Чуфу́т-Кале́ (укр. Чуфут-Кале, крымско-тат. Çufut Qale, Чуфут Къале) — средневековый город-крепость в Крыму, расположен на горном плато в 2,5 км к востоку от Бахчисарая. Скалистые склоны достаточно круты, лишь с одной стороны к плоской вершине проложена пешеходная тропа. Наивысшая точка — 581 м. В Российской Федерации, контролирующей спорную территорию Крыма, является объектом культурного наследия федерального значения, на Украине — памятником культурного наследия национального значения.
Варианты названий
- Чуфут-Кале — в переводе с крымскотатарского языка «еврейская крепость» (çufut — еврей, qale — крепость)[2], это же название используется в советской научной литературе[3], а также в русскоязычных работах караимских авторов со второй половины XIX века до постсоветской эпохи[4][5][6];
- Кырк-Ер, Кырк-Ор, Гевхер-Кермен, Чифут-Калеси[7] — крымскотатарские названия во времена Крымского ханства;
- Кале, Калэ (караимск. крымский диалект: קלעה къале — крепость)[5][8][9], Кала (караимск. тракайский диалект: kala — крепость, укрепление, кирпичная стена)[10] — аутентичное название, использовавшееся самими караимами[11];
- Села Юхудим (др.-евр. סלע יהודים — «скала иудеев» (в караимском произношении) — употреблялось в караимской литературе до второй половины XIX века[12][13][14];
- Села ха-Караим (др.-евр. סלע הקראים — «скала караимов») — употреблялось караимами со второй половины XIX века[15];
- Чуфт-Кале, Джуфт-Кале (в переводе с тюркского «двойная (парная) крепость», чӱфт/джӱфт — пара, къале — крепость) — позднейшее из названий, впервые появляется в начале XX века[16], употребляется некоторыми[17] «крымскокараимскими» лидерами постсоветской эпохи[18].
История
Чуфут Кале. Вид на караимские кенасы XVI—XVIII вв.
Город возник предположительно в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Есть версия, что его укрепления строились византийскими инженерами в два этапа (между 530/550 и 560/580 гг.) для защиты стратегически важных дефиле Марьям-Дере и Ашлама-Дере, и усиления обороны дальних подступов к Херсону[19]. Вероятно, что в ту эпоху он носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло в основном из алан.
В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер.
В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен войском бея Яшлавского из орды Ногая. В XIII—XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживание в других городах Крымского ханства[20][21].
Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крымского ханства Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик, и ханская столица была перенесена туда. В крепости остались жить лишь караимы и небольшое количество крымчаков[22]. В XVII веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале» (в переводе «иудейская/еврейская крепость» с негативным, презрительным смысловым оттенком)[21][8].
Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор. В лучшие времена (в XVIII веке) Чуфут-Кале насчитывал более 500 усадеб.
После вхождения Крыма в состав Российской империи в 1783 году ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К середине XIX века город почти полностью опустел, к концу XIX здесь оставалась лишь семья смотрителя. До начала XXI века дошла лишь одна усадьба – Абрама Фирковича (1786—1874), жившего в крепости до конца своих дней.[23]
Усадьба Авраама Фирковича — караимского писателя и археолога. XVIII в.
Известно, что во время крымского путешествия в 1787 г. караимскую колыбель посетила Екатерина II и даже провела в ней ночь. С тех пор здесь бывали все российские самодержцы (исключая Павла I). Чуфут-Кале также посещали известные писатели и поэты: А.С. Грибоедов, Адам Мицкевич, В.А. Жуковский, Леся Украинка, М.М. Коцюбинский, А.М. Горький, А.Н. Толстой, В.А. Луговской, Джеймс Олдридж, А.Г. Битов, художники И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.А. Серов, А.В. Куприн.[24] В романе «Ада» Владимира Набокова есть упоминание этого места, только в транслитерации „Чу-фут-Кале“.
С октября 2015 года Крепость и пещерный город Чуфут-Кале являются объектом культурного наследия федерального значения[25].
Археология
Жилое помещение, вырубленное в скале
В настоящее время большая часть Чуфут-Кале находится в руинах.
В западной, самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения (например, амбары для хранения колбас, сараи), руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Также хорошо сохранились две кенассы (караимских храма) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов.
В восточной части города находилось множество жилых домов, а также не сохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты.
План города-крепости
Цифрами обозначены:
- Малые (южные) ворота
- Малая кенасса XVII в.
- Большая кенасса XIV в.
- Место бывшей караимской школы
- Место старого базара
- Руины мечети 1346 г.
- Водосборный колодец
- Банная пещера (Хамам Коба)
- Мастичная пещера (Сакыз-Коба)
- Мавзолей Джанике-Ханым 1437 г.
- Большой и малый крепостные рвы
- Хозяйственная пещера («темница»)
- Место ханского монетного двора
- Средняя оборонительная стена
- Сквозной колодец (Копка-Кую)
- Усадьба А. С. Фирковича XVIII в.
- Руины дома караимских обществ 1896 г.
- Усадьба Чал-Борю XVIII в.
- Туалет
- Место дома С. Бейма XVIII в.
- Пещеры
- Восточная оборонительная стена XIV—XVI вв.
- Водосборочный бассейн
- Ворота восточной оборонительной стены
- Ворота средней оборонительной стены
- Пустырь (м. «бурунчак»)
- Руины «дворца»
- Крепостной ров перед восточной оборонительной стеной
Фотогалерея
С высоты плато Чуфут-Кале открывается величественная панорама на долины и соседнюю гору схожего строения
Чуфут-Кале (фото 2007 г.)
Чуфут-Кале (фото 2007 г.)
Караимская кенасса
XIV в.
Караимская кенасса
XVIII в.
Ворота Орта-Капу
(фото 1968 г.)
См. также
Примечания
- ↑ Данный географический объект расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
- ↑ Крымскотатарско-русско-украинский словарь / Сост. С. М. Усеинов. — Симферополь: Тезис, 2008. — ISBN 978-966-470-005-1
- ↑ Чуфут Кале // Большая советская энциклопедия
- ↑ С. Бейм. Память о Чуфут-Кале. — Одесса: гор. тип. Х. Алексомати, 1862. — 82 с. — С. 431—444.
- ↑ 1 2 Фиркович М. Я. Старинный караимский городок Калэ, называемый ныне «Чуфут-Калэ». — Вильна, 1907.
- ↑ Шапшал С. Караимы и Чуфут-Кале в Крыму. — СПб.: типо-лит. и фототип. П. И. Бабкина, 1896.
- ↑ «В западном конце Багчасарайской долины, в получасе от города, находится местечко с 120 дорогами, с замком на высоком утёсе. Теперь его называют просто Калэ (крепость) или Чифут-Калеси (Еврейская крепость), так как оно заселено только евреями караимской секты». // Иоганн Тунманн. Крымское ханство (1784)
- ↑ 1 2 Цитата: «…Также и мусульмане, не зная происхождения слова иудей, вместо иудей произносят чуфуд, а город, в которым мы живем в настоящее время, крепость Кале, они называют Чуфуд Кале, то есть Крепость иудеев.
Мусульмане считают, что называя нас именем чуфуд они наносят нам оскорбление, хотя для нас в этом нет ничего оскорбительного, а совсем наоборот, мы можем гордится этим именем, так как оно говорит о том, что мы принадлежим к дому Йегуде, что для нас очень почетно.…» Мордехай Султанский// Зехер Цадикким («Памяти Праведников»)
- ↑ Имена и фамилии подписчиков на книгу «Таргум Тора бе-лешон татар»(Перевод Торы на крымско-караимский язык). — Евпатория, 1841. // Сайт московских караимов
- ↑ Баскаков Н. А., Дубинский А. , Зайончковский А., Зайончковский А., Ижбулатова Р. М., Исхакова X. Ф., Мусаев К., Шапшал С. Ш. Караимско-русско-польский словарь / Под ред. Н. А. Баскакова, А. Зайончковского, С. Ш. Шапшала. — М.: Русский язык, 1974. — C. 683. (Географические названия)
- ↑ Кизилов М. Б. Крымская Иудея: Очерки истории евреев, хазар, караимов и крымчаков в Крыму с античных времен до наших дней. — Симферополь: «ДОЛЯ», 2011. — С. 123. — ISBN 978-966-366-386-9.
- ↑ «Маджалисский документ»А. Фиркович, перевод с оригинала («נוסח הרשימה הנמצאת במנג'יליס / על ידי כמורה»ר … אברהם פירקוויץ בשנת התר"א")
- ↑ С. Бейм. О происхождении и истории караимов Крыма (1862)
- ↑ Чуфут-кале // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Памятная доска в кенассе в Чуфут-кале в честь её посещения царской семьёй в 1886 году
- ↑ Щёголева, Т. Караимы СНГ на рубеже XX-XXI веков / ред. В. Кефели // Caraimica : International quarterly review. — Slippery-Rock; Simferopol, 2007. — № 2. — С. 11.
- ↑ Крымские караимы сменили лидера
- ↑ «Родовым гнездом крымских караимов является крепость Кырк Йер, или Джуфт Кале, близ Бахчисарая (Крым). Когда крепость стала мала для населения, к ней были пристроены дополнительные оборонительные стены, при этом огороженная территория оказалась разделена внутренней стеной на две части. Поэтому крепость называется Джуфт-Кале (в переводе с тюркского — „Двойная крепость“). В последующем в литературе стали встречаться искаженные неправильные (но более лёгкие для произношения) названия: „Чуфт Кале“ и „Чуфут Кале“». // К. А. Ефетов. Крымские караимы
- ↑ Вус О. В. Опорна фортеця Кирк-Ор у контексті військово-інженерних заходів Візантії на Кримському півострові в VI ст.. Василевс. Українська візантиністика (15 сентября 2016). Проверено 8 мая 2017.
- ↑ Меметов А. О так называемых «тюркских народах» Крыма. // Учёные записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 22 (61). № 3. 2009. — С. 172—178.
- ↑ 1 2 Татьяна Щёголева. Караимы Крыма: история и современное состояние общины. // Журнал «Евреи Евразии» № 1(8), январь-март 2005.
- ↑ М. Кизилов. Гурджи и ашкенази, или крымчаки в городе Чуфут-Кале. // Крымчаки, 2009. Т. 4. — С. 12-15.
- ↑ Пещерные города. Чуфут-Кале
- ↑ Полуостров сокровищ Крым
- ↑ http://government.ru/media/files/XnNawtIgNdGfkAMwq9cweD5tE4N6miAy.pdf
Литература
- Вус О. В. Опорна фортеця Кирк-Ор у контексті військово-інженерних заходів Візантії на Кримському півострові в VI ст. — Київ, 2016. — URL: https://byzantina.wordpress.com/2016/09/15/vus-6/.
- Чуфут-кале // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ссылки