию, и за полтора года прошёл весь курс гармонии, форм и инструментовки. Уже в 1882 году Глазунов написал свою Первую симфонию, которая с успехом была исполнена под управлением Балакирева, а вскоре появился его первый струнный квартет. Творчеством Глазунова вскоре заинтересовался известный меценат и покровитель искусства Митрофан Беляев, ставивший своей целью поддержку молодых русских композиторов. В 1885 году Беляев организовал цикл Русских симфонических концертов и музыкальное издательство в Лейпциге, а годом ранее при его поддержке Глазунов впервые отправился за границу, где была исполнена его Первая симфония, и где он познакомился с Ференцем Листом, одобрительно отозвавшимся о его творчестве. Вернувшись в Петербург, Глазунов стал одним из членов так называемого «Беляевского кружка», в который входили также Римский-Корсаков, Лядов, Малишевский, Витолс, Блуменфельд и другие музыканты. Продолжая традиции «Могучей кучки» по части развития русской композиторской школы, беляевцы также держали курс на сближение с западной музыкальной культурой.
В 1887 году умер Александр Бородин, оставив неоконченными свою оперу «Князь Игорь» и Третью симфонию. За их окончание и оркестровку берутся Римский-Корсаков и Глазунов. Феноменальная память Глазунова позволила ему полностью восстановить услышанную в исполнении на фортепиано самого Бородина незадолго до его смерти увертюру к опере и фрагменты третьего действия, а благодаря музыкальным навыкам он смог полностью оркестровать симфонию. В 1889 он дебютирует как дирижёр, исполняя свою Вторую симфонию на Всемирной выставке в Париже. В начале 1890-х Глазунов переживает творческий кризис, который сменяется новым подъёмом: он пишет три симфонии, камерные произведения и балет «Раймонда», ставший наиболее известным его сочинением. В 1899 он получает место профессора Петербургской консерватории, в которой работал непрерывно около тридцати лет. После событий 1905 года, когда из консерватории за поддержку революционно настроенных студентов был уволен Римский-Корсаков, Глазунов в знак протеста также покинул свой пост, но уже в декабре того же года, после того, как консерватория была отделена от Русского музыкального общества, вернулся в неё и вскоре был избран её директором. На посту директора Глазунов провёл огромную работу: приводил в порядок учебные планы, основал оперную студию и студенческий оркестр, значительно повысил требования к студентам и преподавателям, в конце каждого учебного года лично присутствовал на всех экзаменах и писал характеристики на каждого студента. В 1906 году Глазунов написал музыку гимна «Избранникам русского народа», прославляющего депутатов Государственной Думы Российской Империи. В 1908 году А. К. Глазунов рекомендует своего ученика, талантливого польского композитора Витольда Малишевского, на пост директора Императорских музыкальных классов в Одессе. Это назначение оказалось знаковым для всего развития музыкальной культуры юга Российской Империи, а затем Украины, так как в 1913 году Малишевский стал основателем и первым ректором Одесской консерватории.
После Октябрьской революции Глазунов сумел остаться на своём посту, наладив отношения с новой властью, и, в частности, с наркомом просвещения Анатолием Луначарским, и сохранить за консерваторией престижный статус. Он выступал как дирижёр на фабриках, в клубах и других местах, принимал участие в музыкально-общественной жизни страны. В 1922 ему было присвоено звание народного артиста Республики[6]. Тем не менее, против Глазунова в консерватории были настроены как некоторые группы профессоров, так и студентов. В 1928 году Глазунов был приглашён на композиторский конкурс в Вену, посвящённый столетию со дня смерти Франца Шуберта, и по его окончании он принял решение не возвращаться в СССР. Глазунов формально числился ректором консерватории до 1930 года (его обязанности исполнял Максимилиан Штейнберг). Некоторое время Глазунов выступал как дирижёр, а в 1932, в связи с ухудшившимся здоровьем, вместе с женой поселился в Париже, где изредка сочинял (среди его поздних работ — Концерт для саксофона с оркестром, посвящённый Сигурду Рашеру).
Глазунов умер в Париже в 1936 году. А в 1972 году его прах был перевезён в Ленинград и торжественно захоронен на Тихвинском кладбище[7] Александро-Невской лавры[8]. В Мюнхене открыт институт, занимающийся исследованием творчества композитора, архив его партитур хранится в Париже.
Именем композитора назван малый зал Санкт-Петербургской консерватории.
Портрет работы Ильи Репина. 1887
Фотопортрет А.К. Глазунова работы Е.Л. Мрозовской. 1891
Рисунок работы Валентина Серова. 1899
Фотопортрет работы А. Федецкого. 1899
Владимир Стасов (критик), Фёдор Шаляпин (певец), Александр Глазунов (композитор). 1900
В. В. Матэ. Офорт, исполненный с фото в честь 25-летия композиторской деятельности.
«Песнь менестреля» соч.71 | |
Исполняет оркестр Скидморского колледжа
| |
Помощь по воспроизведению |
Глазунов занимает заметное место в истории русской музыки. По стилю своих сочинений он примыкает отчасти к «Новой русской школе», но культивирует по существу европейские классические музыкальные формы. Его произведения отмечены яркой оркестровкой, большим гармоническим и контрапунктическим мастерством, тонким лиризмом.
Две обработки церковных распевов («Плотию уснув» и стихиры Пасхи) были написаны им в 1935 году, за год до его смерти, и вошли в Сборник церковных песнопений, изданный под редакцией Н. Н. Черепнина парижским православным богословским институтом в 1939 году.
Из учеников Глазунова наиболее известен Дмитрий Шостакович.
По классу композиции у А. К. Глазунова в 1916 году закончил обучение Семён Златов, впоследствии известный румынский и молдавский дирижёр, педагог и композитор.
Учеником А. К. Глазунова был П. Ясиновский — американский композитор и музыковед, известный кантор.
Похитонов, Даниил Ильич — дирижёр Мариинского театра, Профессор Ленинградской консерватории. Народный артист РСФСР 1957.
29.07.1865 — 1928 — Большая Мещанская улица, 8.
Отношения Анатолия Васильевича Луначарского и Александра Константиновича Глазунова начались в период гражданской войны (с 1917 года), когда А.В. Луначарский возглавил "культурную революцию". Они находились в постоянной и непрерывной перепиской. На тот момент А.К. Глазунов уже был ректором Петербургской консерватории, а А.В. Луначарский занимал пост наркома просвещения РСФСР. В письмах к Глазунову Анатолий Васильевич обращался к «гражданину директору». В то непростое время Луначарский помог Глазунову, когда у того остро встал вопрос с жильем, выдав директору консерватории «охранную грамоту»: «Настоящим удостоверяю, что квартира по Казанской улице № 10, где живёт знаменитый композитор директор консерватории А. Глазунов, ввиду выполняемых им важнейших обязанностей и творческой работы, никакой реквизиции ни в коем случае не подлежит. Народный комиссар Луначарский» [9]. На 40-летие творческой деятельности А.К.Глазунова Анатолий Васильевич произнес пламенную речь, в которой он сравнил П.И.Чайковского и Глазунова в пользу второго [10].
В 1928 году одна богатая американская фирма решила устроить конкурс к 100-тию Шуберта в Вене и пригласила Глазунова в качестве жюри. Для того, чтобы выехать, композитору было необходимо получить разрешение. Он обратился к Луначарскому. Наркомпрос ушло письмо: «Просим Вас оказать всемерное содействие к предоставлению заграничной командировки в город Вену сроком на три месяца Народному артисту Республики профессору Александру Константиновичу Глазунову как представителю шубертовского конкурсного жюри по СССР» [11]. В протоколе заседания правления консерватории по вопросу о заграничных командировках записали кратко: «Персонально А. К. Глазунову». В ректорском приказе Глазунов обозначил: «Отправляюсь в Вену в качестве члена Международного жюри для присутствия на торжествах в память столетия со смерти композитора Франца Шуберта» [12]. С того года А.К.Глазунов больше не возвращался в СССР.
Знакомство Глазунова и Рахманинова состоялось, видимо, в Москве в начале мая 1896 года, в гостях у Танеева [13]. По свидетельству одного из мемуаристов, Глазунов сыграл Танееву еще никому не известную первую часть Симфонии №6, а Рахманинов, подслушав музыку из соседней комнаты, тут же воспроизвел ее по памяти ([14]). Впоследствии, в начале 1897 года по заказу Беляева Рахманинов выполнил переложение для фортепиано в 4 руки Симфонии №6 Глазунова [15].
Однако еще до личного знакомства Глазунов был знаком с музыкой Рахманинова и даже дирижировал ей. В частности, 20 января 1896 года Глазунов продирижировал фантазией «Утес» [[Рахманинов]]а в Петербурге, в одном из концертов беляевского кружка [16]. В свою очередь, Рахманинов также дирижировал сочинениями Глазунова[17]
Широко известна и обросла легендами история неудачной премьеры Первой симфонии Рахманинова, которой дирижировал Глазунов в третьем Русском симфоническом концерте. 9 марта 1897 года Рахманинов выехал в Петербург, чтобы присутствовать на трех репетициях и на премьере, которая состоялась 15 марта. Многие мемуаристы Рахманинова (Е. Крейцер-Жуковская, А. Хессин, А. Оссовский) обвиняют Глазунова в неудаче и в том, что за пультом он был пьян. Считается, что именно провал симфонии вызвал последующий застой в творчестве Рахманинова и стал переломным моментом вего биографии[18]. Несмотря на это, Рахманинов продолжал общаться с Глазуновым, и их переписка длилась долгие годы, даже за границей[19].
Кроме того, Глазунова и Рахманинова связывало Русское музыкальное общество (РМО). В 1909 году Рахманинова избрали музыкальным руководителем РМО, в то время как Глазунов был директором Петербургской консерватории и тесно сотрудничал с этой организацией[20].
Штейнберг Максимилиан Осеевич (1889—1946) — композитор, народный артист УзССР, заслуженный артист РСФСР, профессор Ленинградской консерватории, зятем Н. А. Римскому-Корсакову (был женат на его дочери Наде). Оставил воспоминания о А. К. Глазунове, в которых привел большое количество интересных писем Глазунова к нему за период 1929—1936 гг. (М. Штейнберг. «А. К. Глазунов. Воспоминания о нем и его письма». Ученые записки Ленинградской консерватории за 1946 год). Автографы этих писем А. К. Глазунова хранятся в архиве семьи Римских-Корсаковых[21].
М. О. Штейнберг, также как и Глазунов работал в Петербургской, Петроградской, а затем Ленинградской консерватории. Они оба были учениками и продолжателями традиций Н. А. Римского-Корсакова. Профессор Штейнберг вел классы композиции и инструментовки. У него по композиции учился Дмитрий Шостакович, о котором позднее он писал: «Можно ожидать в будущем значительного расцвета его творческого дарования»[22].
Знакомство Штейнберга и Глазунова, вероятно, произошло в 1908 году, когда первый поступил в консерваторию в класс композиции Н. А. Римского-Корсакова. Из писем известно, что Глазунов не раз исполнял произведения своего друга и коллеги. Например, в письме к А. А. Спендиарову от 23 декабря 1908 года он писал: «Завтра у меня есть кое-какие занятия часов до 3-х, а в З1/2 часа я назначил репетицию для Шереметьевского концерта в Большом зале Консерватории. Буду исполнять кантату Штейнберга и симфонию Лембы. Может быть, Ты зайдешь на репетицию? В антракте или к концу я к Твоим услугам»[23].
Дружественные чувства Глазунова к Штейнбергу позднее описывали так: «Глазунов проникался к Максу всё более дружескими чувствами, не мог нарадоваться на своего младшего коллегу, часто встречался с ним вне консерватории, ездил с ним на природу, стал мысленно, а потом и вслух, называть его "Овёсычем" − это шутливо-ласковое прозвище дали Штейнбергу влюблённые в него ученики»[24].
Штейнберг и Глазунов завершили ряд работ своего учителя. Так, оркестровая сюита из оперы «Сказание о граде Китеже» была составлена М. О. Штейнбергом по плану Н. А. Римского-Корсакова, из оперы «Золотой петушок» — А. К. Глазуновым и М. О. Штейнбергом. Учебник Римского-Корсакова «Основы оркестровки с партитурными образцами из собственных сочинений» был издан в 1913 году под редакцией М. О. Штейнберга.
Дружба композиторов поддерживалась даже тогда, когда в 1920-е годы в консерватории произошел раскол преподавательского состава на две группы: «В итоге коллектив педагогов разделился на два лагеря, и чем дальше, тем разлом между ними становился всё шире, противоречия и разногласия всё непримиримее. “Консерваторы” − Глазунов, Штейнберг, Николаев − стояли за сохранение многого из того, что заложил Римский-Корсаков, за умеренные и постепенные перемены, “новаторы” − Щербачёв, Асафьев − требовали резкого поворота. К тому же, всячески восхваляли сочинения новейших западных авторов, одни имена которых вызывали у Глазунова боль в ушах − Шёнберг, Берг, Хиндемит. Однако их объявляли наиболее “созвучными эпохе”. Естественно, что Глазунов с его верностью классическим традициям казался “новаторам” невыносимо устарелым»[25].
Когда Глазунов принял решение покинуть Россию, контакты со Штейнбергом продолжались. Более того, в своем исследовании о Глазунове О. И. Куницын писал: «За Лондоном последовала вереница европейских городов − Брюссель, Мангейм, Гейдельберг, Остенде, Страсбург. В Остенде во время концерта простудился, в Страсбург приехал совсем больным, послал телефамму в Гейдельберг, где у друзей гостил Макс Штейнберг: “Приезжайте помочь своему больному учителю”. Штейнберг тут же прибыл, трогательно заботился об Александре Константиновиче, потом вместе уехали в Гейдельберг - гуляли по живописным окрестностям, музицировали. Окрепнув, Глазунов прокатился по Рейну до Шварцваль − да, побывал ещё в Лейпциге и Берлине»[26].
Как итог контактов между этими композиторами можно привести слова самого Штейнберга о своем близком друге Глазунове: «Авторитет его был исключительно велик: одно присутствие его на каком-либо собрании, в классе, на экзамене, в концерте заставляло людей подтягиваться, показывать себя и свое искусство наилучшим образом, прилагать усилия для того, чтобы со стороны можно было достойно оценить труд консерватории в целом»[27].
![]() |
Александр Константинович Глазунов в Викицитатнике |
---|---|
![]() |
Александр Константинович Глазунов на Викискладе |