Цаху́ры (самоназвание — йихъбы, цIaIхбы)[18][19][20] — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в юго-западном Дагестане и северо-западном Азербайджане, один из титульных народов Дагестана. Говорят на цахурском языке, который относится к лезгинской семье нахско-дагестанской группы северо-кавказских языков.
Цахуры, как и другие народности лезгинской семьи, в этнокультурном отношении близки с другими народами Дагестана. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения — Кавказскую Албанию, и были известны под общим именем «албанов (агванов)»[21].
По официальным данным, общая численность цахуров составляет около 30 тыс. человек, в основном в России (13 тыс. человек, в том числе 10 тыс. в Дагестане)[2][3] и Азербайджане (12,3 тыс.). По неофициальным оценкам, общая численность цахуров может составлять 50 — 100 тыс.[10][11][12][22]
Цахуры проживают в Рутульском районе Дагестана, где занимают высокогорную зону и верховья р. Самур, а также расселены на южных склонах Главного Кавказского хребта — в предгорных и равнинных селениях Закатальского и Кахского районов Азербайджана.
В Дагестане имеется 13 цахурских аулов: Цахур, Гельмец, Курдул (Лек), Миких, Мишлеш, Хиях, Сюгют, Муслах, Аттал, Корш, Джиных, Кальял, Мухах. В Азербайджане цахуры проживают в 16 селениях: Дагъайбна-Мухах (7,2 тыс.), Сувагел(Ени Сувагиль) (5,5 — 6 тыс.), Каркай, Калял, Даглы (3 тыс.), Мамрух (2,1 тыс.), Сабунчи (2 тыс.), Кум (1,5 — 2 тыс.), Гёзбарах (2 тыс.), Мишлеш (Чинчар) (7 — 7,5 тыс.), Чинар (1,2 тыс.), Лякит-Кетюклю (1,2 тыс.), Агдам-Калял, Кас, Аласкар, Агъязы (Узюмлю) (1 — 1,5 тыс.)[23].
Более десяти цахурских поселений: Нов. Кальял, Камбулат, Казанкулак, Свердлово, Новый Мишлеш, Ленино Правда - Нов. Цахур и другие — возникли на прикутанных хозяйствах в Бабаюртовской зоне. Также цахуры живут в крупных городах: Махачкала (3 167 чел.), Каспийск (117 чел.), Дербент (99 чел.), Кизляр (96 чел.), Южно-Сухокумск (61 чел.), и др.[4]
В семи населённых пунктах Закатальского (Загаталского) и Кахского (Гахского) районов Азербайджана представлено смешанное население: Джимджимах (азербайджанцы и цахуры), Чардахлар (аварцы и цахуры), Тала (азербайджанцы, цахуры и аварцы), Гюуллюк (азербайджанцы и цахуры), Зарна (азербайджанцы и цахуры). По данным переписи 1999 года 83 % азербайджанских цахуров проживали в сельской местности[24].
Список исторических и современных цахурских сёл и городов, с указанием языка, на котором говорят жители[25].
В Бабаюртовском районе[25]:
Этноним «цахуры» (цахи) происходит от наименования аула Цахур[26]. В отношении цахуров и рутульцев как жителей верховьев реки Самур употребляют название «ванавац», но среди них оно прочно не утвердилось[27]. Сами себя цахуры называют йыхъбы, цIaIхбы'.[18][19][20]
В Дагестане лезгины называют цахуров цIахурар, рутулы — гъалтахъар, аварцы — хъалтагъал, лакцы — цІахъюр. В Азербайджане их называют лезгинами — лезгилер[28] либо сахурами — saxurlar (сахурлар).
Генетически и по языку цахуры относятся к нахско-дагестанской (северо-восточной) семье, в которой представлены три нахских и 26 дагестанских языков. Этноним «йихъбы» обнаруживает идентичность со всеми этнонимами народов Северо-Восточного Кавказа. Общность цахуров (цахов) с дагестанскими и нахскими народами прослеживается не только в языке, культуре, антропологии, но и в истории.
Происхождение цахуров уходит в глубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой культуры (конец 4-го тысячелетия до н. э.).[29] Цахуры — одна из самых древних упоминаемых в источниках Закавказья и Дагестана народностей.[30] Непосредственными предками современных цахуров и других лезгиноязычных народов являются албанские племена, объединившиеся за несколько веков до нашей эры в Кавказскую Албанию.
Предки цахуров с другими лезгиноязычными народами занимали цельную территорию на юго-западе Кавказской Албании, граничащую с Арменией и Иберией. Учитывая, что многие названия в Куро—Алазанской долине имеют цахурское происхождение, можно предположить, что цахуры в прошлом занимали значительно бо́льшую территорию, чем в XIX — начале XX вв.
Древние памятники зодчества, связанные с христианством в Кавказской Албании, представлены в цахурских селениях Кум, Лекит (Кахский р-н Республики Азербайджан), и Мамрух (Закатальский р-н Республики Азербайджан):
а) в селении Кум сохранились развалины Базиличного храма, датированные исследователями VI веком.
б) в Ляките — развалины круглой церкви, входящей в состав большого монастырского или замкового комплекса строений, датированных VII веком.
в) в Мамрухе — развалины средневекового храма, датируемого III—IV вв. н. э.
Кроме указанных храмов, в этом регионе имеются и другие памятники зодчества старины — крепости, храмы.
Первые сведения о цахурах встречаются в грузинских и армянских источниках VII века: в одних упоминается страна Цукети, а в других — её жители — «цахайки»[31]. Главное селение дагестанских цахуров — Цахур — существовало уже в XI—XII вв., о чём свидетельствуют найденные и датированные этим периодом надписи[32]. В XIII веке о Цахуре сообщает арабский учёный Закария аль-Казвини. Он писал, что это
…большой город, густонаселённый, расположенный в шести переходах от Ганджи. Это главный город страны Лакзан. Холод в нём очень силён. Вода города из реки, называемой Самур… Пища их состоит из злака, называемого сульт, внешне он похож на ячмень, а качество его — качество пшеницы… Каждый из них сеет достаточное для него количество этого зерна и питается этим и молоком своих маленьких овец и кислым молоком их. Они носят одежду из шерсти этих овец. Нет у них начальника, но есть у них проповедник, который молится с ними согласно учению имама аль-Шафии.
Существование цахурских населённых пунктов в указанный период, однако, не закрывает вопрос об этногенезе цахурского народа. Степень генетического родства лезгинских языков показывает, что цахуро-рутульский язык наряду с другими языками этой группы до VI—VII веков являлся локальной единицей, «видимо, с выраженной диалектной обособленностью»[31]. В X веке на территории, занимаемой носителями лезгинских языков, в том числе и цахурами, существовало раннефеодальное государственное образование Лакз[33]. При этом ни один из авторов IX—XV вв. ни словом не упоминает о лезгинах, цахурах, рутульцах и агулах. Все эти народы, а порой и другие, объединялись под названием «жители страны Лакз»[34]. Как пишет Ихилов, «мы склонны считать, что до XV в. цахуры и рутулы ещё не выделялись из лезгинской этнической среды и продолжали считаться одним народом с лезгинами, хотя у них и складывались свои языки и особенности быта и культуры»[35].
В XV веке на территории проживания цахуров возникло феодальное образование с центром в ауле Цахур — Цахурское ханство.
С течением времени цахуры продвинулись к югу и расселились также в Кахском и Джарском эриставствах[36]. Процесс переселения части цахуров из Дагестана на юг, в пределы северо-западного Азербайджана, завершился в XVII веке[37]. Среди русских историков XIX века (Линевич, Эсадзе и других) существовало мнение, что цахуры, которых они называли «лезгинами», являются пришельцами, захватившими в XVII веке часть территории Кахетинского царства. Однако эта точка зрения является неверной. От царевича Вахушти известно, что уже в XVI веке в нагорных частях Кахетии существовало множество цахурских поселений[38]. К началу XVIII века на указанной территории окончательно оформились аварские и цахурские вольные общества, более известные как Джаро-белоканские вольные общества.
После того, как в начале XVIII века резиденция владетелей Цахура была перенесена на территорию Закавказья, в селение Илису, Цахурское ханство стало называться Илисуйским султанатом. В его состав также вошли три цахурских вольных общества, сохранивших при этом своё внутреннее самоуправление[39]. Население султаната находилось под сильным влиянием азербайджанской культуры[40]. Илисуйский султанат просуществовал до 1844 года, пока он не был ликвидирован российскими властями. После его ликвидации здесь была введена русская администрация. Часть цахурских селений вошла в состав Джаро-Белоканского округа, преобразованного в 1859 году в Закатальский округ, а остальные — в Самурский округ, входивший первоначально в Каспийскую область, а затем в Дербентскую губернию и Дагестанскую область.
В 1852 году российские власти с целью лишить движение Шамиля поддержки цахуров насильно переселили их на Приалазанскую равнину; 15 селений в верховьях Самура были до основания разрушены войсками[16]. Лишь в 1861 году цахурам было разрешено вернуться в прежние места проживания[41]. По сведениям 1875 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской империи», цахуры общей численностью 2430 человек проживали на территории Самурского округа Дагестанской области[42]. По данным Памятной книжки Дагестанской области от 1895 года, цахуры общей численностью 5149 человек населяли Гельмецкое, Джинихское, Калальское, Муслахское, Мишлешское и Цахурское сельские общества Лучекского наибства в составе Самурского округа[43].
Цахурский язык относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи. Наиболее близок он к рутульскому языку[44], с которым у него имеется существенная близость структурных характеристик и лексики[45]. Ввиду длительных контактов цахурцев с азербайджанцами цахурский язык подвергся значительному влиянию азербайджанского языка[45][46]. Выделяются цахурско-сувагильский, гельмецко-курдульский и сабунчинский диалекты. Среди дагестанских цахуров распространены также русский и азербайджанский языки, а для азербайджанских цахуров вторым языком является азербайджанский[14].
Первые сведения о цахурском языке были опубликованы в работе Р. Эркерта «Die Sprachen des kaukasischen Stammes». В последующем цахурскому языку была посвящена ценная работа А. Дирра «Цахурский язык»[23].
До 1864 года цахуры для письма использовали модифицированную арабскую письменность. В начале 1930-х гг. А. Н. Генко разработал цахурский алфавит на основе латинской графики[47]. В 1935—1938 годах в начальных школах велось обучение на цахурском языке[44]. В основу формирующегося литературного языка был положен говор села Цахур. Однако уже в 1938 году преподавание и книгоиздание на цахурском языке было прекращено; было решено, что культурные нужды цахурского народа могут обслуживать азербайджанский и русский языки[48].
До 1952 года в цахурских школах обучение велось на азербайджанском языке, а с 1952 года — на русском[44][49]. В 1990 году постановлением Совета министров Дагестанской АССР для цахурского, агульского и рутульского языков был определён статус письменного языка. В том же году на основе кириллицы был создан новый цахурский алфавит[28], а в 1996 году в Баку была опубликована цахурская азбука на латинской основе[50].
В настоящее время цахурский язык имеет статус одного из государственных языков Республики Дагестан[51]. В Республике Дагестан цахурский язык и цахурскую литературу в школах изучают с первого класса. В 2003 году приказом Министерства образования Азербайджана были утверждены учебные программы для 1-4 классов начальной школы по нескольким языкам народов Азербайджана, в том числе и по цахурскому[52].
Верующие цахуры исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб)[53]. Принятие цахурами ислама относится к X—XI вв.[31]. Ал-Казвини, посетивший в середине XIII века селение Цахур, сообщал, что «жители этого города все шафииты. В нём медресе, основал его Низам ал-Мулк Хасан ибн Исхак…»[54].
Антропологически относятся к каспийскому типу европеоидной расы[14][15][16]. По пигментации им близки табасаранцы[55].
В 1992 году было создано культурно-историческое общество «Цахуры», целью которого является возрождение и развитие культуры народа, улучшение его социальной сферы[56]. В Дагестане на цахурском языке издаётся газета Нур, выходит детский журнал «Лачин», музыкальная телепередача «Алшан»; ежедневно ведутся теле- и радиопередачи. В ДГПУ функционирует факультет дагестанской филологии, в ДГУ — отделение дагестанских языков, где готовят специалистов по цахурскому языку. С 2009 года на цахурском языке начал издаваться детский журнал «Соколёнок»[57]. Существует танцевальный ансамбль «Цахур».
В Азербайджане функционирует Цахурский культурный центр в Закатале, занимающийся развитием танцевальных и певческих коллективов. Один из них, «Джейранум», выступает в Закаталах и в Баку[50]. В 2009 году был снят короткометражный фильм «Спиной к Кыбле» (цахур. Kiblayıka yıkыhiyna, азерб. Arxası qibləyə) ставший первым не только в Азербайджане, но также в истории мирового кино[58] художественным фильмом на цахурском языке. Песенно-музыкальная культура цахуров испытала влияние культуры соседей-азербайджанцев[59].