Коссинна, Густаф

Густаф Коссинна
нем. Gustaf Kossinna
Gustaf Kossinna by Bruno-Dietrich Sassnick.jpg
Дата рождения 28 сентября 1858(1858-09-28)[1]
Место рождения Тильзит
Дата смерти 20 декабря 1931(1931-12-20)[1] (73 года)
Место смерти
Страна
Место работы
Альма-матер
Commons-logo.svg Густаф Коссинна на Викискладе

Густаф Коссинна, нем. Gustaf Kossinna (Kossina); 28 сентября 1858, Тильзит — 20 декабря 1931, Берлин) — немецкий филолог, профессор германской археологии в Берлинском университете. Наряду с К. Шухардтом был известным исследователем доисторического периода и основателем так называемого «метода археологии поселений», идеи которого были близки национал-социалистической идеологии. Считается предтечей нацистской «пропагандистской археологии».[2] В конце жизни входил в различные «патриотические» и антисемитские группировки. В 1928 году основал «Национал-социалистическое общество германской культуры», был членом «Нордического кольца», занимавшегося исследованиями «расовой теории».[3]

Биография

Родился в 1858 году в Тильзите, позже Советск (бывшая Восточная Пруссия). Отец Густафа был учителем в средней школе. Ещё будучи ребёнком Густаф изучил латинский язык и научился играть на фортепиано. Коссинна изучал классическую и германскую филологию в ряде университетов — в Геттингене, Лейпциге, Берлине и Страсбурге. В 1881 году в Страсбурге защитил докторскую диссертацию по теме "Древнейшие верхнефранкские письменные памятники". С 1888 по 1892 год Коссинна работал библиотекарем. Интерес к прошлому и археологии привёл его в Берлинское антропологическое общество. В 1902 году он был назначен профессором немецкой археологии в Берлинском университете. После этого он опубликовал много книг о происхождении германских народов, основав «Немецкое общество Предыстории», чтобы стимулировать интерес к исследованиям в этой теме. Он стал самым известным археологом в немецком мире. Уже в начале 20 в. он описал рёссенскую и гроссгартахскую культуры позднего неолита.

Карта распространения древних германцев и их соседей
Коссинна Г. 1913 г.

Коссинна разработал методическую систему «археологии обитания» (нем. Siedlungsarhaologie), посредством которой обеспечил разработку генезиса "индогерманцев" на базе нордической гипотезы. Система основывалась на тезисе: «Чётко очерченные культурные провинции во все времена были заселены чётко определёнными народами или группами народов». На заре истории, утверждал Коссинна, мы везде, где письменные источники указывают германцев, застаём своеобразные погребения и вещи. Это позволяет провести границы раннегерманской территории гораздо более точно, чем по указаниям письменных источников. В своих работах Коссинна реконструировал 14 завоевательных походов нордических "арийцев" в неолите, принесших более высокую культуру народам от Испании до Индии[4].

Эти идеи, однако, были резко раскритикованы, в частности, из-за их откровенно политических целей и неопределенности методологии.

Несмотря на обоснованную критику самого метода и его применения, теория Коссинны разрабатывалась и в других странах Европы и США. И даже сегодня она играет важную роль в изучении доисторических культур.

Идеи Коссинны, были связаны с утверждением, что германские народы представляют собой национальную идентичность с историческим правом на ту территорию, что они когда-то занимали. Таким образом, он обеспечивал оправдание для последующей нацистской аннексии земель в Польше и Чехословакии. Например, в одной своей статье Коссина утверждал, что Польша должна быть частью Германской империи. По его словам, все земли, где найдены немецкие артефакты, считаются немецкими, то есть частью древней немецкой территории. В 1919 году он, якобы, послал копию своей книги «Район Вислы — древняя родина немецкого народа» на Версальскую конференцию для того, чтобы подчеркнуть, что территория, которую утверждали для нового польского государства, должна быть немецкой.

В другой своей книге Коссинна выдвинул идею, согласно которой в древности существовала нордическая арийская раса, потомками которой стали современные немцы. По мнению Коссины, эта раса, сформировавшаяся ещё в бронзовом веке, физически и интеллектуально превосходила все остальные расы, а её переселение с севера на юг стало ключевым и поворотным событием мировой истории. Цель этой книги ясна с самого начала, её посвящение гласит: «Для немецкого народа, который является образующим блоком в реконструкции внутренне и внешне разделенного Отечества». Коссина отстаивал эволюционистскую модель культуры, согласно которой культурная эволюция происходит путём передачи идей, научно-технических достижений и взглядов со стороны более продвинутых народов менее продвинутым, с которыми они вступают в контакт.

Этноцентрические теории Коссины были направлены на то, чтобы представить историю Германии превосходящей историю Римской империи:, он утверждал, что германцы никогда не были разрушителями культуры, в отличие от римлян — и особенно французов. В сочетании с нацистской идеологией, эта теория дала хорошую основу для убеждения в том, что Германия занимает доминирующее место в мировой цивилизации. Он связал праиндоевропейцев с культурой северо немецкой шнуровой керамики и поместил индо-европейской прародину в Шлезвиг-Гольштейне.

Избранные публикации

  • Großgartacher und Rössener Stil. Zeitschrift für Ethnologie 1908, 569 ff.
  • Die deutsche Vorgeschichte, eine hervorragend nationale Wissenschaft Curt Kabitzsch Verlag (Leipzig 1912).
  • Die Herkunft der Germanen. Zur Methode der Siedlungsarchäologie. Mannus-Bibliothek 6 (Würzburg 1911).
  • Der Goldfund vom Messingwerk bei Eberswalde und die goldenen Kultgefäße der Germanen. Mannus-Bibliothek 12 (Würzburg 1913).
  • Die deutsche Ostmark, ein Heimatboden der Germanen (Berlin 1919).
  • Altgermanische Kulturhöhe. Eine Einführung in die deutsche Vor- und Frühgeschichte (Leipzig 1935).
  • Ursprung und Verbreitung der Germanen in vor- und frühgeschichtlicher Zeit. (3. Aufl. Leipzig 1936).

Коссинна был издателем журнала Mannus (1909—1942) и основателем Библиотеки Маннус.

Примечания

  1. 1 2 3 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118565680 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. Wilfried Loth, Europäische Gesellschaft. Grundlagen und Perspektiven, VS-Verlag 2005, S.28
  3. Ernst Klee: Das Kulturlexikon zum Dritten Reich. Wer war was vor und nach 1945. S. Fischer, Frankfurt am Main 2007, S. 332.
  4. Клейн Л. С. Касинна и косиннизм // Этногенез и археология. — СПб.: Евразия, 2013. — Т. 1.

Литература

  • L.S. Klejn: Kossinna im Abstand von 40 Jahren. In: Jahrbuch für mitteldeutsche Vorgeschichte 58, 1974, S. 7-55
  • Ernst Wahle: Zur ethnischen Deutung frühgeschichtlicher Kulturprovinzen. Grenzen der frühgeschichtlichen Erkenntnis 1. In: Sitzungsberichte der Heidelberger Akademie der Wissenschaften. Philologisch-Historische Klasse. 2. Abh. 1940/41. Heidelberg 1941
  • Heinz Grünert: Gustaf Kossinna (1858—1931). Vom Germanisten zum Prähistoriker. Ein Wissenschaftler im Kaiserreich und in der Weimarer Republik.. Vorgeschichtliche Forschungen 22. Rahden/Westfalen 2002 ISBN 389646504X
  • Heinrich Härke: All quiet on the Western Front? Paradigms, methods and approaches in West German archaeology. In: Hodder, I. (ed.), Archaeological theory in Europe. The last three decades. London — New York, 187—222.


Что такое monamir.ru Monamir.ru является одним из мощнейших информационным ресурсом в рунете. Он открыт для любого пользователя. Наш сайт - это библиотека, которая является общественной. Любой посетитель сможет найти необходимую для себя информацию.

Основа этой страницы находится в Вики. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. monamir.ru является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

E-mail: admin@monamir.ru
Сайт Monamir.ru является НЕофициальным.