Рейд Дулиттла

Рейд Дулиттла
Основной конфликт: Вторая мировая война
Army B-25 (Doolittle Raid).jpg
B-25 взлетает с палубы авианосца «Хорнет»
Дата 18 апреля 1942
Место Токио, Япония
Итог Победа американцев.
Противники

Флаг США Флот США

Флаг Японской империи Японская империя

Командующие

Джеймс Дулиттл

неизвестно

Силы сторон

16 B-25 Mitchell
(80 лётчиков)

неизвестно

Потери

7 погибших,
8 пленных,
15 B-25

50 погибших,
400 раненых

Commons-logo.svg Аудио, фото, видео на Викискладе

Рейд Дулиттла (англ. Doolittle Raid) — эпизод Второй мировой войны, в котором 16 средних бомбардировщиков наземного базирования B-25 «Митчелл» 18 апреля 1942 под командованием подполковника Джеймса Дулиттла, взлетев с американского авианосца «Хорнет», впервые в этой войне атаковали территорию Японии. Рейд был нанесён в ответ на нападение на Пёрл-Харбор (7 декабря 1941).

Ход операции

18 апреля в 7:38, когда американский авианосец «Хорнет» находился в 650 милях от острова Хонсю и в 250 милях от запланированной точки вылета самолётов, его обнаружили два японских патрульных судна. Сопровождавший авианосец крейсер «Нэшвилл» потопил их, но от выловленных из воды японских моряков американцы узнали, что японцы успели сообщить об эскадре по радио.

Опасаясь, что противник поднимет авиацию, и вышлет на перехват корабли, командующий эскадрой вице-адмирал Уильям Холси приказал немедленно готовиться к старту. Впервые в мире бомбардировщики наземного базирования (B-25 «Митчелл») взлетали с короткой палубы авианосца[1].

Вылетевшая на рейд эскадрилья в 16 машин поразила 13 целей: металлургические, машиностроительные и химические предприятия, верфь, две электростанции, топливные склады и находившийся в порту Иокогамы лёгкий авианосец. По японским данным, на земле погибли 50 и были ранены 400 человек. На одной из оружейных фабрик возник крупный пожар.

Во время бомбардировки не было потеряно ни одного самолета. Однако посадить бомбардировщики обратно на авианосец было невозможно, и планировалось приземление в восточных районах Китая. 15 бомбардировщиков достигли Китая, но все разбились при посадке (без жертв). Единственная уцелевшая машина под командой капитана Эдварда Йорка села на советском дальневосточном аэродроме «Унаши́» и была конфискована. Советский Союз, опасаясь реакции Японии на данный инцидент, интернировал лётчиков (изначально же предполагалась посадка всех самолетов во Владивостоке, однако СССР не дал согласие по той же причине — вести войну на два фронта в тот момент было бы очень сложно). Затем экипаж был доставлен сначала в г. Оханск Молотовской области (ныне — Пермский край), где они провели 8 месяцев, а затем сначала в Ташкент, а далее в Ашхабад, где 11 мая 1943 года, под видом ложного побега, они были переданы в британскую зону оккупации в Иране. Оттуда, по Трансиранскому маршруту поставок по ленд-лизу, они попали на родину. Таким же маршрутом для «побега» пользовались и остальные команды американских бомбардировщиков, которые после получения повреждений, исключавших возвращение на американскую территорию, садились на территории СССР. После разглашения одним из пилотов информации об этом в американских газетах маршрут был изменён.

B-25 «Митчел» на борту авианосца «Хорнет», 18 апреля 1942 года

Налёт имел малое военное, но большое политическое значение, его можно сравнить с рейдом советской авиации на Берлин в ночь с 7 на 8 августа 1941 года. Ведь 5 сентября 1941 года, докладывая о ходе подготовки к атаке на Перл-Харбор, начальник японского генштаба Хадзиме Сугияма заверил императора, что ответные авиаудары по японской территории для американцев невозможны. По сути, это был первый серьёзный укол не знавшей до этого поражений Японской империи.

По совпадению, после этого рейда США, до этого момента терпевшие ряд поражений, начали череду победных операций.

Отражение в искусстве

Уже в 1944 году был снят художественный фильм «Тридцать секунд над Токио» (англ. Thirty Seconds Over Tokyo), посвященный этому событию.

В фильме «Пёрл-Харбор» (2001) один из сюжетов посвящён рейду; кроме того, продемонстрирован процесс подготовки самолетов и экипажей.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки



Что такое monamir.ru Monamir.ru является одним из мощнейших информационным ресурсом в рунете. Он открыт для любого пользователя. Наш сайт - это библиотека, которая является общественной. Любой посетитель сможет найти необходимую для себя информацию.

Основа этой страницы находится в Вики. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. monamir.ru является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

E-mail: admin@monamir.ru
Сайт Monamir.ru является НЕофициальным.