Собор | |
Реймсский собор | |
фр. Cathédrale Notre-Dame de Reims | |
| |
49°15′13″ с. ш. 4°02′02″ в. д.HGЯO | |
Страна |
![]() |
---|---|
Город | Реймс |
Местоположение | Реймс[1][2] |
Епархия | Архиепархия Реймса |
Архитектурный стиль | Готическая архитектура во Франции |
Архитектор | Jean d'Orbais[d] |
Дата основания | XIII век |
Строительство | 1211—1275 годы |
Высота | 81 м |
Сайт | cathedrale-reims.com |
![]() |
Реймсский собор (фр. Notre-Dame de Reims) — готический собор во французском городе Реймсе. Был построен в основном (кроме западного фасада) в 1211—1311 гг.
Реймсский собор является одним из самых известных католических соборов — и как яркий образец готической архитектуры, и как символ важнейших событий европейской истории. Со времён раннего Средневековья до XIX века собор был местом коронации практически всех французских монархов. Входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
V век: первый собор, построенный святым епископом Никазием (Saint Nicaise) на месте галло-римских терм. Уже тогда он был посвящён Богоматери.
Около 498: святой Ремигий крестил в Реймсском соборе Хлодвига I.
816: сын Карла Великого Людовик Благочестивый выбрал Реймс местом коронования императором.
1027: коронация Генриха I. Легенда о Святой Стекляннице (сосуде с миром) и политическое могущество Реймсского архиепископства стали причинами того, что собор стал постоянным местом коронации французских правителей.
1210: пожар уничтожил старый собор.
1211, 6 мая: архиепископ Реймса Обри де Умбер (фр. Aubry de Humbert) заложил здесь новый собор Божьей матери, который существует и поныне.
В строительстве нового здания собора принимали участие четыре архитектора:
В XIV веке в Реймском соборе работал великий французский поэт и композитор Гильом де Машо, в том числе перенёс знаменитую осаду Реймса во время Столетней войны.
В 1429 г. (при активном участии Жанны д’Арк) здесь состоялась коронация Карла VII, ознаменовавшая переломный момент в Столетней войне.
XVI век — в Реймсский собор попадает славянское Реймсское евангелие, на котором, как на таинственной рукописи, присягают короли. 1825, 29 мая: последняя коронация в Реймсе — Карл X.
Во время Первой мировой войны Реймс был захвачен немцами и четыре года оставался в зоне боевых действий. В сентябре 1914 года в результате бомбардировки собор был превращён в «море огня». Были уничтожены остатки витражей, в том числе большая роза (частично восстановленная теперь), значительно пострадали статуи. В 1914 году французский писатель Ромен Роллан опубликовал статью Pro aris (с лат. — «В защиту алтарей»), осуждающую варварство немецких войск. В защиту шедевра средневековой архитектуры выступили Эмиль Далькроз и русские художники объединения «Мир искусства».
Реставрация храма продолжается до настоящего времени. В здании бывшего епископского дворца (Palais Du Tau), перестроенного в конце XVII века, собраны сбитые во время бомбардировок фрагменты скульптуры собора, отдельные статуи, а также шпалеры XV века из мастерских Арраса, на которых изображены сцены из жизни короля Хлодвига.
Собор Нотр-Дам (посвящённый Деве Марии) в Реймсе является крупнейшим храмом французской готики «ланцетовидного стиля» после более ранних соборов в Париже (Нотр-Дам), Амьене и Шартре. Высота башен Реймсского собора 80 метров. Он является самым гармоничным из всех готических соборов Франции, несмотря на то, что его башни не завершены[источник не указан 2007 дней]. Планировалось возвести семь башен с островерхими шатрами. Собор построен на месте романской церкви IX—X вв, пострадавшей от пожара в 1210 году. В 1211 был заложен фундамент нового собора. Работы велись непрерывно в течение двадцати лет. В 1241 году был закончен хор и, вероятно, трансепт. Главный неф возводили несколько позднее. Около 1250 года завершилось скульптурная декорация главного — западного фасада. Внутри нефа на плитах пола выложен лабиринт с надписями, по которым восстанавливают имена архитекторов и годы построек отдельных частей здания. Мастер Жан д’Орбэ возводил хор и трансепт в 1211—1228 годах, Жан де Лу — западный фасад в 1228—1244 годах, Гоше де Ремс работал в 1244—1252 годах, Бернар де Суассон — в 1252—1287 годах. Завершал работы Робер де Куси (до 1311 года). Длина собора внутри — 138,69 м. Высота нефа под сводами равняется 37,95 м. Резные капители аркад украшены лиственным орнаментом.
Западный фасад собора построен в стиле зрелой готики. В отличие от Нотр-Дам-де-Пари, башни образуют с фасадом единое целое. Порталы и окна собора украшены вимпергами (каменными ажурными флеронами): их стрельчатые окончания (щипцы) проникают во второй ярус, визуально ломая линию карниза и стирая грани между ярусами. Во втором ярусе высокие стрельчатые окна и ряд колонн и пинаклей наращивают и визуально заостряют вертикальную устремленность фасада. Порталы украшены круглыми витражными окнами-розами, необычными по композиции. Самая большая роза заменяет традиционный скульптурный тимпан центрального портала — заполняет охваченный широкой аркой центр второго яруса. Над вторым ярусом традиционно помещена «Галерея королей» с рядом статуй большого размера. «Галерею королей», перенесённую в верхнюю часть здания, и верхние ярусы башен достраивали до XV в. Высокая башня со шпилем помещена не над средокрестием, а над главной апсидой, которая окружена деамбулаторием с пятью апсидиолами. Верхние окна трансепта были заполнены стеклами черно-белых витражей «гризайль» (XIII век). Многие цветные витражи утрачены ещё в XVIII веке. Общая схема композиции западного фасада схожа с композицией собора Парижской Богоматери, но отличается более вытянутыми пропорциями — доминированием композиционной вертикали, заострением вимпергов и пинаклей. Эти особенности характеризуют следующую, более позднюю стадию развития готического стиля. Отличительной чертой боковых фасадов Реймсского собора являются широкие и высокие окна, почти соприкасающиеся друг с другом. Каждая пара окон объединена розой, помещённой под стрельчатой аркой их общего проёма. Центральный и боковые фасады заполнены большим количеством аркбутанов, пинаклей, арок разных размеров, столбов и колонн. Боковые фасады усложнены пинаклями со статуями ангелов. Интерес представляют водосточные трубы, их украшают горгульи в виде барана, кабана, дракона, грифа. Пилон центральных ворот украшает скульптура Святого Сикста.
![]() |
Notre-Dame de Reims на Викискладе |
---|
![]() |
Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 601 рус. • англ. • фр. |