Густаф Коссинна | |
---|---|
нем. Gustaf Kossinna | |
![]() | |
Дата рождения | 28 сентября 1858[1] |
Место рождения | Тильзит |
Дата смерти | 20 декабря 1931[1] (73 года) |
Место смерти | |
Страна | |
Место работы | |
Альма-матер | |
![]() |
Густаф Коссинна, нем. Gustaf Kossinna (Kossina); 28 сентября 1858, Тильзит — 20 декабря 1931, Берлин) — немецкий филолог, профессор германской археологии в Берлинском университете. Наряду с К. Шухардтом был известным исследователем доисторического периода и основателем так называемого «метода археологии поселений», идеи которого были близки национал-социалистической идеологии. Считается предтечей нацистской «пропагандистской археологии».[2] В конце жизни входил в различные «патриотические» и антисемитские группировки. В 1928 году основал «Национал-социалистическое общество германской культуры», был членом «Нордического кольца», занимавшегося исследованиями «расовой теории».[3]
Родился в 1858 году в Тильзите, позже Советск (бывшая Восточная Пруссия). Отец Густафа был учителем в средней школе. Ещё будучи ребёнком Густаф изучил латинский язык и научился играть на фортепиано. Коссинна изучал классическую и германскую филологию в ряде университетов — в Геттингене, Лейпциге, Берлине и Страсбурге. В 1881 году в Страсбурге защитил докторскую диссертацию по теме "Древнейшие верхнефранкские письменные памятники". С 1888 по 1892 год Коссинна работал библиотекарем. Интерес к прошлому и археологии привёл его в Берлинское антропологическое общество. В 1902 году он был назначен профессором немецкой археологии в Берлинском университете. После этого он опубликовал много книг о происхождении германских народов, основав «Немецкое общество Предыстории», чтобы стимулировать интерес к исследованиям в этой теме. Он стал самым известным археологом в немецком мире. Уже в начале 20 в. он описал рёссенскую и гроссгартахскую культуры позднего неолита.
Коссинна разработал методическую систему «археологии обитания» (нем. Siedlungsarhaologie), посредством которой обеспечил разработку генезиса "индогерманцев" на базе нордической гипотезы. Система основывалась на тезисе: «Чётко очерченные культурные провинции во все времена были заселены чётко определёнными народами или группами народов». На заре истории, утверждал Коссинна, мы везде, где письменные источники указывают германцев, застаём своеобразные погребения и вещи. Это позволяет провести границы раннегерманской территории гораздо более точно, чем по указаниям письменных источников. В своих работах Коссинна реконструировал 14 завоевательных походов нордических "арийцев" в неолите, принесших более высокую культуру народам от Испании до Индии[4].
Эти идеи, однако, были резко раскритикованы, в частности, из-за их откровенно политических целей и неопределенности методологии.
Несмотря на обоснованную критику самого метода и его применения, теория Коссинны разрабатывалась и в других странах Европы и США. И даже сегодня она играет важную роль в изучении доисторических культур.
Идеи Коссинны, были связаны с утверждением, что германские народы представляют собой национальную идентичность с историческим правом на ту территорию, что они когда-то занимали. Таким образом, он обеспечивал оправдание для последующей нацистской аннексии земель в Польше и Чехословакии. Например, в одной своей статье Коссина утверждал, что Польша должна быть частью Германской империи. По его словам, все земли, где найдены немецкие артефакты, считаются немецкими, то есть частью древней немецкой территории. В 1919 году он, якобы, послал копию своей книги «Район Вислы — древняя родина немецкого народа» на Версальскую конференцию для того, чтобы подчеркнуть, что территория, которую утверждали для нового польского государства, должна быть немецкой.
В другой своей книге Коссинна выдвинул идею, согласно которой в древности существовала нордическая арийская раса, потомками которой стали современные немцы. По мнению Коссины, эта раса, сформировавшаяся ещё в бронзовом веке, физически и интеллектуально превосходила все остальные расы, а её переселение с севера на юг стало ключевым и поворотным событием мировой истории. Цель этой книги ясна с самого начала, её посвящение гласит: «Для немецкого народа, который является образующим блоком в реконструкции внутренне и внешне разделенного Отечества». Коссина отстаивал эволюционистскую модель культуры, согласно которой культурная эволюция происходит путём передачи идей, научно-технических достижений и взглядов со стороны более продвинутых народов менее продвинутым, с которыми они вступают в контакт.
Этноцентрические теории Коссины были направлены на то, чтобы представить историю Германии превосходящей историю Римской империи:, он утверждал, что германцы никогда не были разрушителями культуры, в отличие от римлян — и особенно французов. В сочетании с нацистской идеологией, эта теория дала хорошую основу для убеждения в том, что Германия занимает доминирующее место в мировой цивилизации. Он связал праиндоевропейцев с культурой северо немецкой шнуровой керамики и поместил индо-европейской прародину в Шлезвиг-Гольштейне.
Коссинна был издателем журнала Mannus (1909—1942) и основателем Библиотеки Маннус.