Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства | |
(НАСА) | |
англ. National Aeronautics and Space Administration исп. Administración Nacional de la Aeronáutica y del Espacio | |
![]() Печать НАСА | |
![]() Эмблема НАСА | |
Общая информация | |
---|---|
Страна | |
Дата создания | 29 июля 1958 года |
Предшествующее ведомство | Национальный консультативный комитет по воздухоплаванию (3 марта 1915 года) |
Руководство деятельностью осуществляет |
Вице-президент США Правительство США |
Вышестоящее ведомство | Исполнительный офис Президента США[3] и Высшие федеральные органы государственной власти США |
Штаб-квартира |
![]() |
Число сотрудников |
>18 800[1] |
Годовой бюджет | ~ $ 19,5 млрд (2017 год) [2] |
Руководитель |
Джим Брайденстайн (Jim Bridenstine) |
Первый заместитель |
Лори Гарвер (Lori Garver) |
Сайт | NASA.gov |
![]() |
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства[4] (англ. National Aeronautics and Space Administration, сокр. NASA; таков традиционный русский перевод, дословный перевод — Национальная воздухоплавательная и космическая администрация[5]) — ведомство, относящееся к федеральному правительству США и подчиняющееся непосредственно вице-президенту США. Ответственно за гражданскую космическую программу страны, а также за научные исследования воздушного и космического пространств и научно-технологические исследования в области авиации, воздухоплавания и космонавтики (по терминологии, принятой в США — астронавтики).
Изображения и видеоматериалы, получаемые НАСА и её подразделениями, в том числе с помощью многочисленных телескопов и интерферометров, публикуются как общественное достояние и могут свободно копироваться[6].
НАСА было создано 29 июля 1958 года путём реорганизации и переименования Национального консультативного комитета по воздухоплаванию (англ. National Advisory Committee for Aeronautics, сокр. NACA, сокр. «НАКА») в рамках «космической гонки» после запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли[7]. Ранее, в феврале того же 1958 года, было создано агентство DARPA, многие проекты которого были переданы НАСА.
«Меркурий» | |
---|---|
экипаж | 1 чел. |
масса | 1355 кг |
длина | 4,04 м |
максимальный диаметр | 1,89 м |
обитаемый объём | 1,7 м³ |
длительность полёта | 1 сутки |
ракеты-носители | «Редстоун» |
Меркурий (англ. Mercury) — первая пилотируемая космическая программа США[7]. Из-за малой грузоподъёмности ракет-носителей «Редстоун» и «Атлас» возможности пилотируемой капсулы «Меркурий» были крайне ограничены и существенно уступали по техническому совершенству советским кораблям «Восток»[7]. Тем не менее, в ходе программы были тщательно отработаны методы ориентации корабля и получен значительный технический и медико-биологический опыт, использованный в программах «Джемини» и «Аполлон»[7]. Кроме того, астронавты приземлялись (точнее, приводнялись) в кабине спускаемого аппарата, а не катапультировались при посадке, как в кораблях «Восток». Корабли «Меркурий» были значительно меньше и легче, чем КА «Восток», тормозной двигатель был твердотопливным, космонавт принимал в пилотировании корабля гораздо большее участие, чем на «Востоках» — последние были сильнее автоматизированы. Суммарное время пилотируемых полётов по программе составило более двух суток.
«Джемини» | |
---|---|
экипаж | 2 чел. |
масса | 3851 кг |
длина | 5.67 м |
максимальный диаметр | 3.05 м |
обитаемый объём | 2.55 м³ |
длительность полёта | 14 дней |
ракета-носитель | Титан 2 |
Джемини (англ. Gemini) — космическая программа США[7]. Космические корабли серии «Джемини» продолжили серию кораблей «Меркурий», но значительно превосходили их по возможностям (2 члена экипажа, большее время автономного полёта, возможность изменения параметров орбиты и т. д.)[7]. В ходе программы были отработаны методы сближения и стыковки, впервые в истории осуществлена стыковка космических аппаратов[7]. Было произведено 10 выходов в открытый космос, установлены рекорды длительности полёта[7]. Суммарное время полётов по программе составило более 41 суток. Суммарное время выходов в открытый космос составило около 10 часов. Опыт, полученный в ходе программы Джемини, был использован при подготовке и осуществлении программы Аполлон[7].
Программа Аполлон — программа пилотируемых космических полетов НАСА, принятая в 1961 с целью осуществления первой пилотируемой высадки на Луну и завершённая в 1975[7]. Президент Джон Ф. Кеннеди сформулировал эту задачу в своей речи 12 сентября 1961 года, и она была решена 20 июля 1969 в ходе миссии Аполлон-11 высадкой Нила Армстронга и Базза Олдрина[7]. Также по программе Аполлон были совершены ещё 5 успешных высадок астронавтов на Луну, последняя в 1972. Эти шесть полётов по программе Аполлон на данный момент единственные за всю историю человечества, когда люди высаживались на другом астрономическом объекте[7]. Программа Аполлон и высадка на Луну часто упоминаются как величайшие достижения в истории человечества[8][9].
Скайлэб (англ. Skylab, от англ. sky laboratory (букв. небесная лаборатория)) — американская орбитальная станция, предназначенная для технологических, астрофизических, биолого-медицинских исследований, а также для наблюдения Земли[7]. Запущена 14 мая 1973 года, приняла три экспедиции с мая 1973 по февраль 1974 года, сошла с орбиты и разрушилась 11 июля 1979 года[7].
Длина 24,6 м, максимальный диаметр 6,6 м, масса — 77 т, внутренний объём 352,4 м³. Высота орбиты 434—437 км (перигей-апогей), наклонение 50°. В общей сложности на станции побывали три экспедиции. Основной задачей экспедиций было изучение адаптации человека к условиям невесомости и проведение научных экспериментов.
Первая экспедиция (Чарлз Конрад, Пол Уайтц, Джозеф Кервин) продлилась 28 суток (24.05.1973 — 22.06.1973) и носила не столько научный, сколько ремонтный характер. В ходе нескольких выходов в космос астронавты раскрыли заклинившую солнечную батарею и восстановили терморегуляцию станции.
Вторая экспедиция в составе Алана Бина, Джека Лаусмы и Оуэна Гэрриотта отправилась на станцию 28.07.1973 и провела на орбите уже 59 дней.
Третья и последняя экспедиция (Джералд Карр, Эдвард Гибсон, Уильям Поуг) стартовала 16 ноября 1973 года и поставила абсолютный рекорд продолжительности пребывания человека в космосе — 84 дня.
Экспериментальный полёт «Аполлон» — «Союз» (ЭПАС, или более распространённое название программа «Союз» — «Аполлон»; англ. Apollo-Soyuz Test Project (ASTP)) — программа совместного экспериментального полёта советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон».
Программа была утверждена 24 мая 1972 года Соглашением между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.
Основными целями программы были:
Космическая транспортная система (англ. Space Transportation System), более известная как Спейс шаттл (от англ. Space shuttle — космический челнок) — американский многоразовый транспортный космический корабль[7]. Шаттл запускался в космос с помощью собственных ракетных двигателей и твердотопливных ускорителей, осуществлял манёвры на орбите как космический корабль и возвращался на Землю как самолёт[7]. Подразумевалось, что шаттлы будут сновать, как челноки, между околоземной орбитой и Землей, доставляя полезные грузы в обоих направлениях. При разработке предусматривалось, что каждый из шаттлов должен был до 100 раз стартовать в космос. На практике же всего осуществлено 135 стартов. К марту 2011 года больше всего полётов — 39 — совершил шаттл «Дискавери». В ходе программы в катастрофах погибли 2 корабля и 14 астронавтов.
После катастрофы шаттла «Колумбия» 1 февраля 2003 года программа пилотируемых полётов США была приостановлена. Решалась будущая судьба многоразовых кораблей серии «Спейс шаттл». Возникли сомнения в дальнейшей безопасной эксплуатации шаттлов. Высказывались мнения, что шаттл слишком сложная, ненадёжная и устаревшая машина. Не дожидаясь результатов расследования катастрофы «Колумбии», 14 января 2004 года тогдашний президент США Джордж Буш в своём выступлении «Новый взгляд на программу исследования космоса»[10](New Vision for Space Exploration Program) объявил о радикальном изменении целей американских пилотируемых полётов. В своей речи «На Луну и дальше» Джордж Буш поставил перед НАСА цель: возвращение на Луну, создание обитаемой базы на Луне и в дальнейшем пилотируемый полёт на Марс. Перед НАСА была поставлена задача: в минимально необходимом объёме выполнить свои обязательства по строительству МКС, до 2015 года завершить работу с МКС, в 2010 году завершить эксплуатацию кораблей «Спейс шаттл», создать новую пилотируемую космическую систему, способную совершать полёты на Луну и в дальнейшем на Марс. В НАСА начали работу по программе «Созвездие». Чтобы начать эту работу НАСА пришлось урезать финансирование многих других программ.
Во время президентской кампании 2008 года будущий президент США Барак Обама в принципе высказывался за продолжение программы «Созвездие». Однако, после прихода к власти, он сократил бюджет НАСА, предназначенный для перспективных разработок, в результате были фактически приостановлены работы по созданию тяжёлой ракеты-носителя «Арес V». Незадолго до инаугурации президента Обамы ушёл в отставку директор НАСА Майкл Гриффин, который был не согласен с планами Обамы о пересмотре программы деятельности НАСА. Исполняющим обязанности директора НАСА был назначен Крис Сколезе (англ. Chris Scolese).
7 мая 2009 года администрация Обамы приняла решение о проведении независимой ревизии программы пилотируемых полётов, осуществляемой в США[11].
1 июня 2009 года была создана специальная Комиссия Огустина для изучения состояния дел в области пилотируемых космических полётов, проводимых НАСА[12][13]. Главой комиссии был назначен бывший директор компании Lockheed Martin Норман Огустин (англ. Norman Augustine). В задачи комиссии входило рассмотрение планов по прекращению полётов шаттлов, завершение работ с Международной космической станцией, возвращение на Луну, а также возможные альтернативные направления развития пилотируемой космонавтики.
8 сентября 2009 года комиссия Огустина представила предварительные результаты своей работы. В предварительном отчете комиссии нет никаких рекомендаций для дальнейшего развития пилотируемой космонавтики США. Вместо рекомендаций комиссия составила список из пяти возможных вариантов развития[14].
Главный вывод комиссии состоял в том, что без существенного увеличения бюджета НАСА не сможет реализовать все свои планы, намеченные в программе «Созвездие».
21 октября 2009 года[15] был опубликован заключительный отчёт комиссии Огустина. В отчёте подчеркивается, что комиссия не даёт рекомендаций, она только рассматривает возможные варианты развития программы пилотируемых полётов.
Комиссия рассматривает, как предпочтительный, вариант привлечения коммерческих предприятий для полётов на околоземную орбиту, а НАСА, в то же время, должна сконцентрировать усилия на развитии техники для полётов за пределы земной орбиты.
16 декабря 2009 года в Белом доме состоялась встреча президента США Барака Обамы и директора НАСА Чарльза Болдена[16]. Обама и Болден обсуждали перспективы развития пилотируемой космической программы США и результаты работы комиссии Огустина. Барак Обама и его администрация всё ещё не приняли окончательного решения о направлении развития пилотируемых космических полётов США.
15 января 2010 года Консультативная группа по безопасности космических полётов (Aerospace Safety Advisory Panel, ASAP) опубликовала свой ежегодный отчёт[17][18].
В отчёте высказана поддержка, с точки зрения безопасности космических полётов, продолжению работ по программе «Созвездие». Коммерческие компании не имеют опыта организации пилотируемых космических полётов и не удовлетворяют требованиям, предъявляемых к безопасности пилотируемых космических кораблей.
1 февраля 2010 года президент США Барак Обама принял решение отказаться от лунной программы Американского космического агентства. По его мнению, бюджет этого проекта сильно завышен, хотя ничего инновационного в нём нет. Кроме того, лунная программа уже отстаёт от графика. Обама добавил, что от этого страдают другие проекты НАСА. Руководитель НАСА Чарльз Болден сообщил Роскосмосу об отказе от космической программы «Созвездие» (Constellation), а также о прекращении разработки космического корабля «Орион» и ракет-носителей «Арес I» и «Арес V»[19].
1 февраля 2010 года Президент США Барак Обама передал в Конгресс проект бюджета на 2011 год (финансовый год в США начинается 1 октября)[20]. Основываясь на выводах комиссии Огустина, президент Обама предлагает отказаться от пилотируемой программы «Созвездие», то есть от возвращения на Луну. Начиная с 2004 года, когда бывший президент США Джордж Буш объявил новую стратегию США в космосе, предусматривавшую, в рамках программы «Созвездие», создание ракет-носителей «Арес I» и «Арес V», нового пилотируемого космического корабля «Орион», лунного модуля «Альтаир», НАСА израсходовало почти 9 миллиардов долларов. В бюджете на 2011 и на 2012 годы выделяются ещё 2,5 миллиарда на сворачивание программы «Созвездие».
В соответствии с бюджетным посланием президента Обамы на 2011 год, НАСА должна будет реорганизовать свою деятельность. Упор в деятельности НАСА делается на развитии новых технологий.
Задачи, поставленные перед НАСА в проекте бюджета на 2011 год и на четыре последующих года, не опираются ни на какие сроки. Впервые НАСА не имеет какой-то конкретной, связанной со сроками, программы пилотируемых полётов. Комиссия Огустина сделала вывод, что создаваемый по программе «Созвездие» пилотируемый корабль «Орион» не полетел бы ранее 2017 года. Современная администрация НАСА надеется, что частные компании способны отправить в космос американских астронавтов раньше этого срока. Хотя, в настоящее время не существует никаких конкретных планов на этот счёт.
Директор НАСА Чарльз Болден говорит[21]: «Я не согласен с теми, кто говорит, что мы отказались от пилотируемых полётов. Я думаю, что мы вернёмся к пилотируемым полётам, возможно, быстрее, чем, если бы мы продолжали предыдущую работу. Если мы хотим лететь на Марс, то с новыми технологиями мы будем там через дни, а не через месяцы».
Лори Гарвер[22] (первый заместитель Болдена) говорит, что частные компании в 2016 году (если не раньше) смогут отправить астронавтов к МКС.
Майкл Гриффин, бывший директор НАСА и главный архитектор программы «Созвездие», говорит, что передача пилотируемых полётов частным компаниям — это серьёзная ошибка. Гриффин говорит: «Правительство США отказывается от лидерства в том, что является одной из его принципиальных прерогатив. Правительство отказывается от того, что является важной частью нашей национальной идентичности».
Несмотря на то, что объявлено о прекращении программы «Созвездие», работы по ней будут продолжаться согласно планам и бюджету на текущий год. Окончательная остановка программы «Созвездие» произойдет после согласования всех вопросов между администрацией президента и Конгрессом США.
НАСА выделила частным компаниям $50 миллионов для продвижения разработки пилотируемых кораблей. Денежные фонды получают следующие компании:
Компания Sierra Nevada получает $20 миллионов для поддержки развития космического самолёта «Dream Chaser», который будет запускаться ракетой «Атлас-5» и приземляться как самолёт. 1 ноября 2016 года запланирован старт для первого испытательного орбитального полёта в беспилотном режиме; при успешном выполнении программы испытаний первый пилотируемый полёт состоится в 2017 году.
$6,7 миллионов для компании United Launch Alliance будут потрачены на развитие систем безопасности при запуске ракет «Дельта-4» и «Атлас-5». Это будет первый шаг в направлении усовершенствования этих ракет для пилотируемых полётов.
Boeing получает $18 миллионов как главный подрядчик НАСА в эксплуатации МКС. «Боинг» намерен построить пилотируемый корабль, способный доставлять на околоземную орбиту до семи астронавтов.
Компания Paragon является подрядчиком НАСА в разработке систем жизнеобеспечения корабля «Орион». Парагон получает $1,4 миллионов для продолжения этих работ, в надежде, что задел, сделанный для «Ориона», смогут использовать частные предприятия для будущих пилотируемых кораблей.
В списке нет двух компаний: SpaceX и Orbital, которые уже получают деньги на разработку средств доставки грузов на МКС. Компания SpaceX создаёт ракеты «Falcon 9» и грузовой корабль «Дракон». Руководитель компании Илон Маск говорит, что пилотируемый вариант корабля «Дракон» будет готов к полётам через три года после заключения контракта. 8 декабря 2010 года «Дракон» совершил свой первый успешный полёт[23], 25 мая 2012 года осуществлена первая стыковка с МКС.
15 апреля 2010 года президент США Барак Обама посетил Космический центр имени Кеннеди во Флориде и изложил своё видение дальнейшего развития американской пилотируемой космонавтики[24]. Обаму сопровождали сенаторы Билл Нельсон (бывший астронавт) и Сьюзан Космас, а также руководитель НАСА Чарльз Болден и бывший астронавт Базз Олдрин. Впервые Обама назвал приблизительные сроки создания тяжёлой ракеты-носителя для полётов за пределы земной орбиты. Обама предполагает, что проект такой ракеты будет создан к 2015 году. После этого начнется непосредственно строительство ракеты. Однако, конкретные цели пилотируемых полётов в дальний космос пока не определены. Как цель называют полёт на Луну, полёт на какой-либо астероид, полёт на один из спутников Марса и полёт, собственно, на Марс. Первый пилотируемый полёт новой тяжёлой ракеты должен состояться в середине 2020-х годов, полёт к орбите Марса — в середине 2030-х годов и вскоре после этого — посадка на Марс. Обама подтвердил выделение $3 миллиардов на разработку тяжёлой ракеты-носителя.
Обама также подтвердил своё решение о передаче частным компаниям организации пилотируемых полётов на околоземной орбите. Обама сказал, что НАСА продолжит разработку пилотируемого корабля «Орион» в уменьшенном варианте. Предполагается, что этот корабль будет использоваться как корабль спасения на МКС и одновременно как прототип будущих космических кораблей для полётов на Луну или Марс. Обама говорит, что приблизительно в 2025 году астронавты в новом пилотируемом космическом корабле, который будет запущен новой тяжёлой ракетой, впервые полетят дальше лунной орбиты — в глубокий космос. Впервые астронавты направятся к одному из астероидов.
Обама считает, что после реализации его планов американские астронавты полетят в космос раньше, чем это случилось бы по программе «Созвездие», будут летать в космос чаще, будут летать дальше, быстрее и дольше, полёты будут более безопасными, и всё это будет стоить намного меньше.
11 октября 2010 года президент США Барак Обама подписал одобренный Конгрессом США закон о деятельности НАСА[25][26].
Этим законом для НАСА был определён бюджет на 2011 год (бюджетный год в США начинается с 1 октября) в размере 19 миллиардов долларов. В бюджете было предусмотрено, что пилотируемые полёты на околоземную орбиту, в частности, доставка экипажей на МКС, должны осуществляться коммерческими компаниями. НАСА окончательно отказывается от программы «Созвездие». Перед НАСА ставится задача скорейшей разработки тяжёлой ракеты и соответствующего космического корабля для полётов за пределы околоземной орбиты. Тяжёлая ракета должна быть готова к полётам к 2016 году.
В законе о деятельности НАСА не предусмотрены полёты на Луну. Приоритетом для НАСА устанавливаются полёты в глубокий космос, в частности, полёт на Марс или на один из астероидов. В законе подтверждается продление срока эксплуатации МКС до 2020 года.
Бюджетом на 2011 год было предусмотрено финансирование дополнительного полёта шаттла — «Атлантис» STS-135 в июне 2011 года.
Бюджет на 2013 год предусматривает исследования по программе по изучению внешних планет Солнечной системы (Outer Planets Flagship), включающих разработку технологий по улучшению радиационной устойчивости научных инструментов, снижению массы и повышению энергоэффективности КА, повышению точности приземления для situ-исследований. Средства будут выделены также на подготовительные исследования в рамках будущих аппаратов, предназначенных для изучения Урана и спутника Сатурна Энцелада.
НАСА обладает самым большим бюджетом среди всех космических агентств мира. С 1958 по 2008 годы НАСА истратила на космические программы (с учётом инфляции) около $810,5 млрд.
Космический аппарат | Год запуска | Меркурий | Венера | Марс | Юпитер | Сатурн | Уран | Нептун | Плутон |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Маринер-2 | 1962 | Пролет | |||||||
Маринер-4 | 1964 | Пролет | |||||||
Маринер-5 | 1967 | Пролет | |||||||
Маринер-6 и Маринер-7 | 1969 | Пролет | |||||||
Маринер-9 | 1971 | Орбита | |||||||
Пионер-10 | 1972 | Пролет | |||||||
Пионер-11 | 1973 | Пролет | Пролет | ||||||
Маринер-10 | 1973 | Пролет | Пролет | ||||||
Викинг-1 и Викинг-2 | 1975 | Орбита
Посадка |
|||||||
Вояджер-1 | 1977 | Пролет | Пролет | ||||||
Вояджер-2 | 1977 | Пролет | Пролет | Пролет | Пролет | ||||
Галилео | 1989 | Пролет | Орбита | ||||||
Магеллан | 1989 | Орбита | |||||||
Марс Глобал Сервейор | 1996 | Орбита | |||||||
Марс Пасфайндер | 1996 | Марсоход | |||||||
Кассини | 1997 | Пролет | Орбита | Орбита | |||||
Марс Одиссей | 2001 | Орбита | |||||||
Спирит и Оппортьюнити | 2003 | Марсоход | |||||||
Мессенджер | 2004 | Орбита | Пролет | ||||||
Марсианский разведывательный спутник | 2005 | Орбита | |||||||
Новые горизонты | 2006 | Пролет | Пролет | ||||||
Юнона | 2011 | Орбита | |||||||
Кьюриосити | 2011 | Марсоход | |||||||
MAVEN | 2013 | Орбита | |||||||
Космический аппарат | Год запуска | Меркурий | Венера | Марс | Юпитер | Сатурн | Уран | Нептун | Плутон |
![]() |
НАСА на Викискладе |
---|---|
![]() |
НАСА в Викиновостях |