Владимир Михайлович Комаров | |
![]() | |
Страна |
![]() |
---|---|
Специальность | Лётчик-космонавт |
Воинское звание |
![]() |
Экспедиции |
Восход-1 Союз-1 |
Дата рождения | 16 марта 1927 |
Место рождения | Москва, СССР |
Дата смерти | 24 апреля 1967 (40 лет) |
Место смерти | Оренбургская область, СССР |
Автограф |
![]() |
Награды | |
Позывной | Рубин |
![]() |
Влади́мир Миха́йлович Комаро́в (16 марта 1927 года, Москва — 24 апреля 1967 года, Оренбургская область) — лётчик-космонавт № 7, дважды Герой Советского Союза (второй раз звание присвоено посмертно), инженер-полковник авиации[1]. Командир первого в мире экипажа космического корабля, причём сразу из трёх человек. Дважды летал на первых кораблях нового типа: «Восход-1» и «Союз-1».
В 1935—1943 годах учился в школе № 235, ныне — № 2107[2]), затем поступил в 1-ю Московскую спецшколу ВВС, которую окончил в июле 1945 года. С 18 июля 1945 года стал курсантом Сасовской авиационной школы первоначального обучения, а в сентябре того же года — курсантом Борисоглебского военного авиационного училища лётчиков.
В июле 1946 года был переведён в Батайское военное авиационное училище имени А. К. Серова, после окончания которого в 1949 году начал службу военным лётчиком-истребителем в 382-м истребительном авиационном полку 42-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северо-Кавказского военного округа, базировавшемся в Грозном (28 ноября 1951 года назначен на должность старшего лётчика). Там он познакомился со школьной учительницей Валентиной Киселёвой, которая вскоре стала его женой.
С 1952 года член КПСС.
27 октября 1952 года он был переведён в г. Мукачево Закарпатской области на должность старшего лётчика в 486-й истребительный авиаполк 279-й истребительной авиационной дивизии 57-й воздушной армии, где служил до августа 1954 года.
В августе 1954 года поступил и в 1959 году успешно окончил 1-й факультет (авиавооружения) Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского и был распределён в Государственный Краснознамённый НИИ ВВС, где с 3 сентября 1959 года на должностях помощника ведущего инженера и испытателя 3 отделения 5 отдела занимался испытаниями новых образцов авиационной техники. Именно здесь, в ГКНИИ ВВС, комиссия по отбору в первый отряд космонавтов предложила ему новую секретную испытательную работу.
После прохождения медицинской комиссии 7 марта 1960 года он был зачислен в отряд космонавтов (группа ВВС № 1).
С марта 1960 по март 1961 года проходил общекосмическую подготовку. По её окончании, сдав выпускные экзамены (3 апреля 1961), 5 апреля был официально назначен космонавтом отдела космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК), после чего начал подготовку к полёту на космических кораблях «Восток» и «Восход».
В июне 1962 года заменил Григория Нелюбова, отстранённого от подготовки, в качестве дублёра пилота КК «Восток-4» (полёт в августе 1962 года). 12 августа 1962 года был дублёром пилота КК «Восток-4» Павла Поповича.
С сентября 1962 года готовился к длительному групповому полету (планировалось 10 суток) в качестве дублёра пилота КК «Восток-5» (полёт был отменён), однако в мае 1963 года по состоянию здоровья был отстранён от подготовки[3].
С июня по сентябрь 1964 года проходил подготовку в качестве командира экипажа КК «Восход» в группе (с июля 1964 — в экипаже с Константином Феоктистовым и Алексеем Сорокиным, позже А. Сорокина заменил Борис Егоров). 9 октября 1964 года решением Госкомиссии назначен командиром основного экипажа «Восхода-1».
Свой первый космический полёт В. М. Комаров совершил 12—13 октября 1964 года на борту космического корабля «Восход-1» вместе с космонавтами К. П. Феоктистовым и Б. Б. Егоровым (позывной экипажа — «Рубин»). Это был первый в мире многоместный космический корабль. Впервые в составе экипажа были не только лётчик, но также инженер и врач. Впервые в истории экипаж совершал полёт без катапульт и скафандров (из-за тесноты в кабине). Впервые была применена система мягкой посадки.
Итоговая длительность полёта составила 24 часа 17 минут 3 секунды, за это время корабль совершил 16 витков вокруг Земли.
За успешное выполнение полёта экипажу было присвоено звание Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
15 октября ему была присвоена квалификация «Космонавт 3-го класса», а 23 января 1965 года — «инструктор-космонавт».
С сентября 1965 года проходил подготовку в качестве командира активного корабля «Союз-1» по программе «Стыковка». С 14 марта 1966 года — начальник 3-го отдела, старший инструктор-космонавт.
В марте 1966 года был делегатом XXIII съезда КПСС, в мае — делегатом XV съезда ВЛКСМ.
В августе 1966 года было принято решение, что В. М. Комаров будет пилотировать «Союз-1». Его дублёром был назначен Юрий Гагарин.
Программой полёта предусматривалась стыковка с КК «Союз-2» (экипаж — Валерий Быковский, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов), переход А. Елисеева и Е. Хрунова в КК «Союз-1» через открытый космос и посадка «Союза-1» с новым экипажем из трёх человек.
Полёт «Союза-1» проходил с многочисленными нештатными ситуациями. Из-за нераскрытия одной из панелей солнечных батарей запуск «Союза-2» был отменён, а В. Комарову приказали совершить досрочную посадку.
На конечном этапе спуска корабля на Землю отказала парашютная система, не вышел основной парашют спускаемого аппарата, а стропы запасного парашюта скрутились из-за вращения спускаемого аппарата. На большой скорости спускаемый аппарат врезался в землю в степной пустынной местности в Адамовском районе Оренбургской области, полностью разрушился и загорелся.
Продолжительность полёта составила 26 часов 47 минут 52 секунды.
В заявлении ТАСС, опубликованном на следующий день, говорилось:
23 апреля 1967 года в Советском Союзе был выведен с целью лётных испытаний на орбиту Земли новый космический корабль «Союз-1», пилотируемый лётчиком-космонавтом СССР Героем Советского Союза инженер-полковником Комаровым Владимиром Михайловичем. В течение испытательного полёта, продолжавшегося более суток, В. М. Комаровым была полностью выполнена намеченная программа отработки систем нового корабля, а также проведены запланированные научные эксперименты. При полёте лётчик-космонавт В. М. Комаров совершал маневрирование корабля, проводил испытания основных его систем на различных режимах и давал квалифицированную оценку технических характеристик нового космического корабля.
24 апреля, когда программа испытаний была окончена, ему было предложено прекратить полёт и совершить посадку. После осуществления всех операций, связанных с переходом на режим посадки, корабль благополучно прошёл наиболее трудный и ответственный участок торможения в плотных слоях атмосферы и полностью погасил первую космическую скорость.
Однако при открытии основного купола парашюта на семикилометровой высоте, по предварительным данным, в результате скручивания строп парашюта космический корабль снижался с большой скоростью, что явилось причиной гибели В. М. Комарова. Безвременная гибель выдающегося космонавта инженера-испытателя космических кораблей Владимира Михайловича Комарова является тяжёлой утратой для всего советского народа.
— ТАСС. 25 апреля 1967 г.
# | Стартовый корабль | Старт, UTC | Экспедиция | Корабль посадки | Посадка, UTC | Налёт | Выходы в открытый космос | Время в открытом космосе |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Восход-1 | 12.10.1964, 07:30 | Восход-1 | Восход-1 | 13.10.1964, 07:47 | 01 сутки 00 часов 17 минут | 0 | 0 |
2 | Союз-1 | 23.04.1967, 00:35 | Союз-1 | Союз-1 | 24.04.1967, 03:22 | 01 сутки 02 часа 47 минут | 0 | 0 |
02 суток 03 часа 04 минуты | 0 | 0 |
Грозный, Калуга, Батайск[6], Ленинск (1977, посмертно), Нантер (Франция).
Проверить на соответствие критериям энциклопедичности. |
Именем Владимира Комарова названы:
Комаров, Владимир Михайлович. Сайт «Герои страны».