Лёгкое метро, лёгкий метрополитен — вид регулярного скоростного внеуличного рельсового городского транспорта. По своим характеристикам занимает промежуточное положение между классическим метрополитеном и легкорельсовым транспортом. Чёткого разграничения между классическим и лёгким метро, а также лёгким метро и легкорельсовым транспортом не существует. Из-за этого некоторые системы можно отнести к обоим видам. Например, первая линия Будапештского метрополитена исторически не относится к лёгкому метро, хотя по техническим характеристикам её можно отнести к нему. Однако нередко параметры отдельных систем, именуемых лёгким метро, наоборот, аналогичны метрополитену (например, Бутовская линия лёгкого метро в Москве) или даже городскому поезду (S-Bahn).
Как правило, линии лёгкого метро располагаются на поверхности или на эстакадах и иногда имеют небольшие тоннельные участки (например, на пересадочных узлах, в центре города, на транспортных развязках), поезда насчитывают 2-4 вагона, диаметр тоннелей составляет 4-5 метров, в тоннелях и над землёй допустимы значительные уклоны и малые поворотные радиусы, платформы на станциях — высокие, длиной 50-90 метров и шириной 5-8 метров. Линии лёгкого метрополитена часто являются подвозящими к аэропортам либо к станциям обычного метрополитена и лишь в небольших городах составляют основу городской транспортной системы. Провозная способность линии лёгкого метро в зависимости от определения составляет от 6-20 до 20-30 тыс. человек в час в одном направлении.
Полностью или преимущественно подземное лёгкое метро может именоваться «мини-метро».
В странах с холодной и снежной зимой к перечисленным недостаткам также добавляются следующие:
Определение термина лёгкое метро в законодательстве России впервые было дано в 2012 году. Лёгкое метро определено как вид внеуличного транспорта, все пути которого технологически полностью изолированы от автомобильных дорог и линии которого оборудованы станциями и расположены преимущественно на наземных участках[1].
Первая линия, позиционируемая как лёгкое метро, в России была построена в Москве — Бутовская линия. По исполнению она полностью отвечает всем требованиям остальных линий Московского метрополитена, за исключением длины платформ, и, таким образом, не соответствует понятию «легкорельсовый транспорт». Бутовская линия начиналась от конечной станции Серпуховской-Тимирязевской линии метро и вначале шла по тоннелю, а затем выходила на поверхность и далее — на эстакаду. Эстакада состоит из соединённых пролётов по 30 м (полые металлические балки) на опорах (средняя высота 10 м), станции расположены также на эстакаде с наземными вестибюлями (подъём и спуск осуществляется посредством эскалаторов, а также специальных лифтов для инвалидов). Эстакада окружена шумопоглощающими и шумоотражающими щитами в половину высоты вагона на перегонах (на станциях — в полную высоту), внутри которых подвешены служебные коммуникации и система аварийного освещения. Линии лёгкого метро совместимы с метрополитеном обычным, на них используется аналогичная система управления движением и диспетчерской централизации, они способны принимать стандартный подвижной состав метрополитена, однако для пассажирских перевозок используются специально разработанные секционные вагоны «Русич» (они могут проходить малые кривые без снижения скорости и оборудованы системой обогрева).
Первая очередь Бутовской линии была построена за 2,5 года и торжественно открыта 27 декабря 2003 года и первоначально обозначалась на схеме как линия Л1 («Бутовская линия лёгкого метро»). После запуска подземного перегона от «Старокачаловской» до «Битцевского парка» подобное обозначение было упразднено. В настоящее время Бутовская линия считается[кем?] полноценной веткой Московского метрополитена и имеет номер 12, поскольку существенных конструктивных отличий от других линий у неё нет.
Сооружение других предложенных периферийных линий лёгкого метро (Новокосинской, Жулебинской, Митинской, Солнцевской)[что?] было отменено — в пользу продления линий обычного метрополитена. В частности, на вагонных схемах Московского метрополитена некоторое время[2] обозначались строящиеся линии Л2 (Солнцевская линия лёгкого метро) и «мини-метро»; в настоящее время вместо первой сооружён участок Калининско-Солнцевской линии, а вместо второй — вилочный участок Филёвской линии[3].
В 2015 году мэром Москвы Сергеем Собяниным и главой РЖД Олегом Белозёровым был представлен проект "Московские центральные диаметры", по сути представляющий собой наземное метро. В рамках проекта власти интегрируют существующую железнодорожную инфраструктуру в систему городского транспорта. Первые два диаметра (Одинцово-Лобня и Нахабино-Подольск) будут запущены в 2019 году, остальные - до 2025 года.
Предлагалось[кем?][когда?] строительство лёгкого метро в Сочи[источник не указан 75 дней]. Имелись планы по строительству в Краснодаре[когда?][источник не указан 75 дней]. В Воронеже[источник не указан 75 дней], Ульяновске[когда?][источник не указан 75 дней] также планировалось лёгкое метро. В большинстве случаев значительную часть трассы лёгкого метро предполагалось соорудить преобразованием внутригородских железнодорожных путей.
Неоднократно анонсировалось строительство различных линий лёгкого метро в Подмосковье[4][5].
Лёгкое метро проектируется в Запорожье, Бишкеке, Астане (LRT).
В мире широкое распространение получила французская система автоматизированного лёгкого метро VAL, а также другие подобные системы (например, Доклендское лёгкое метро в Лондоне).