ПАО «Транснефть» | |
![]() | |
Тип | Публичная компания |
---|---|
Листинг на бирже | MCX: TRNFP |
Основание | 1993 |
Расположение |
![]() |
Ключевые фигуры |
Александр Новак (председатель совета директоров) Николай Токарев (президент) |
Отрасль | Топливно-энергетический комплекс |
Продукция | транспортировка нефти по трубопроводам |
Собственный капитал | ▲ 1 850 754 млн руб. (2017 год, МСФО) [1] |
Оборот | ▲ 884,337 млрд руб. (2017 год, МСФО)[2] |
Операционная прибыль | ▼ 255,638 млрд руб. (2017 год, МСФО)[3] |
Чистая прибыль | ▼ 191,805 млрд руб. (2017 год, МСФО)[4] |
Активы | ▲ 2 877 692 млн руб.(2017 год)[5] |
Число сотрудников | ▲119 тыс. (2018 год)[6] |
Сайт | transneft.ru |
![]() |
«Трансне́фть» — российская естественная транспортная монополия, оператор магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Полное наименование — Публичное акционерное общество «Транснефть». Штаб-квартира — в Москве.
«Транснефть» — крупнейшая в мире нефтепроводная компания, владеет 68,4 тыс. километров магистральных трубопроводов, 507 перекачивающими станциями, 24,4 млн кубометров резервуарных ёмкостей. Компания транспортирует 84% добываемой в России нефти и 26% производимых светлых нефтепродуктов[7].
В 1878 году в России появился первый нефтепровод длиной 10 км, по которому в декабре было перекачано 841 150 пудов нефти[8]. К концу 1914 года общая протяжённость нефтепроводов в России составляла 1280 км. Первый подземный нефтепровод появился в 1936 году (маршрут Ишимбай — Уфа). В 1964 году сдаётся в эксплуатацию нефтепровод «Дружба» (8900 км трубопроводов, из них 3900 км на территории России)[9].
Компания является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Миннефтепрома СССР. В виде открытого акционерного общества «Транснефть» зарегистрирована Московской регистрационной палатой 26 августа 1993 года.
С 21.07.2016 компания ОАО «Транснефть» была переквалифицирована в Публичное акционерное общество (ПАО «Транснефть»)
28 апреля 2006 года в Тайшете были сварены первые стыки уложенных труб Восточного нефтепровода (ВСТО) — одного из крупнейших инфраструктурных проектов в России[10]. 28 декабря 2009 года была запущена первая очередь проекта («ВСТО-1») — трубопровод от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область) длиной 2694 км. Мощность первой очереди ВСТО — 30 млн т в год.
2010 год ознаменовался стартом строительства второй части Восточного нефтепровода — ВСТО-2. Уже в сентябре 2011 года в Приморском крае был сварен завершающий стык линейной части системы ВСТО-2. Общая протяженность нефтепровода — 2046 км. Мощность — 50 млн тонн в год. По окончании 3 квартала 2012 года завершено строительство ВСТО-2. Ввод ВСТО-2 в эксплуатацию был осуществлен в 4 квартале 2012 года.[11].
В управлении «Транснефти» с июня 2007 года находится 24 % акций Каспийского трубопроводного консорциума, находящихся в федеральной собственности.
Протяженность трубопроводной системы КТК составляет 1510 км. Пропускная способность действующей системы КТК — 28,2 млн тонн нефти в год. До 2015 года планируется увеличение мощности нефтепровода до 67 млн тонн нефти в год.
Цель проекта — Обеспечение приема в систему магистральных нефтепроводов нефти новых месторождений районов Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края: Уренгойской группы месторождений ПАО «Газпром», Сузунского, Тагульского, Русского, Русско-Реченского месторождений ПАО "НК «Роснефть», Мессояхского и Восточно-Мессояхского месторождений (ПАО "НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть») Пякяхинского месторождения (ПАО «ЛУКОЙЛ»).
Нефтепровод Заполярье — Пурпе — уникальный проект, включающий в себя новейшие методы строительства и инновационные российские технологии:
В ходе работы над проектом ПАО «Транснефть» защитило 22 патента на изобретения и 15 патентов на полезные модели.
Проект реализован в 2016 году.[12]
Цель проекта — Обеспечение приема в систему магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» нефти новых месторождений Красноярского края — Куюмбинского (ПАО "НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть») и Юрубчено-Тохомского (ПАО "НК «Роснефть»).
Мощность магистрального нефтепровода — до 15 млн тонн в год, в том числе:
Протяженность магистрального нефтепровода Куюмба — Тайшет составляет 697 км. Трасса проходит по территориям Эвенкийского, Богучанского и Нижнеингашского районов Красноярского края и Тайшетского района Иркутской области (505 км — Красноярский край, 192 км — Иркутская область).
Нефтеперекачивающие станции — 2 шт., ГНПС № 1 «Куюмба» и НПС № 2 «Юрубчен», объем резервуарного парка 160 тыс. м³.
Внешнее электроснабжение — собственная ВЛ-110 кВ протяженностью 326 км, 3 распределительных подстанции 110/10 кВ суммарной мощностью 25,6 МВт.
Сроки строительства: первый стык нефтепровода сварен 17 декабря 2013 года, ввод объектов в эксплуатацию — декабрь 2016 года.[13]
В январе 2011 года «Транснефть» совместно с предпринимателем Зиявудином Магомедовым приобрела компанию Kadina Ltd, которой принадлежал контрольный пакет (50,1 %) Новороссийского морского торгового порта. Продавцами по сделке (сумма сделки, составившая $2,5 млрд, по данным газеты «Ведомости» почти на 80 % превышала рыночную оценку, складывавшуюся на тот момент), выступили семьи председателя совета директоров НМТП Александра Пономаренко и депутата Госдумы Александра Скоробогатько (получили вместе около $2 млрд) и структуры Аркадия Ротенберга (получил около $500 млн)[14].
16 апреля 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ о присоединении к «Транснефти» компании «Транснефтепродукт» путём внесения принадлежащих государству 100 % акций «Транснефтепродукта» в качестве вклада России в уставный капитал «Транснефти».
23 мая 2017 года Газпромбанк раскрыл структуру владения привилегированными акциями «Транснефти»: ЗАО «Газпромбанк-Управление активами», доверительный управляющий средствами «Транснефти» и «Газпромбанка», получило в результате сделки 53,57 % префов монополии, НПФ «Газфонд пенсионные накопления» — 14,85 %, около 2 % — РКИФ и РФПИ. Кроме того, Газпромбанк стал финансовым консультантом трубопроводной компании.
Основные направления деятельности «Транснефти»[15]:
«Транснефть» и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой нефтепроводов (в том числе нефтепровод «Дружба»), длина которой составляет 47 455 км, а также сетью нефтепродуктопроводов, ранее принадлежавших «Транснефтепродукту» длиной 19 476 км (на июль 2008 года)[16].
Тарифы на услуги по перекачке, перевалке и наливу нефти «Транснефти» как естественной монополии регулируются Федеральной антимонопольной службой.
Важнейшим текущим проектом «Транснефти» является проектирование и строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (30 млн тонн в год) и «Восточная Сибирь — Тихий океан-2» (50 млн тонн в год с выделением первой очереди)[11]. Также среди крупнейших текущих проектов:
«Транснефть» совместно с предпринимателем Зиявудином Магомедовым контролирует Новороссийский морской торговый порт (а тому, в свою очередь, принадлежит Приморский торговый порт). В совокупности через эти два порта проходит 75 % нефти, поставляемой Россией через европейские порты[14].
В апреле 2016 года «Транснефть» приобрела для своей штаб-квартиры офисное пространство в Evolution Tower в Москва-Сити. 79 тысяч м² могли обойтись компании в 19,7-23,7 млрд рублей (или $303-364 млн). Переезд на новые площади запланирован на декабрь 2017 года[20].
Компания управляет следующими дочерними обществами[21]:
Транспортные организации | Сервисные организации | Вспомогательные организации | Доверительное управление |
---|---|---|---|
Транспортировка нефти
Транспортировка нефтепродуктов
|
|
|
|
Консолидированная выручка «Транснефти» по МСФО за 2017 год — 884,337 млрд рублей (рост на 4,09 %)[22]. Операционные расходы (без учета износа и амортизации) составили 476,062 млрд рублей (рост на 8,2 %), операционная прибыль (без учета износа и амортизации) — 408,275 млрд рублей (рост на 0,01 %). Прибыль Компании до налогообложения составила 242,167 млрд рублей (ниже итогов 2016 года на 19,7%), чистая прибыль — 191,805 млрд рублей (снижение на 17,6 %). Показатель EBITDA за 2017 год составил 408,7 млрд рублей. Грузооборот нефти и нефтепродуктов в 2017 году составил 1 211,2 млрд ткм и 49 073,7 млн ткм соответственно[23].
Чистая прибыль в 2016 году составила 232,9 млрд рублей, при этом объем сдачи нефти грузополучателям составил 483,4 млн тонн, что выше на 2,0 млн тонн или 0,4 % сопоставимого показателя 2015 года. Грузооборот нефти в 2016 году вырос на 34,1 млрд ткм или 2,9 % и составил 1 219,1 млрд ткм. Объем сдачи нефтепродуктов грузополучателям в 2016 году – 33,1 млн тонн.[24]
«Транснефть» зависима от тарифов на транспортировку нефти, которые устанавливает Федеральная антимонопольная служба. С 1 января 2016 года они выросли в среднем на 5,76 % вместо 10,7 %, о которых просила компания. Однако даже при этих тарифах «Транснефть» находится в хорошем финансовом положении. Чистый долг на конец первого квартала 2016 года составил около 400 млрд рублей, что чуть выше ожидаемой EBITDA по итогам 2016 года (консенсус-прогноз Bloomberg — 370 млрд рублей)[25]. По данным отчета по МСФО за 2014 год, у «Транснефти» было около 595 млрд рублей (около $10,6 млрд по курсу на конец 2014 года) финансовых активов и денежных средств[26].
«Транснефть» планирует потратить 2,2 трлн рублей на свою инвестиционную программу, рассчитанную до 2020—2021 годов. Около 120—150 млрд планируется привлечь через выпуск облигаций, кредитование и эмиссию привилегированных акций[25].
Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) в 2017 году[27]присвоило рейтинг кредитоспособности ПАО «Транснефть» на уровне ruAAA (соответствует рейтингу A++ по ранее применявшейся шкале). Прогноз по рейтингу — стабильный. В связи с присвоением рейтинга агентство отмечает, что ПАО «Транснефть» продолжает демонстрировать высокий уровень рентабельности, достигаемый, в том числе благодаря программе оптимизации расходов. Прогнозная ликвидность компании оценивается как сильная, текущий уровень долговой нагрузки низкий.
ПАО «Транснефть» заняло 14-е место в глобальном рейтинге 250 крупнейших нефтегазовых[28] и энергетических корпораций мира, проведенном американским агентством S&P Global Platts (The S&P Global Platts Top 250 Global Energy Company Rankings) и 1 место в мире среди профильных компаний (хранение и транспортировка нефти и газа).
94 % оборудования, которое используется в системе «Транснефть», производится на российских предприятиях. Многие позиции производятся самостоятельно, на собственных заводах «Транснефти».[29][30]
9 ноября 2017 года Президент России Владимир Путин посетил предприятие «Транснефти» — завод «Русские Электрические Двигатели» в Челябинске, где состоялась его встреча с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. ПАО «Транснефть» и казахстанское АО «КазТрансОйл» подписали меморандум о сотрудничестве в присутствии Президентов обеих стран — Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева. Подписи под документом поставили председатель правления — президент ПАО «Транснефть» Николай Токарев и генеральный директор АО «КазТрансОйл» Димаш Досанов.[31]
В апреле 2018 года ПАО «Транснефть» ввело в промышленную эксплуатацию магистральные нефтепродуктопроводы (МНПП) проекта «Юг» Волгоградский НПЗ – Тингута – Тихорецк – Новороссийск. Реализация проекта «Юг» позволила создать инфраструктуру для транспортировки трубопроводным транспортом дизельного топлива в направлении российского порта Новороссийск и экспорта с черноморского побережья России в европейские страны в объеме до 6 млн тонн в год.
8 июня 2018 года объем отгруженной на экспорт российской нефти в порту Козьмино достиг 200 миллионов тонн с момента запуска трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан в декабре 2009 года.
100 % обыкновенных акций (78,11 % капитала) «Транснефти» принадлежат государству (в управлении «Росимущества». В свободном обращении находятся привилегированные акции (21,89 % уставного капитала)[32]. Около 53,57 % привилегированных акций «Транснефти» находится в доверительном управлении ЗПИФ «Газпромбанк — финансовый», основной пайщик которого с 57,4 % — «Транснефть-инвест»[33].
Президент компании с 2007 года — Николай Токарев (контракт действует до 2020 года)[34]. С 31 августа 2015 года председателем совета директоров является министр энергетики России Александр Новак[35].
В числе крупных миноритариев «Транснефти» в разные годы были холдинг «Интеррос», продавший в 2003 году около 20 % «префов», а также фонды Prosperity Capital Management, East Capital International и Vostok Nafta Investment, собравшие к 2010 году суммарно около 17 % привилегированных акций. В декабре 2014 года глава компании Николай Токарев говорил, что у компании остался только один крупный миноритарий[32].
Предположительно с ноября 2011 года фонд United Capital Partners скупал привилегированные акции в интересах госкомпании, желавшей собрать все «префы» в свободном обращении. По данным «Транснефти» на январь 2016 года, UCP владел около 71 % от общего числа префов, или 15,5 % от ее уставного капитала компании[32]. По информации РБК, в декабре 2015 года «Транснефть» и UCP обсуждали сделку по выкупу собранного пакета акций, но в последний момент глава «Транснефти» отказался: на тот момент 1,1 млн привилегированных акций «Транснефти» на Московской бирже стоили около 194,3 млрд руб. (∼$2,8 млрд), фонд запросил за свой пакет $2,9 млрд[36].
«Транснефть» планирует провести допэмиссию привилегированных акций и привлечь таким образом в компанию 30-50 млрд рублей. Фонд UCP заявлял о возможности голосовать против эмиссии, если её условия будут ущемлять интересы существующих миноритариев[25].
С 1 января 2012 года «Транснефть» ввела новый фирменный стиль. В привычный для компании сине-белый цвет был добавлен красный. Форма изображения и написания также были видоизменены. Изменения коснулись и слогана организации, который теперь звучит следующим образом: «Приводим в движение нефть, чтобы она приводила в движение все остальное». Окончательный переход «Транснефти» на новую корпоративную символику завершен в конце 2012 года[37].
В Мошковском районе Новосибирской области 26 декабря 2008 года произошла утечка нефти[38]. Утечка была ликвидирована, однако в 2010 году стали появляться новые сообщения о выходе нефти, в частности видеообращение жителей села Мошково[39]. По заявлению представителя компании Надежды Вавилиной, на октябрь 2010 „экологической катастрофы“, описываемой некоторыми изданиями, там не наблюдается»[38].
Согласно акту расследования причин разлива нефти, общий объём вытекшей нефти составил 7 м³, из них 1 м³ попал в реку Балта, остальные были собраны и закачаны обратно в трубопровод. Ущерб, нанесённый экологии, составил 4,269 миллиона рублей. В постановлении департамента природных ресурсов Новосибирской области сказано, что вода в реке Балта в районе утечки полностью пригодна для ведения сельскохозяйственных и рыбохозяйственных работ. Земельный участок в районе 744 километра нефтепровода Омск-Иркутск также полностью пригоден для ведения садоводческих работ[40].
20 января 2010 в 30 км от города Ленска из-за прорыва трубы нефтепровода ВСТО во время планового ремонта произошла утечка 450 м³ нефти, которые вылились на грунт[41]. Площадь загрязнения составила 20 тыс. м²[41]. На территории Ленского района был введён режим чрезвычайной ситуации[41]. Позднее было сообщено, что утечка нефти была обнаружена 20 января при патрулировании трубопровода[42].
В ликвидации аварии принимало участие 196 человек и 40 единиц техники, к утру 21 января работы были закончены[43]. К 25 января было собрано около 150 м³ нефтепродуктов, очищено более двух тысяч квадратных метров загрязненной территории[42].
Сообщается, что журналистов не пускали к месту аварии, а разлив нефти назвали разливом моторного масла[44]. Однако эта информация первоначально имела отношение к т. н. «Олекминскому разливу»[45]. Информация о нём активно обсуждалась на заседании якутского парламента, но облеты МЧС и обход трассы так и не выявили утечек.
В рамках VII Петербургского Международного Газового форума (Российской энергетической недели) состоялся финал и награждение победителей конкурса на лучшую социально ориентированную компанию нефтегазовой отрасли 2017 года. Решением конкурсной комиссии, в состав которой вошли представители Минэнерго России, Совета ветеранов и Молодежного совета нефтегазовой отрасли при Министерстве энергетики Российской Федерации ПАО «Транснефть» было удостоено диплома «Лучшая социально ориентированная компания нефтегазовой отрасли» с вручением специального знака. Отдельно конкурсная комиссия отметила достижения ПАО «Транснефть» в развитии трудового и личностного потенциала работников и их мотивации. ПАО «Транснефть» было награждено дипломом «За системный подход к подбору, обучению и развитию рабочих и инженерно-технических кадров» и дипломом «За эффективную деятельность в сфере мотивации и повышении лояльности работников».[46]
Деятельность ПАО «Транснефть» в области энергоэффективности регулярно получает высокую оценку Министерства энергетики РФ и профессионального сообщества. На четвертом Всероссийском конкурсе реализованных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ENES-2017, итоги которого были подведены в рамках форума, компания была удостоена первого места в номинации «Лучшая реализованная комплексная программа в ТЭК по популяризации энергосбережения и повышения энергоэффективности», а также диплома за эффективную систему управления и лучшую отраслевую практику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на предприятии ТЭК.[47]
ПАО «Транснефть» регулярно занимает наивысшие места в рейтинге информационной открытости[48] российских компаний топливно-энергетического комплекса[49].
В феврале 2008 года Счётная палата РФ начала проверку расходования средств на строительство ВСТО[10]. В том же месяце экс-президент Транснефти Семён Вайншток сообщил, что проверку ВСТО также осуществляет созданная новым руководством Транснефти комиссия[10]. Вайншток заявил: «Стояла конкретная задача — вывести всех на чистую воду. Так что если есть желание найти — найдут»[10]. 2 февраля 2009 года Счётная палата сообщила о завершении проверки ВСТО[10][50]. В сообщении Счётной палаты говорилось, что 78,5 млрд рублей из почти 250 млрд рублей, затраченных на ВСТО до конца первого полугодия 2008 года, было распределено «без проведения конкурсов», что свидетельствует о том, что нормативные документы «Транснефти» содержат «расширительное толкование случаев привлечения подрядных организаций без проведения конкурсов»[51][10][50]. 24 марта 2010 года глава Счётной палаты РФ Сергей Степашин во время своего выступления в Госдуме сообщил, что проведённая проверка Счётной палаты выявила сумму ущерба при строительстве ВСТО в 3,5 млрд рублей и что по этому факту в отношении руководства Транснефти было возбуждено уголовное дело[52][53][54].
16 ноября 2010 года Алексей Навальный опубликовал документы, по словам Навального, содержащие сведения о крупных хищениях в ходе реализации проекта ВСТО[55]. Навальный заявил, что общая сумма хищений по всем документам, которые у него имеются, составляет более 120 млрд руб.[56] По словам Навального, эти документы являются результатом внутренней проверки строительства ВСТО экспертами «Транснефти»[56]. Вслед за заявлением Навального последовал ряд публикаций в СМИ[57][58][59][60][61][62].
Первоначально руководство Транснефти отказалось как-либо комментировать эти документы, мотивировав это тем, что блог Навального не является средством массовой информации[63]. Однако позднее глава Транснефти Николай Токарев в интервью телеканалу «Россия-24» отверг обвинения Навального, обвинив его в вычислении суммы ущерба методом экстраполяции. При этом публиковать отчёт Счётной палаты Токарев отказался, ссылаясь на то, что он «содержит много конфиденциальной информации о проекте ВСТО»[64].
Глава Счётной палаты Сергей Степашин заявил, что ранее проведённая проверка Счётной палаты не выявила $4 млрд хищений[51]. Навальный в свою очередь обвинил Степашина в укрывании преступлений, заявив, что никто из опровергающих факт хищений не указывает на фальсификацию предоставленных документов[65]. Аудитор Счётной палаты Михаил Бесхмельницын заявил, что скандал мог быть поднят по заказу[66] участников передела рынка в Юго-Восточной Азии. Он отметил, что озвученная в марте 2010 года Степашиным в отчёте о работе Счётной палаты за год сумма ущерба составила 3,5 млрд рублей[54]. Навальный утверждал, что по этому факту не было возбуждено никаких уголовных дел[67]. Это заявление Навального противоречит заявлению Степашина от 24 марта 2010 года, что уголовное дело было возбуждено[54].
29 декабря 2010 года премьер-министр Владимир Путин заявил, что проверкой дела займется прокуратура[68]. Позже, 28 сентября 2011 года, на встрече с писателями председатель правительства России на вопрос о хищении ответил: «Уверяю вас, если бы было что-то уголовно наказуемое, там бы уже сидели за решеткой»[69][70][71].
Ежегодно вследствие неточной работы приборов учета нефти в трубопроводной системе «Транснефти» образуются излишки. Данные излишки продаются самой «Транснефтью», а вырученные средства, по сведениям самой компании, направляются на благотворительные цели. Всего в 2007 году транспортная монополия отправила на благотворительность 7,2 млрд руб. (в 2006 году — 5,3 млрд руб.), из них 644 млн руб. получил фонд «Содействие», а 422 млн руб. — межрегиональный общественный фонд содействия федеральным органам государственной охраны «Кремль-9» (создан в 2001 году для «поддержки сотрудников и ветеранов ФСО»)[72]. В 2009 году на указанные цели было направлено 3,2 млрд руб.[73], в 2010 году — не менее 3,98 млрд руб.[74]
«Транснефть» неоднократно критиковалась (в том числе и общественным деятелем Алексеем Навальным, являющимся миноритарным акционером компании) за непрозрачность осуществляемых «благотворительных» трат. После 2007 года компания, контролирующая государственную систему нефтепроводов, не раскрывала список получателей данных денежных средств[75][73].
В 2011 году «Транснефть» впервые официально опубликовала сведения о своих благотворительных тратах, после чего выяснилось, что с 1 января по 15 июля 2011 года компания потратила на эти цели 3,21 млрд руб., из них 52 млн руб. пошло на помощь детским учреждениям, а 2,55 млрд руб. (почти 80 % расходов) было перечислено международному благотворительному фонду «Константиновский» (его совет возглавляет Владимир Кожин, на 2011 год бывший руководителем Управления делами Президента России)[76].
В феврале 2016 года крупнейший владелец привилегированных акций «Транснефти» фонд United Capital Partners подал иск в Арбитражный суд Москвы. Предметом иска стало требование о доплате по дивидендам. По мнению UCP, компания ущемила права владельцев привилегированных акций и в нарушение применимого законодательства установила дивиденд на одну привилегированную акцию за 2013 год меньше, чем дивиденд на одну обыкновенную. 18 ноября 2016 года суд отклонил иск UCP к «Транснефти» о взыскании дополнительных дивидендов за 2013 год[77].
В интервью РБК Илья Щербович также отмечал занижение «Транснефтью» прибыли на головной компании, когда 90 % от всей прибыли остаётся на дочерних компаниях трубопроводной компании[78][79]. Представитель «Транснефти» в том же материале РБК ответил на высказывание Щербовича: «Финансирование всех строек ведется через дочерние компании, поэтому, естественно, прибыль остается там».
23 июня 2017 года арбитражный суд Москвы посчитал действия Сбербанка при заключении сделки валютного расчетного опциона с Транснефтью в 2013 году недобросовестными: банк действовал исключительно в собственных интересах и не проинформировал компанию надлежащим образом о всех связанных со сделкой рисках, воспользовавшись неспособностью Транснефти оценить их самостоятельно. Суд постановил признать недействительной сделку с барьерными опционами, в результате которой Транснефти пришлось выплатить Сбербанку 67 миллиардов рублей из-за ослабления рубля в 2015 году. Суд посчитал эту сумму «сверхприбылью» банка, отклонив его довод о несении сопоставимых расходов по сделке. Банк подал апелляцию. Девятый арбитражный апелляционный суд отменил принятое решение о признании сделки недействительной[80]. Это решение, в свою очередь, было оспорено Транснефтью. 28 декабря 2017 года стороны объявили о заключении мирового соглашения.[81]
![]() |
Транснефть на Викискладе |
---|---|
![]() |
Транснефть в Викиновостях |