Южно-Уральская железная дорога

Южно-Уральская ордена Октябрьской Революции железная дорога
Полное название Филиал ОАО «РЖД» — Южно-Уральская железная дорога
Годы работы с 4 января 1934
Страна Flag of the Soviet Union.svg СССР (до 1991 года),
Flag of Russia.svg Россия
Город управления Челябинск
Состояние действующая
Подчинение ОАО «РЖД»
Числовой код 80
Награды Орден Октябрьской Революции
Протяжённость ~8 тыс. км
Официальный сайт yuzd.rzd.ru
Commons-logo.svg Южно-Уральская железная дорога на Викискладе
Images.png Внешние изображения
Image-silk.png Схема Южно-Уральской железной дороги на сайте «РЖД»

Южно-Ура́льская желе́зная доро́га (ЮУЖД) — один из 16 филиалов-дорог ОАО «Российские железные дороги», включающий часть железнодорожной сети страны располагающийся на территориях Курганской, Оренбургской, Челябинской областей, заходящая на территории Омской, Самарской, Саратовской, Свердловской областей, республики Башкортостана, а также за пределами Российской Федерации в Казахстане на территорию Северо-Казахстанской области (транзитный участок на линии Курган — Петропавловск — Омск[1][2][3][4]. Управление дороги находится в Челябинске.

Дорога награждена орденом Октябрьской Революции (1971).

Структура

До 1 января 2011 года в состав дороги входило 4 отделения: Челябинское, Орское, Курганское и Петропавловское. С переходом на безотделенческую систему прежнее наименование сохранило только Петропавловское отделение — филиал ОАО «РЖД» на территории Республики Казахстан. 1 января 2011 года были созданы Челябинский, Орский, Курганский и Оренбургский регионы. 1 июля 2014 года был упразднён Орский регион, а вместо него был создан Златоустовский регион. Ранее существовали Златоустовское, Карталинское, Оренбургское отделения. Длина дороги по состоянию на 1991 год 4934,9 км.

Основные узловые станции дороги: Челябинск-Главный, Курган, Петропавловск, Троицк, Карталы, Магнитогорск, Орск, Оренбург, Бердяуш.

Южно-Уральская железная дорога граничит[5][6]:

  • с юга с железными дорогами Казахстана (Челябинская область: перегон Карталы — Аксу; Оренбургская область: станция Канисай, перегон Орск-Новый город — Киргильда; Курганская область: перегон Утяк — Зауралье — Зерновая; Северо-Казахстанская область Республики Казахстан: перегон Петропавловск — Блок пост 7 км — Чаглинка)
  • с юго-запада с Приволжской железной дорогой (Саратовская область: перегон Новый Камелик — Осинодольский — Новоперелюбская)
  • с запада с Куйбышевской железной дорогой (Самарская область: перегон Колтубанка — Спиридоновка — Кинель; Республика Башкортостан: перегон Урал-Тау — Укшук — Белорецк; Оренбургская область: Сакмарский — Октябрьский — Мурапталово; Челябинская область: перегон Кропачёво — Аша — Иглино)
  • с севера со Свердловской железной дорогой (Свердловская область: перегон Верхний Уфалей — Полдневая — Полевской; Челябинская область: перегоны Нязепетровская — Сказ — Михайловский завод, Нижняя — Разъезд № 1 — Каменск-Уральский; Курганская область: перегон Водолазово — Колчедан — Каменск-Уральский)
  • с востока с Западно-Сибирской железной дорогой (Омская область: перегон Юнино — Исилкуль)

Кроме территории основного расположения (Челябинская, Оренбургская, Курганская области) и территории разграничения дорог указанных выше, транзитные (и тупиковые) участки железнодорожной сети ЮУЖД также находятся на территории Самарской области (перегон Тюльпан — Осинодольский), Республики Башкортостан (перегон Разъезд № 22 — Сибай, части участков перегонов Бердяуш — Кропачёво, Злоказово — Ункурда), за пределами Российской Федерации (участок Горбуново — Петропавловск — Юнино, входящий в зарубежное Петропавловское отделение ЮУЖД).

Регионы и отделения дороги на 01.07.2014 года:

  1. Челябинский регион.
  2. Златоустовский регион.
  3. Курганский регион.
  4. Оренбургский регион.
  5. Петропавловское отделение.

История

Здание Управления ЮУЖД на площади Революции в Челябинске (справа). 1950 год.

Дорога образована в январе 1934 года при разделении Пермской железной дороги и слиянии с рядом линий, проходящих по районам Южного Урала. При образований состояла из 8 отделений дороги: Златоустовское, Челябинское, Курганское, Троицкое, Карталинское, Нязепетровское, Уфалейское, Синарское[7]. Первым её руководителем стал Иван Князев.

В состав дороги ныне входят старейшие железнодорожные линии, построенные в 1860-1880-х годах. В 1877 году начата эксплуатация линии Оренбург — Самара, в 1892 году закончено строительство Самаро-Златоустовской железной дороги до Челябинска, в 1891 году начато сооружение южного хода, ставшего впоследствии частью Транссибирской магистрали. В 1882 году от Челябинска начато строительство линии на Курган — западной части Транссиба. В 1895 году завершена прокладка пути на линии Челябинск — Екатеринбург (через Кыштым, Верхний Уфалей, Полевской) Уральской железной дороги. В 1911—1916 годах построена Западно-Уральская железная дорога (Бердяуш — Лысьва).

Дорога получила значительное развитие в 1930-е годы. Тогда были построены линии Чурилово — Синарская, Карталы — Акмолинск. Уложены вторые пути и оборудована автоблокировкой линия Челябинск — Макушино. На дорогу поступают мощные паровозы серий ФД, СО, ИС. Реконструкция дороги, завершённая в 1940 году, позволила увеличить грузооборот в 2,4 раза.

В годы Великой Отечественной войны работники дороги строили бронепоезда, поезда-бани, санитарные поезда.

В 1945 году электрифицирован на постоянном токе участок Челябинск — Златоуст, в 1949 году — участок Златоуст — Кропачёво, в 1957 году — Курган — Макушино и Челябинск — Курган, в 1961 году — Макушино — Исилькуль. На участках Челябинск — Свердловск, Челябинск — Троицк — Карталы — Магнитогорск к началу 1970-х годов была введена тепловозная тяга. В 1957 году сдаётся в эксплуатацию линия Миасс — Учалы — Межозерный. В 1980 году сдаётся в эксплуатацию линия Сакмарская — Мурапталово, в 1981 году — линия Красногвардеец — Новоперелюбская.

Пассажирский тепловоз 2ТЭ10УТ-0047Б приписки ТЧЭ-14 Оренбург.jpg

Локомотивный парк

В локомотивном парке дороги магистральные тепловозы 2ТЭ10В как учебные, а также использующиеся на вывозной работе и при перевозке ремонтных поездов, 2ТЭ116У, 2ТЭ10М и 2ТЭ10У, маневровые тепловозы ЧМЭ3, ТЭМ14 и ТЭМ7А, пассажирские тепловозы 2ТЭ10УТ и ТЭП70, электровозы постоянного тока ЧС7, 2ЭС6, ВЛ10, ВЛ10У и ВЛ10К, переменного тока ВЛ60К, ВЛ60ПК, ВЛ80С, ВЛ80СК, ВЛ80Т, ВЛ80ТК и пассажирский электровоз ЭП1, электропоезда ЭР2, ЭР9П, ЭР9Е, ЭД4М и ЭД9М, рельсовые автобусы РА1 и РА2.

Локомотивные депо Южно-Уральской железной дороги: Златоуст, Челябинск, Петропавловск, Орск, Оренбург, Бузулук, Курган, Карталы. Моторвагонные депо: Челябинск, Курган, Сакмарская (Южно-Уральская дирекция МВПС).

Руководство

Начальники дороги[8]:

  • Князев И. А. (01.04.1934 - 05.10.1936 /репрессирован (1936), расстрелян (1937), реабилитирован (1963))
  • Бодров А. В. (05.10.1936 - 22.05.1938 /репрессирован (1939), расстрелян (1941), реабилитирован (1957))
  • Убий-Вовк Д. Д. (22.05.1938 - 25.07.1939 /репрессирован (1941), расстрелян (1941), приговор отменён (1957))
  • Коркин Ф. Г. (25.07.1939 - 19.09.1940)
  • Малькевич А. П. (19.09.1940 - 22.09.1942)
  • Молчанов А. П. (23.09.1942 - 20.01.1943)
  • Гундобин Н. А. (20.01.1943 - 27.09.1944)
  • Малькевич А. П. (27.09.1944 - 24.06.1948)
  • Ямович А. А. (12.08.1948 - 25.06.1951)
  • Тышков Р. А. (25.06.1951 - 16.05.1953)
  • Калабухов Д. М. (16.05.1953 - 09.11.1966)
  • Виноградов Г. В. (09.11.1966 - 06.05.1969)
  • Шулешко Ф. И. (20.05.1969 - 11.09.1972)
  • Гинько В. Н. (21.09.1972 - 17.01.1978)
  • Тарунин Г. В. (17.01.1978 - 07.02.1984)
  • Воробьев И. П. (07.02.1984 - 23.10.1999)
  • Целько А. В. (24.10.1999 - 23.05.2000)
  • Дьяконов Ю. М. (24.05.2000 - 08.07.2002)
  • Левченко А. С. (30.08.2002 - 04.07.2007)
  • Молдавер В. И. (04.07.2007 - 09.11.2009)[9]
  • Попов В. А. (09.11.2009 - 23.05.2018)[10]

По состоянию на июль 2018 г. начальником Южно-Уральской железной дороги является Храмцов Анатолий Михайлович (с 23.05.2018 г.)[11].

Электровоз ЧС7 приписки депо Челябинск на станции Усть-Катав.

См. также

Примечания

  1. Россия и Казахстан передают имущество, Статья на сайте сайта WWW.GUDOK.RU АО "Издательский дом «Гудок» от 24.11.2010 г., Е. Мусихина.
  2. Интервью с начальником Петропавловского отделения Южно-Уральской железной дороги, Статья на сайте газеты «Комсомольская правда».
  3. Южно-Уральская железная дорога, Статьи о ЮУЖД на сайте «РЖД-ТВ».
  4. В Петропавловском отделении ЮУЖД заключили коллективный договор, Статья от 31.10.2017 г. на сайте «РЖД-ТВ».
  5. Карта-схема ЮУЖД, Сайт ОАО «РЖД».
  6. Россия и Казахстан передают имущество, Статья на сайте WWW.GUDOK.RU АО "Издательский дом «Гудок» от 24.11.2010 г., Е. Мусихина.
  7. Казаков А. Л. и др. Уральский исток Транссиба: история Южно-Уральской железной дороги // Челябинск: Авто Граф. — 2004. — 408 с. С. 154. ISBN 5-98518-004-2.
  8. Казаков А. Л. и др. Уральский исток Транссиба: история Южно-Уральской железной дороги // Челябинск: Авто Граф. — 2004. — 408 с. С. 118-133. ISBN 5-98518-004-2.
  9. Дорога сменила «локомотив» / 04.07.2007 г. Газета «Южноуральская панорама». Т. Гончарова
  10. В ЮУЖД сменилось руководство / 09.11.2009 г. Газета «Южноуральская панорама». А. Мироненкова, М. Черникова.
  11. Назначен новый начальник Южно-Уральской железной дороги / 23.05.2018. ИА «Урал-пресс-информ». О. Мельчакова.

Ссылки



Что такое monamir.ru Monamir.ru является одним из мощнейших информационным ресурсом в рунете. Он открыт для любого пользователя. Наш сайт - это библиотека, которая является общественной. Любой посетитель сможет найти необходимую для себя информацию.

Основа этой страницы находится в Вики. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. monamir.ru является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

E-mail: admin@monamir.ru
Сайт Monamir.ru является НЕофициальным.