Лакцы

Лакцы
Современное самоназвание Лак
Численность и ареал
Всего: ок. 200 000

Flag of Russia.svg Россия: 178 630 (2010)[1][2][3]

Flag of Turkmenistan.svg Туркмения: 4 400 (2018) [5]
Flag of Uzbekistan.svg Узбекистан: 3 700 (2018)[6]
Flag of Tajikistan.svg Таджикистан: 2 400 (2018) [7]
Flag of Azerbaijan.svg Азербайджан: 1 600 (2018) [8]
Flag of Ukraine.svg Украина: 900 (2018) [9]
Flag of Kazakhstan.svg Казахстан: 700 (2018) [10]
Flag of Turkey.svg Турция 400 (2018) [11]
Flag of Georgia.svg Грузия: 426 (1989)[12]
Flag of Kyrgyzstan.svg Киргизия: 325 (1989)[13]
Flag of Belarus.svg Белоруссия: 120 (1989)[14]
Flag of Latvia.svg Латвия: 45 (1989)[15]
Flag of Estonia.svg Эстония: 43 (1989)[16]
Flag of Moldova.svg Молдавия: 35 (1989)[17]
Flag of Armenia.svg Армения: 23 (1989)[18]

Flag of Lithuania.svg Литва: 19 (1989)[19]
Язык Лакский 
Религия Ислам суннитского толка
Входит в
Родственные народы Дагестанские народы

Лакцы (лакск. лак) — один из коренных народов Северного Кавказа. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия.

Этимология

Эндонимы

Карта расселения лакцев в Дагестане
Схематическая карта Дагестанской области, 1895 г., Е. И. Козубский

К эндонимам относятся самоназвания. Слово «лак» является самоназванием лакцев как в лакских выражениях: «жу лак буру» — мы лаки; «жу лакрал халкь буру» — мы народ лак; «лаксса» — лакский, лакцы, лакец; «лаккучу» — лакский мужчина, лакец; «лакку маз» — лакский язык; «лакку билаят» — лакская страна; «Лаккуй» — Лакия; «лакрал» — лакский, лаков, лака; «лакрал район» — лакский район; «лакрал кIану» — место Лак; «лакрал паччахIлугъ» — государство Лак. Лакцы употребляют наименование «лак» как свой этноним и топоним. В лакском языке слово «лак» в произношении близко к слову «лахъсса» (высокий)[20].

П.К. Услар (1864 г.) сообщал об употреблении самоназвания «лак» жителями Кази-Кумуха: «лаккучу, лаккучунал, имен. множ. лак, род. лакрал — казикумухец; Лак — называется и вся страна; та ури Лаккуй — он живёт в Казикумухе; та най ури Лаккуя — он идет из Казикумуха; та лакку мазрай гъалгъа тIи ури — он говорит по-казикумухски; лакку аьдат — казикумухский обычай; лакрал кIану — Казикумух, букв. место Лаков»[21].

Экзонимы

К экзонимам относятся наименования одних народов другими. Аварцы именуют лакцев как — тумал[22]; даргинцы — вулугуни, вулеги[21], сулугуни[23]; лезгины — яхулар, яхулшу[24]; кумыки — къазыкъумукълар; чеченцы — гIазгIумкий; русские — лакцы, лаки, казикумухцы.

До середины ХIХ века, в источниках и официальных документах, лакцы не упомянуются как лаки или лакцы.

В дореволюционной России лакцы именовались как «казикумухцы»[25], а с 60-х гг. ХIX века как «лаки»[21]. А. В. Комаров (1869 г.) писал: «В самом центре Дагестана, в верховьях реки, известной у нас под названием Казикумухского Койсу, живёт особое племя, называющее себя Лак или Ляк, а страну свою Лакрал-Кlану. Племя это известно у нас под именем Казикумухцев»[26]. Н. Ф. Дубровин (1871 г.) писал: «Племя, известное у нас под именем казикумухцев, само себя называет лак, а страну свою лакрал-кlану»[27].

В переписи населения Дагестанской области 1886 года, жители Казикумухского округа были именованы «Лаки» (48,316 тыс. ч.)[28]. На схематической карте Дагестанской области 1895 года, составленной историком и этнографом Е. И. Козубским, жители Казикумухского округа именованы «Лаки»[29].

Впервые «кази-кумуки» упоминались в тюркских письменных источниках XIV в. (Шами, Йазди). Историк В. В. Бартольд сообщал: «Интересны действия Тимура в Дагестане, показывающие, как мало ислам был распространен там. Главное отличие от того, что было в X в., это, что кумуки теперь были мусульманами; их называют кази-кумуками»[30][31]. П. К. Услар сообщал, что лаки именовались как «кази-кумыки» не только тюркоязычными жителями равнины, кумыками, но и чеченцами и русскими[32].

По мнению В. И. Абаева самоназвание «лак» находится в связи с терминами «лагъ» и «лыг», как именовали различные кавказские народы «крепостного», а также с осетинским «лæг», означающего «человека» и «мужчину»[33]. А. М. Алиханов-Аварский полагал, что первоначально самоназвание лакцев означало собою «человека», но свой вывод он основывал на «малайском наречии острова Явы»[33].

П. К. Услар писал: «Лаки, — классические леги, — известны нам под именем казыкумухов или казыкумыков»[21]. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона сообщалось, что «лаки» (лакцы) это «классические леги (Λήγες)»[34]. Н. С. Трубецкой полагал, что «чечены, лаки (кумухи) и уди образуют группу, происходившую от древних legoi (lhgai)»[35]. В энциклопедии народов России сообщалось о лакцах: «Их самоназ. предположительно связывается с племенем легов, упоминаемых антич. и раннесредневековыми авторами»[36].

Согласно многим источникам, классические «леги» это предки и лезгин[37][38][39]. В рарннесредневековых источниках, лакцы были известны как «гумики», а лезгины как «леки»[к 1][40].

В 1404 году дипломат, путешественник Иоанну де Галонифонтибусу побывав на Кавказе писал следующее:«на Кавказе живут черкесы, леки, йассы, аланы, авары, казикумухи»[41][42]. То есть, в 1404 году из упомянутых дагестанских народов, лезгины именовались леки, аварцыавары, лакцы — казикумухи. В итоге, экзоэтноним «леки» имеет непосредственое отношение к этнониму лакцев и лезгин.

История

Кумух исторически представлял собой город-крепость, где располагалась резиденция правителей лакцев. Кумух для лакцев является древней столицей Лакии. Историю лакцев можно разделить на несколько частей. Первая часть это эпоха Ануширвана, который назначил в Кумухе правителя. В VI веке Кумух был одним из политических центров нагорного Дагестана. Вторая часть это эпоха шамхалов Кумуха, первое упоминание которых, как правителей, относится к VIII веку. В XIII веке шамхалы Кумуха приняли ислам и Лакия стала исламским государством. В XV веке Кумух стал главным исламским и политическим центром Дагестана. Третья часть это эпоха ханов Кумуха, которые противостояли колониальной политики Персии, России и Турции.

Численность

Доля лакцев по районам и городам Дагестана
муниципальный район, городской округ Субъект РФ % лакцев
Кулинский район Дагестан 10, 886 чел (97,4%)
Лакский район Дагестан 11, 580 чел (95,2%)
Новолакский район Дагестан 13, 852 чел (48,5%)
Акушинский район Дагестан 1, 720 чел. (3,2%)
Кизлярский район Дагестан 2, 361 чел (3,5%)
Кизилюртовский район Дагестан 908 чел (1,5%)
Рутульский район Дагестан 865 чел (3,7%)
Тарумовский район Дагестан 523 чел (1,6%)
Карабудахкентский район Дагестан 658 чел(0,9%)
Хасавюртовский район Дагестан 322 чел (0,2%)
Бабаюртовский район Дагестан 351 чел (0,8)
Дахадаевский район Дагестан 300 чел (0,8%)
Дербентский район Дагестан 193 чел (0,2%)
город Каспийск Дагестан 14, 269 чел (14,3%)
ГО город Махачкала Дагестан 86, 089 чел (12,4%)
город Южно-Сухокумск Дагестан 923 чел (9,2%)
город Буйнакск Дагестан 4, 263 чел (6,8%)
город Кизилюрт Дагестан 1, 760 чел (5,3%)
город Кизляр Дагестан 1, 753 чел (3,6%)
город Хасавюрт Дагестан 4, 362 чел (3,3%)
город Избербаш Дагестан 1, 402 чел (2,5%)
В общем по республике: Дагестан 161, 300 чел (5,6%)

Язык

Говорят на лакском языке, входящий в нахско-дагестанскую группу языков. Распадается на пять основных диалектов: кумухский (с. Кумух и ряд ближайших к нему сёл), вицхинский, вихлинский (аул Вихли и ряд смежных поселений в юго-восточной части Лакского района), аштикулинский и балхарский (аул Балхар и смежные с ним два аула Цуликана и Кули, а также население Уллучара Акушинского района)[43]. Письменность с XV века на основе арабской графики, с 1928 года — латинской, с 1938 года — на основе кириллицы[44]. Распространён также русский язык. Самые ранние данные о лакском языке (перечень слов и некоторые грамматические сведения) встречаются в конце XVIII — начале XIX вв., в работах И. А. Гюльденштедта, Ю. Клапрота[45].

Литература

В период средневековья и эпохи русского завоевания в лакской литературе господствующее место занимала религиозная поэзия и религиозно-дидактическая литература[46]. Писатель-революционер Саид Габиев основал первую лакскую газету «Заря Дагестана». Им были созданы ряд стихотворных и прозаических произведений, в том числе первая социальная драма на лакском языке[46]. Гарун Саидов стал автором первой дагестанской драмы «Лудильщики»[47]. Поэт Абуталиб Гафуров создал новый жанр в дагестанской литературе — прозу, перемежаемую стихами[48]. Среди других лакских поэтов следует отметить Ахмеда Каради Заку-Задэ, Мугутина Чаринова, Нуратдина Юсупова и Ибрагим Халил Курбан Алиева.

Религия

Верующие лакцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб)[49]. Кумухская джума-мечеть у лакцев была построена в 777—778 годах[50]. Историк А. В. Комаров (1869 г.) писал: «Лаки, и собственно жители главного селения их Гумука, были одни из первых дагестанских племен, принявших ислам … Абу-Mуселим сам отправился в Гумук, построил там мечеть, в 777 году по р.х., как гласит надпись на этой мечети»[26]. Мусульманские имена шамхалов Кумуха упоминаются с конца XIII века[51]. В XIV веке Кумух стал газийским центром и был именован как Гази-Кумух. Бартольд В. В. писал: «Кази-кумуки были мусульманами и рассматриваются как передовые бойцы ислама против соседних языческих народов; их князя называли шаукал»[52].

Антропология

Лакцы относятся к кавкасионскому типу. Проф. А. Г. Гаджиев писал: «Проведенные нами исследования 1961 года позволили несколько уточнить ареал кавкасионского типа на территории Дагестана. В данной работе к кавкасинскому типу отнесены группы, входящие в западный вариант. Это андо-цунтинцы, и в основной массе аварцы, лакцы, даргинцы. По особенностям пигментации, но не по размерам лица, к ним близки рутульцы»[53][54].

Геральдика

Флаг и герб Лакского района синего цвета на котором изображены крепость, два кинжала, орел и корона. В описании герба Кулинского района пишется: «В золотом поле зелёная остроконечная гора, на которую надета золотая цепочка с четырьмя гроздьями подвесок; выше цепочки гора серебряная; и на вершине горы — чёрный, с золотыми глазами, клювом и лапами, обращенный вправо и обернувшийся орел с распростертыми крыльями». Зелёная гора с серебряной заснеженной вершиной соответствует рельефу Кулинского района. Орел символизирует свободу и духовный подъём лакцев (титульного населения района). Золотая цепочка национальное украшение. Золотое поле символизирует пространство заполненное солнечным цветом[55].

Театр

В Дагестане функционирует Лакский государственный музыкально-драматический театр имени Э. Капиева, который берёт своё начало с любительского кружка лакской интеллигенции селения Кумух, открывшегося в 1914 году[56].

Быт

Традиционная одежда лакцев была близка к видам одежды других народов Дагестана — туникообразное платье рубаха, куртту — один из разновидностей бешмета, чухъа — черкеска, бартук, как один из видов зимней одежды, къавалей — пастушеская одежда[57][58].

Известные личности

Лабазан Ибрагим Халил — первый в России полный кавалер Георгиевского креста, «для не христиан установленного», юнкер 2-го Дагестанского конно-иррегулярного полка[59].

Гадис Абдуллаевич Гаджиев — российский юрист и государственный деятель, с 1991 года — судья Конституционного суда Российской Федерации. Заслуженный юрист Российской Федерации и Республики Дагестан, доктор юридических наук, профессор.

Герои Советского Союза

Космос

Исскусство
Алиев Джабраил Мусаевич

Великая Отечественная война

Герои Российской Федерации

Примечания

Комментарии
  1. Арабский вариант «лакзы»
  1. 1 2 3 4 5 6 Всероссийская перепись населения 2010 года. Проверено 24 декабря 2009. Архивировано 21 августа 2011 года.
  2. Правительство РД. Население Дагестана. Лакцы.
  3. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  4. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года.
  5. Turkmenistan - People Groups. Lak // Joshua Project. A ministry of the U.S. Center for World Mission.
  6. Uzbekistan - People Groups. Lak // Joshua Project. A ministry of the U.S. Center for World Mission.
  7. Tajikistan - People Groups. Lak // Joshua Project. A ministry of the U.S. Center for World Mission.
  8. Azerbaijan - People Groups. Lak // Joshua Project. A ministry of the U.S. Center for World Mission.
  9. Ukrain - People Groups. Lak // Joshua Projekt. A ministry of the U.S. Center for World Mission.
  10. Kazakhstan - People Groups. Lak // Joshua Project. A ministry of the U.S. Center for World Mission.
  11. Turkey - People Groups. Lak // Joshua Project. A ministry of the U.S. Center for World Mission.
  12. Перепись в Грузии 1989 года
  13. Перепись в Киргизии 1989 года
  14. Перепись в Белоруссии 1989 года
  15. Перепись в Латвии 1989 года
  16. Перепись в Эстонии 1989 года
  17. Перепись в Молдавии 1989 года
  18. Перепись в Армении 1989 года
  19. Перепись в Литве 1989 года
  20. С. М. Хайдаков. Лакско-Русский словарь. Москва, 1962.
  21. 1 2 3 4 Услар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. 4. Лакский язык. Тифлис, 1890, сс. 311, 312, 2.
  22. Русско-Аварский разговорник. «Языки народов Дагестана». Выпуск 1. Махачкала 2007.
  23. http://apsnyteka.org/file/Dirr_Sovremennye_nazvanija_kavkazskih_plemen.pdf
  24. Абдулмуталибов Н. Ш., Гаджимирзоев Ш. М. Русско-Лезгинский разговорник. «Языки народов Дагестана». Выпуск 1. Махачкала 2007. — 232 с.
  25. Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Народы Кавказа, Том 1. — Изд-во Академии наук СССР, 1960. — С. 1302.
  26. 1 2 А. В. Комаров. Казикумухские и Кюринские ханы. Тифлис, 1869, с. 1.
  27. Н. Ф. Дубровин. История войны и владычество русских на Кавказе. Очерк Кавказа и народов его населяющих: Кавказ. — СПб., 1871. — Т. 1, книга 1. — С. 505.
  28. РГАЭ, ф. 1562, оп. 336, д. 972, 986, 1244, 1566-б, 1567, 5924, 7877.
  29. См.: Приложение к "Памятная книжка Дагестансокй области. Издана по распоряжению г. военного губернатора Дагестанской области. Составил Е. И. Козубский. С тремя портретами и схематическою картою. Темир-Хан-Шура. «Русская типография» В. М. Сорокина. 1895.
  30. Магомед Гасанов. Бартольд и Дагестан — творческое наследие. Дагестанская Правда. 2013.
  31. В. В. Бартольд. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира. Баку, 1924, с. 93.
  32. См. Услар П. К. укз. р., с. 2.
  33. 1 2 Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Надписи X — XVII вв. Тексты, переводы, комментарий, вступительная статья и приложения Л. И. Лаврова. — М.: Наука, 1966. — Т. 2, часть 1. — С. 179.
  34. Лаки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  35. В. Г. Гаджиев. Сочинение И. Гербера "Описание стран и народов между Астраханью и рекою Курой находящихся" как исторический источник по истории народов Кавказа. — Наука, 1979. — С. 148.
  36. Тишков В. А. Народы России / Энциклопедия. РАН. Москва, 1994, с. 218.
  37. М.М.Ихилов. НАРОДЫ ЛЕЗГИНСКОЙ ГРУППЫ
  38. Али Сумбатович Сумбатзаде. Азербайджанцы, этногенез и формирование народа. 1990 г. С-71
  39. В. Ф. Миллер «Осетинские этюды» часть 3. Исследования. С-109
  40. АБУ ХАМИД АЛЬ-ГАРНАТИ. СОЧИНЕНИЯ. С-109 и 111
  41. История Дагестана с древнейших времен до наших дней: в двух томах, Том 1.
  42. ИОАНН ДЕ ГАЛОНИФОНТИБУС КНИГА ПОЗНАНИЯ МИРА
  43. Г.Б. Муркелинский. Лакский язык // Языки народов СССР: в 5-ти томах. Иберийско-кавказские языки. — М: Наука, 1967. — Т. 4. — С. 503.
  44. Л. И. Жирков. Лакский язык. — М., 1955;
  45. Г.Б. Муркелинский. Лакский язык // Языки народов СССР: в 5-ти томах. Иберийско-кавказские языки. — М: Наука, 1967. — Т. 4. — С. 488.
  46. 1 2 ЛАКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (рус.), Литературная энциклопедия.
  47. САИ́ДОВ, Гарун Саидович (рус.), Литературная энциклопедия.
  48. Гафуров Абуталиб Гафурович. БСЭ. Проверено 16 января 2012. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  49. П.И. Пучков. РАЗДЕЛ II. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ. СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ. www.isras.ru. Проверено 4 января 2012. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  50. Л. И. Лавров. Этнография Кавказа. Ленинград, 1982, с. 101.
  51. Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. Народы Кавказа,. — Изд-во Академии наук СССР, 1960. — Т. 1. — С. 500.
  52. В.В. Бартольд. Сочинения. — Наука, 1965. — Т. 3. — С. 411.
  53. Гаджиев А. Г. Происхождение народов Дагестана по данным антропологии. Махачкала, 1965, с. 94.
  54. Гаджиев А. Г. Антропология Лакского народа. [Рук. центра этно-экономики Ин-та соц.-экон. проблем народонаселения РАН, д-р истор. наук, проф.] // Возрождение. — 2001. — № 7. — С. 34-38.
  55. Кулинский муниципальный район, Союз геральдистов России.
  56. Лакский музыкально-драматический театр (рус.), kino-teatr.ru.
  57. А. Г. Булатова. Лакцы. Историко-этнографические очерки. Махачкала, 1971
  58. Лакцы// Народы России. Гл. ред. В. А. Тишков. М.: БРЭ 1994 стр. 218—219
  59. «История Народов Северного Кавказа конец 18 века-1917 г.» стр.295.
  60. [ Герои с нами навсегда  | Черновик] (рус.). chernovik.net. Проверено 18 сентября 2018.

Литература

Ссылки



Что такое monamir.ru Monamir.ru является одним из мощнейших информационным ресурсом в рунете. Он открыт для любого пользователя. Наш сайт - это библиотека, которая является общественной. Любой посетитель сможет найти необходимую для себя информацию.

Основа этой страницы находится в Вики. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. monamir.ru является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

E-mail: admin@monamir.ru
Сайт Monamir.ru является НЕофициальным.