Грузи́ны, или картве́лы (самоназвание — картвелеби, груз. ქართველები), — народ картвельской языковой семьи[24][25]. Бо́льшая их часть сосредоточена внутри границ Грузии, также они проживают в восточных провинциях Турции и во внутренних районах Ирана, особенно в городе Ферейдуншехр[25]. Благодаря удалённости грузин от основных путей вторжений и миграций территория Грузии оказалась объектом большой демографической однородности, благодаря чему современные грузины считаются прямыми потомками коренных жителей Кавказского перешейка[25]. Большинство грузин традиционно исповедует христианство (православие), которое принято 6 мая 319 года[25]. Формирование единого картвельского этноса началось в первых веках I-го тыс. до н. э. и завершился в основном в VI—X веках[26].
В большинстве своем антропологически грузины относятся к понтийскому и кавкасионскому типам европеоидной расы. Множество грузин имеют тёмные волосы, встречаются блондины; у большинства грузин карие глаза, хотя у 30 % глаза голубые или серые[25][неавторитетный источник?][27][неавторитетный источник?].
На то, что грузинский этнос сложился из родственных (картвельских) и неродственных элементов, а его территория расширилась путём ассимиляции других племён, в основном кавказского происхождения, обращают внимание предания из древнегрузинских хроник. Уже в Картлис Цховреба даётся мифическая «родословная» картвелов, восходящая к Таргамосу, одному из сыновей библейского Яфета. Там же перечисляются дети «родоначальника» картвелов Картлоса: Кахос, Кухос, Джавахос и др. Эти имена по сути отображают названия исторических областей Грузии Кахетия, Кухетияruen, Джавахетия и.т.д. и представляют таким образом попытку обосновать их происхождение. Однако в названиях областей сохранились иные, более древние значения, или, вероятно, даже ранее существовавших здесь этнонимов, независимо от того, были ли они близкородственными картвелам[28].
Касательно картвельской языковой общности, то распад языка-основы картвельских языков исследователями датируется II тыс. до н. э., когда начинается обособление сванского языка. Вероятно, в VIII в. до н. э., распалось картско-занское (мегрело-чанское) языковое единство[29]. Уже в древности восточногрузинские племена вышли к Чёрному морю, разбив массив западногрузинских племён на две части, и заселили Картли за рекой Курой. С тех пор западногрузинские племена составляли две группы: собственно мегрельскую (в нынешней Западной Грузии) и лазо-чанскую (в пределах от Аджары до Трапезунда нынешней территории Турции). Последняя (лазо-чаны) в это время уже населяло преимущественно горные районы и развивалась очень медленно[28]. В VI в. до н. э. на территории Западного Закавказья сложились две этнические группы картвельских племён: колхи и саспейры. Первые проживали по южному берегу Понта Эвксинского вплоть до Трапезунта и в долине Фасиса (Риони), в то время как саспейры жили в верховьях реки Чороха[30]. В IV в. до н. э. в Западной Грузии сложилось Колхидское царство. Восточнее западногрузинских (мегрело-чанских) племён жили картские (восточногрузинские) племена. В III в. до н. э. здесь в районе Мцхета возникло Картлийское царство (Иберия). На закате своего существования оно включало также Колхиду и соприкасалось с западными областями Кавказской Албании. Сами кавказские албаны приняли участие в этногенезе грузин Кахетии[31]. К концу IV в. Западная Грузия оказалась объединенной под властью Эгрисского (Лазского) царства.
Грузинский народ формировался на основе трёх близкородственных племенных объединений: картов, мегрело-чанов и сванов[32]. Процесс формирования грузинской народности завершилась в основном в VI—X веках[26].
Численность грузин в мире — около 4 млн[33] человек, из них:
Грузинский язык относится к южнокартвельской ветви картвельской языковой семьи. Наиболее ему близки лазский, мегрельский и сванский языки. В грузинском языке различают ряд диалектовruen: картлийский (с мехским и джавахским говорами), кахетинский (с кизикским говором), пшавский, хевсурский, тушский, мохевский, мтиульский, имеретинский (с лечхумским говором), рачинский, гурийский, аджарский, имерхевский, ингилойский и ферейданский[37]. Расхождения между ними являются незначительными, обычно уровня говоров. Для горских диалектов Восточной Грузии (тушинский, хевсурский и.т.д.) характерны архаизмы, а для диалектов Западной Грузии (аджарский, гурийский и.т.д.) — инновации[38]. Современный грузинский литературный язык в основном опирается на языковые нормы, выработанные такими классиками новогрузинской литературы как И. Чавчавадзе, А. Церетели, В. Пшавела, М. Джавахишвили и др.[39] Картлийский с тесно с ним связанными кахетинским, мтиульским, рачинским и имеретинским диалектами образуют ядро грузинского народного языка[37].
Грузинский язык — древнеписьменный язык. Древнейшие письменные памятники на древнегрузинском языкеruen датируются уже V веком н. э. К ним относятся мозаичная надпись первой половины V века, найденная в результате археологических раскопок близ Иерусалима в Палестине, а также надпись на Болнисском Сионе (в 60 км к югу от Тбилиси) конца V века (493—498 гг.)[40][41]. С ранних веков использовалось древнегрузинское письмо мргловани (асомтаврули); с IX века — письмо нусхури (нусха-хуцури, хуцури, церковное); а с XI века — письмо мхедрули (мхедрули-хели, саэро, или гражданское). Опорным диалектом древнегрузинского литературного языка служила картлийская речь[42].
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. |
Мегре́лы (мегр. მარგალი, марга́ли; груз. მეგრელები, мегреле́би) — самая большая по численности народность мегрело-занской (колхидской) группы картвельской языковой семьи[43][44][45][46][47]; часто как субэтническая группа грузинского народа.[48][нет в источнике] [49][уточнить][50]. На юге от мегрелов живут гурийцы, на востоке имеретинцы, на севере сваны, а на северо-западе — абхазы. Мегрелы крайне музыкальны — среди их напевов есть очень мелодичные (записаны с приложением нот X. Гроздовым в«Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа», XVIII, 1894); свои песни они исполняют под аккомпанемент грузинского народного инструмента чонгури. Кроме песен, народное творчество мегрелов выразилось ещё в сказках; ряд их в русском переводе записан Ш. Ломинадзе. Мегрелы исповедуют православие и принадлежат к Грузинской православной церкви.
В позднем Средневековье мегрелы пользовались относительной самостоятельностью от Имеретинских царей (княжество Мегрелия) и имели собственную династию владетельных князей (Дадиани). В 1803 году владетель Мегрельского княжества вступил в российское подданство. С1857 года введено российское управление. Упразднено княжество было в 1867 году и вошло в состав Российской империи (Кутаисская губерния)[51]. Князья Дадиани (светлейшие князья Мингрельские) впоследствии стали частью российского дворянства (после ликвидации княжества в 1867).
Сва́ны (груз. სვანები) — основное, коренное население в Местийском и Лентехском районах на северо-западе Грузии, объединяемых в историческую область Сванетия — говорят на грузинском и на отдельном сванском языках, относящихся к картвельской семье.
Лазы (груз. ლაზები) — проживают на северо-востоке Турции, на территории исторической области Лазистан. Лазы говорят на грузинском и родственном мегрельскому — лазском языке, относящемся к картвельской семье, а также на турецком языке.
Традиционной религией большинства грузин является православное христианство. В отличие от не принявшей постановления Халкидонского собора Армянской церкви, Грузинская имеет каноническое общение со всеми автокефальными православными церквами. Появление христианских общин в пределах нынешней Грузии уже отмечено в III веке, о чём говорят найденные христианских культовых сооружений, датируемые этим временем. Временем же принятие Картли (Восточная Грузия) христианства в качестве официальной религией разными специалистами считаются различные даты — с 276 по 355 г. По мнению академика И. А. Джавахишвили это произошло не позднее 337 года[52]. Датой принятия указывается также 6 мая 319 года[25]. Процесс христианизации Западной Грузии закончился в V веке[53].
Грузинская православная церковь (официально: Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь; груз. საქართველოს მართლმადიდებელი სამოციქულო ეკლესია) — автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов.[54][55][56] Одна из древнейших христианских церквей в мире.[57][58][59][60][61] Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали.[62] По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.[63][64] Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.[65] Сложным является вопрос получения грузинской церковью автокефалии. По мнению историка грузинской церкви, священника Кирилла Цинцадзе, Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью со времен царя Мириана, но полную автокефалию получила лишь в XI веке от Собора, созванного Антиохийским Патриархом Петром III.[66]
Некоторые этнографические группы грузин исповедуют ислам. Чвенебури, подавляющая часть лазов, аджарцев и чуть меньше половины ингилойцев являются мусульманами-суннитами, ферейданцы придерживаются шиизма.
В честь самоназвания грузин назван астероид (781) Картвелия, открытый в 1914 году российским астрономом Григорием Неуйминым в Симеизской обсерватории, поскольку первооткрыватель астероида был родом из Грузии.
Как отмечается, взаимные русско-грузинские миграции стали заметными к концу XVIII — началу XIX века, когда Россия ввязалась в борьбу с Портой и Персией за Закавказье и вскоре утвердилась за Кавказским хребтом[67]. Утверждается, что вплоть до советских времён существенных волн переселения грузин в Россию не было, ехали туда в основном представители высших слоёв общества[67]. Поток грузинской миграции усилился после революции. Отмечают, что вплоть до 1990-х годов прошлого века переезжавшие в Россию грузины весьма быстро ассимилировались. С распадом СССР резко возросла трудовая миграция — к середине 2000-х годов общая численность грузин в России составляла, по некоторым оценкам, порядка миллиона человек[67].
По утверждению Владислава Ардзинбы, в конце 1990-х годов в Гальском районе насчитывалось 60 тысяч грузин. Эдуард Шеварднадзе называл цифру 55 тысяч человек.
грузины: 46 499 (в том числе: 43.249 - грузины, 3.207 - мегрелы, 43 - сваны)
За прошедшее десятилетие очень заметно изменилась этническая структура населения. Грузины компактно проживают ныне только в Гальском районе, где по данным переписи 1989 года их было 76 700. В январе 2003 года в Абхазии была проведена перепись населения. Данные переписи долго не разглашались, ввиду наличия определенных технических проблем; по её правилам жители, более года не проживавшие на территории республики, не учитывались в качестве населения, что в итоге и обусловило известные затруднения в подсчетах. Недавно в Сухуми вышел в свет статистический сборник «Абхазия в цифрах» за 2005 год. По данным сборника, численность наличного населения Абхазии на конец 2003 г. составляла 214 401 человек. К концу 2004 года население республики составило 214 603 человек. Численность грузинского населения определяется в количестве порядка 60 000 — 70 000, или около 30 %.
Сегодня в Абхазии проживает около 60 000 абхазов и 50 000 грузин.
Сейчас же, по словам Максима Шевченко в Южной Осетии проживает 20 000 грузин, а в Гальском районе Абхазии — 65 000.