Мю́зик-холл (англ. music hall) или варьете́ (фр. variété) — развлекательный жанр, который был популярен между 1850 и 1960 годами.
Термин может относиться к:
Мюзик-холлы явились результатом развития салунов и пабов в 1830-х годах[1].
Салон мюзик-холла изначально представлял собой помещение, где за плату за вход или за более высокие цены в баре проходили выступления с танцами, пением, комедиями и драмами. Одним из наиболее известных салунов был «Grecian Saloon», открытый в 1825 году на севере Лондона[2]. Позже он стал известен как «Grecian Theatre», в возрасте 14 лет в 1884 году в нём дебютировала Мэри Ллойд.
Мюзик-холлы в современном понимании появились в 1850-х, и появлялись, как правило, на базе пабов. Они отличались от театров тем, что в них можно было, скажем, сидеть на столе и распивать алкоголь, курить табак во время просмотра шоу.
Первым мюзик-холлом принято считать «Кентербери Мюзик-холл», располагающийся по адресу Вестминстер-Бридж-роуд, 143, построенный Чарльзом Мортоном, позднее названного «Отцом залов». Он открылся 17 мая 1852 года: про эту дату говорят «наиболее знаменательная дата в истории всех мюзик-холлов»[3]. В 1852 году зал выглядел как многие другие пабы, но был расширен в 1854 до беспрецедентных размеров. Он был ещё сильнее отстроен в 1859 году, позже перестроен как театр, а в 1942 здание уничтожила бомба.[4]
Другим ранним мюзик-холлом был «Middlesex» (1851). Более известный как «Old Mo», он был построен на месте «Mogul Saloon». Позднее преобразованный в театр, он был снесён в 1965 году[5].
С увеличением количества синдикатов, контролировавших мюзик-холлы, нарастало напряжение между их владельцами и работниками. 22 января 1907 после долгих споров, в «Holborn Empire» зародилась идея забастовки. Идея распространилась; забастовка длилась около двух недель и стала известна как «Война варьете»[6]. Большинство требований бастовавших в итоге было удовлетворено, в том числе — установка минимальной рабочей платы и максимальной рабочей недели работников.
Многие звёзды варьете, такие, как Мэри Ллойд, Артур Робертс, Джо Элвин и Гус Элен, поддерживали забастовку, несмотря на то, что сами зарабатывали достаточно, чтобы не быть в ней материально заинтересованными[7].
![]() |
Мюзик-холл на Викискладе |
---|
{{#if:||