Танкер
Та́нкер — морское или речное грузовое судно, предназначенное для перевозки наливных грузов.
Корпус танкера представляет собой жёсткий металлический каркас, к которому прикреплена металлическая обшивка. Корпус делится перегородками на ряд отсеков (танков), которые заполняются наливными грузами. Объём одного танка может составлять от 600 до 10 000 м³ и более для крупнотоннажных танкеров.
Наиболее распространены танкеры для перевозки нефти и нефтепродуктов, но танкеры используют для перевозки и других жидких грузов, в том числе пищевых продуктов (например, вина или питьевой воды).
Первый в мире танкер — названный "Зороастр" — был построен в 1877 году, его дедвейт был 15 тысяч пудов (около 250 тонн).
Также танкером называют специализированный самолёт-заправщик, предназначенный для дозаправки в воздухе других летательных аппаратов.
Категории танкеров
Категории танкеров — в зависимости от дедвейта:
- GP (General Purpose) — малотоннажные танкеры (6000—16 499 т); используются для специальных перевозок, в том числе для перевозок битумов;
- GP — танкеры общего назначения (16 500—24 999 т); используются для перевозок нефтепродуктов;
- MR (Medium Range) — среднетоннажные танкеры (25000—44999 т); для перевозок нефти или нефтепродуктов;
- LR1 (Large/Long Range1) — oiler — крупнотоннажные танкеры 1 класса (45000—79 999 т); используются для перевозок тёмных нефтегрузов;
- LR2 — крупнотоннажные танкеры 2 класса (80 000—159 999 т);
- VLCC (Very Large Crude Carrier) — крупнотоннажные танкеры 3 класса (160 000—320 000 т);
- ULCC (Ultra Large Crude Carrier) — супертанкеры (более 320 000 т); для перевозок нефти со Среднего Востока до Мексиканского залива.
- FSO (Floating Storage and Offloading unit) — супертанкеры (более 320 000 т); для хранения и выгрузки нефти на более мелкие танкеры.
Морской нефтяной танкер
Karolos.
Нефтяные танкеры
Класс |
Длина |
Ширина |
Осадка |
Типичный мин. дедвейт |
Типичный макс. дедвейт
|
м |
т
|
Seawaymax
|
226,0
|
24,0
|
7,92
|
10 000
|
60 000
|
Panamax
|
228,6
|
32,3
|
12,6
|
60 000
|
80 000
|
Aframax
|
253,0
|
44,2
|
11,6
|
80 000
|
120 000
|
Suezmax
|
|
|
16,0
|
120 000
|
200 000
|
VLCC (Malaccamax)
|
330,0
|
60,0
|
20,0
|
200 000
|
320 000
|
ULCC
|
|
|
|
320 000
|
550 000
|
Современные танкеры
После нескольких крупных аварий, получивших широкий резонанс[1] в конце XX века, запрещено строить танкеры с одинарной обшивкой (однокорпусные танкеры).
Галерея
Примечательные факты
- Крупнейшим танкером в мире являлся норвежский супертанкер Knock Nevis. Его история началась в Японии в 1976 году (или в 1975 году — по некоторым источникам) на верфях компании Sumitomo Heavy Industries, где он был построен под серийным номером «1016» и был передан греческому судовладельцу, который назвал его «Seawise Giant». В 1981 году "Knock Nevis" был переоборудован. Вваренные дополнительные секции увеличили его дедвейт (вместимость) с 480 тысяч тонн до 565 тысяч тонн. Длина — 458 метров, ширина — 68,8 метра, осадка в грузу — 24,61 метра. В 2010 году судно разобрано на металлолом.
См. также
Примечания