Паутинообразная модель (теорема) — микроэкономическая модель, механизм которой при совершенной конкуренции устанавливает цены на основе колебаний спроса и предложения, производство и цены на товары с небольшим сроком хранения, выйдя из состояния равновесия, не обязательно возвращаются к нему. Модель получила своё название в 1934 году благодаря экономисту Николасу Калдору на основании того, что график кривых, отражающих изменения цен, образует паутину.
Регулярно повторяющиеся циклы производства и цены по сырьевым товарам были отмечены ещё в работах С. Беннер «Пророчество Беннера будущих взлетов и падения цен»[1] 1876 года , Эзекиель М.[en] и Хаас Г. С. «Факторы, влияющие на цены свинины»[2] 1926 года и статьи Артура Ханау «Прогноз цен на свинину»[3] 1927 года, которые сформировали свиной бизнес - цикл[en], на основе которого в свою очередь были открыты циклы Китчина[4].
Постоянные колебания цен на рынках продукции, чьё производство занимает значительное время, а хранение с небольшим сроком, где произведенное количество зависит от цены, ожидаемое на момент продажи, как и предложение на момент продажи определяет текущую цену, были параллельно и независимо друг от друга впервые исследованы в 1930 году в статьях голландского экономиста Яна Тинбергена «Определение и интерпретация кривых предложения: описание»[5], американского экономиста Генри Шульца «Значения статического спроса»[6] и итальянского экономиста Умберто Ричи «Синтетическая экономика»[7]. В 1934 году вышла статья американского экономиста Н. Калдора «Определение статистического равновесия»[8], в которой модель получила название паутинообразной на основании того, что график кривых, отражающих изменения цен, образовывают паутину[9].
Модель имеет ряд предпосылок[10]:
Цены устанавливаются на основе колебаний спроса и предложения, а вне состояния равновесия не обязательно возвращаются к нему[11].
Производитель на основе текущей цены определяет количество продукции, которое поставит на рынок в предстоящий период. Если текущая цена высока, то производители начинают увеличивать свой объём производства, чтобы в конце своего производственного цикла сделать поставку своей продукции на рынок. Производители в рамках собственной кривой предложения действуют с запозданием, так как связывают своё количество последующего периода на основе текущей цены, причем период — это производственный цикл партии[10].
Равновесие модели фиксируется в точке пересечения кривой предложения и кривой спроса в точке , где количество , которое потребуется покупателям, совпадает с количеством, которое производители готовы поставить[10].
Если крутизна линии предложения больше, чем крутизна падающей линии спроса, то колебания постепенно затухают, спираль закручивается внутрь, достигается равновесие до следующего экзогенного толчка:
В случае изменения (падения) количества производства до уровня , что соответствует точки на кривой спроса, равной цене , что выше равновесной цены . Новая цена стимулирует производителей производить больше, равной точки на линии предложения, но покупатели готовы покупать только по цене , что соответствует точке на кривой спросе, а значит производители принимают решение сократить производство до уровня на кривой предложения, что позволяет поднять цены до уровня , что соответствует точке на кривой спроса и так далее до точки равновесия [10].
Если линяя предложения обладает меньшей крутизной, чем линяя спроса, то спираль раскручивается, колебания увеличиваются[11]:
Если линяя спроса и предложения обладают одинаковой крутизной, то равномерные колебания являются постоянными, бесконечно колеблясь вокруг положения равновесия[11]:
Кривые спроса и предложения могут иметь такие формы, при которых крутизна кривой предложения в точке равновесия меньше, чем кривой спроса. При незначительных изменениях колебания раскручиваются, а при значительных изменениях колебания имеют затухающие колебания до определенного уровня, где имеют постоянные колебания[10].
Положительное применение модели отмечается при анализе рынка кукурузы и свинины в начале XX века, денежной теории и теории экономических циклов в 1950-х годах, на рынке труда юристов, врачей и инженеров в 1970-х годах[12], российского фармацевтического рынка[13].
Ряд исследователей отмечают слабые места модели[12]: