Достопримечательность | |
Южный речной вокзал | |
---|---|
![]() | |
55°41′22″ с. ш. 37°40′30″ в. д.HGЯO | |
Страна |
![]() |
Местоположение | 115432, Москва, проспект Андропова, дом 11, корпус 2 |
![]() |
Южный (Московский) речной вокзал — один из двух пассажирских речных вокзалов Москвы (вместе с Северным). Расположен в Южном административном округе в районе Нагатинского Затона на левом берегу Нагатинской поймы, в месте спрямления русла Москвы-реки. Из трёх Московских речных портов, Южный порт является самым крупным[1].
Южный речной вокзал несколько раз менял своё местоположение. С 1932 года он находился в Кожуховской (Южной) гавани Московского порта, расположенной на берегу Москвы-реки около деревни Кожухово, выше Перервинской плотины[2]. В 1972 году вокзал перенесли ниже по течению реки в Нагатинский затон, деревянное здание было разобрано, а вокзалом служил дебаркадер. В 1985 году на берегу было построено постоянное здание вокзала из железобетонных конструкций[3].
Первое здание Московского речного вокзала было построено в 1932 году по проекту Романа Хигера и находилось по адресу Варшавское шоссе, д. 3, у Даниловского моста[4]. Южная (Кожуховская) гавань тогда была конечной точкой Московско-Окского водного пути. Отсюда отправлялись пароходы, идущие на Оку, Волгу и Каму[2]. Здание состояло из двух павильонов — пригородного и основного — соединённых одноэтажным переходом, и было построено из дерева. Только центральные части павильонов были сложены из кирпича. Лёгкий первый этаж контрастировал с восьмигранной вершиной двухэтажного центрального павильона. Вертикальная ось восьмигранника продолжалась куполом и завершалась шпилем, увенчанным шаром — в нём предполагалось установить сильный источник света[5].
В проекте вокзала большое внимание уделялось гармонии цвета и плавному переходу одного пространства в другое. Колоннада главного вестибюля пересекалась перспективой на парадную лестницу, которая вела в зал ожидания, расположенный в восьмиграннике второго этажа. Там же располагался ресторан, купол которого был окрашен в тёмно-ультрамариновый цвет и покрыт рельефными звёздами, передавая настроение южного неба[6]. Первый этаж основного павильона делился на целевые зоны: слева находились комнаты матери и ребёнка, справа — служебные помещения, на втором этаже — гостиница для пассажиров. В отделке использовались разные оттенки жёлтого и кофейного цветов, но при переходе в зал ожидания кессоны потолка окрашены в ультрамариновый цвет, чтобы подготовить зрителя к восприятию интенсивно синего купола[5]. В пригородном павильоне находились зал ожидания, кассы и уборные комнаты. Цветовое решение интерьера гармонировало с основным павильоном: использовались светло-кофейные, жёлтые и кирпичные оттенки[7]. На момент строительства вокзала уже существовал план реконструкции района, поэтому здание было поставлено на земляную насыпь[8] и считалось временным[4].
С 1972 года, после углубления Новинского рукава, Южный речной вокзал был переведён ниже по течению и располагался на временном дебаркадере, стоявшем у правого берега реки Москвы на Нагатинской набережной (современный причал «Кленовый бульвар», в районе пересечения набережной и одноимённого бульвара, вблизи Нагатинского метромоста). Прежнее деревянное здание вокзала было разобрано в связи с реконструкцией Нагатинской набережной[9]. Находящийся на дебаркадере вокзал обслуживал пассажиров транзитной линии Москва — Горький — Москва (маршрут Московская кругосветка), местных линий Москва — Рязань, Москва — Константиново[10].
![]() | |
---|---|
Южный речной вокзал после 1985 года, украшения фасада | |
![]() |
Скульптуры-символы пяти морей[11] |
![]() |
Компас[11] |
Современный Южный речной вокзал был построен в 1985 году и открыт для пассажиров с 1986-го[12]. Некоторые источники[13] приписывают авторство проекта Алексею Рухлядеву, архитектору Северного речного вокзала Москвы. Однако Алексей Рухлядев умер в 1946 году[14], тогда как современное здание вокзала построено в 1985-м. Согласно другой версии, автором проекта современного Южного речного вокзала является Юрий Коган, автор аналогичного проекта в Самаре[11]. Новое двухэтажное здание вытянуто вдоль берега и выдержано в стиле советского модернизма с характерным массовым остеклением и общим урбанистическим дизайном. На фасаде здания была расположена скульптурная группа, автором которой был Салават Щербаков[15]. Пять женских фигур символизировали пять морей, с которыми Москва соединена водными путями: Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское, Черное. На торцевой части фасада находилась ещё одна скульптура — большой компас с символом Москвы в центре. Здание венчал высокий шпиль с наконечником в виде силуэта парусника[11]. Первым от вокзала отправился теплоход «Павел Юдин»[16], туристическим рейсом до Астрахани[17].
Руководство вокзала в 2008 году сообщило о намерении провести реконструкцию всей территории и сохранить все его функции[18]. Однако после ремонта 2013 года со здания исчезли скульптуры и знак «Южный речной порт». С начала 2000-х годов[11] в здании вокзала располагается ярмарка детских товаров[19]. Последний раз в Южном речном порту проходило праздничное открытие сезона прогулочной навигации в 2012 году, с 2013-го мероприятие проходит на причале парка имени Горького[20]. По сведениям ТАСС, в мае 2017 года Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд столицы с иском о сносе здания вокзала как незаконной постройки. В иске указано, что здание было реконструировано незаконно и с «существенными нарушениями градостроительных норм»[21].