The Coca-Cola Company | |
![]() | |
![]() | |
Тип | Публичная компания |
---|---|
Листинг на бирже | NYSE: KO |
Основание | 1892 |
Основатели | Дж. Пембертон, Эд Холленд |
Расположение |
![]() |
Ключевые фигуры |
Джеймс Куинси (генеральный директор), Мухтар Кент (председатель совета директоров) |
Отрасль | Пищевая промышленность |
Продукция | Безалкогольные напитки |
Собственный капитал | ▲ $17,072 млрд (2017)[1] |
Оборот | ▲ $35,410 млрд (2017)[1] |
Операционная прибыль | ▲ $7,501 млрд (2017)[1] |
Чистая прибыль | ▲ $1,248 млрд (2017)[1] |
Активы | ▲ $87,896 млрд (2017)[1] |
Капитализация | ▲ $200,11 млрд (2018) |
Число сотрудников | 61,800 (2017) |
Аудитор | Ernst & Young |
Сайт | coca-colacompany.com |
![]() |
The Coca-Cola Company ([ðə ˈkoukə ˈkoulə ˈkʌmpənɪ], рус. компания «Кока-кола») — американская пищевая компания, крупнейший мировой производитель и поставщик концентратов, сиропов и безалкогольных напитков. Наиболее известным продуктом компании является напиток Coca-Cola. Входит в список Fortune 500 по итогам 2015 года (62-е место)[2]. Штаб-квартира находится в столице штата Джорджия, Атланте.
В 1886 году фармацевт Джон Пембертон представил инвесторам новый продукт, Кока Колу, состоящий из воды, сахара, кофеина, экстрактов листьев коки и ореха кола, и получил необходимые инвестиции. В 1889 году компания была выкуплена у Пембертона предпринимателем Азой Кэндлером за $2300, который в 1892 году зарегистрировал эту компанию под названием Coca-Cola Company и за десять лет вместе с 50 сотрудниками создал национальный бренд Coca-Cola. В 1899 году было основано первое предприятие по производству этого напитка на правах франчайзинга. Такая модель, при которой головная компания ограничивалась производством концентратов напитков и их маркетингом, а сторонние компании покупали эти концентраты, разводили их подслащенной газированной водой, бутилировали и продавали, сохранялась большую часть XX века[3].
К 1905 году из состава Кока-Колы был исключён кокаин[4].
В 1919 году Coca-Cola Company была продана группе инвесторов во главе с Эрнестом Вудраффом за $25 млн. Компания была перерегистрирована и стала публичной: было продано 500 000 акций по цене $40 за шт. Самое крупное в то время IPO в пищевой промышленности[4].
В 1943 году в Европе и на севере Африки были основаны заводы по производству Кока-Колы для поднятия боевого духа воевавших там американских солдат, а также для распространения этого напитка по всему миру[4].
В 1960 году была куплена The Minute Maid Corporation, а в следующем году был начат выпуск напитка Sprite[4].
В 1980 году за $750 млн была куплена кинокомпания Columbia Pictures, однако уже через пять лет была продана другой кинокомпании, Tri-Star Pictures[4].
В 1986 году The Coca-Cola Company непосредственно контролировала 11 % производства напитков под своими брендами и решила увеличить эту долю, купив несколько бутилирующих компаний, в частности JTL и Beatrice, но, из-за нехватки собственных средств, вынуждена была сформировать отдельную компанию, названную Coca-Cola Enterprises, пустив 51 % её акций в свободное обращение[3].
В 1990 году объём продаж впервые пересёк отметку в $10 млрд. В 1999 году The Coca-Cola Company приобрела права на реализацию продуктов под торговыми марками Schweppes, Canada Dry, Dr Pepper и Crush в 157 странах, исключая США, Канаду и Мексику, а также часть Европы. В 2002 году на рынки был представлен напиток Vanilla Coke[4].
В 2010 году Coca-Cola Enterprises перешла в полную собственность The Coca-Cola Company[5]. После завершения выкупа акций была основана новая компания Coca-Cola Enterprises, в которую были выделены подразделения старой в западной Европе. В ноябре 2015 года эта компания объединилась с Coca-Cola Iberian Partners SA и Coca-Cola Erfrischungsgetränke AG в компанию Coca-Cola European Partners[6].
24 сентября 2018 года The Coca-Cola Company приобрела французский бренд освежающих напитков с фруктовым нектаром, родниковой воды и содовой Tropico[fr]. Данный шаг был обусловлен тем, что французский бренд демонстрировал устойчивый рост на рынке фруктовых напитков (рост на 4,9 % в период 2014—2017 год)[7].
Компания является одной из крупнейших в США, её акции допущены к торговле на площадке NYSE и входят в индексы DJIA и S&P 500.
Крупнейшими акционерами являются:
Другим фондам по отдельности принадлежит менее 3 % акций.
Председатель совета директоров и генеральный директор с июля 2008 года до мая 2017 — Мухтар Кент (до этого времени эти должности занимал Невилл Исделл). с 1 мая 2017 года генеральным директором компании назначен Джеймс Куинси.
Основная продукция компании — безалкогольные напитки. Компания продаёт концентраты, сиропы и напитки более чем в 200 странах. Основной регион деятельности The Coca-Cola Company — США, на него в 2015 году пришлось $20 млрд из $44 млрд выручки. В других странах Coca-Cola в основном представлена региональными бутилирующими компаниями, действующими на правах франчайзинга и покупающими у The Coca-Cola Company концентраты. В 2015 году продажи концентратов и сиропов под маркой «Coca-Cola» (и её вариаций) составили примерно 37 % в общем объёме выручки[1].
Основными бутилирующими компаниями являются[9]:
Компании принадлежит 5 из 6 самых продаваемых мировых брендов безалкогольных напитков — Coca-Cola, Diet Coke, Fanta, Schweppes и Sprite.
Основным сырьем для компании являются пищевые и непищевые подсластители. Используемые пищевые подсластители в США — это фруктозный кукурузный сироп, вне США — сахароза. Основные непищевые подсластители — аспартам, сахарин и др.
Деятельность компании распределена по регионам (выручка бутилирующих компаний не включается):
Год | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Оборот | 17,37 | 19,39 | 20,86 | 21,74 | 23,1 | 24,09 | 28,86 | 31,94 | 30,99 | 35,12 | 46,54 | 48,02 | 46,85 | 46 | 44,29 |
Чистая прибыль | 3,969 | 3,05 | 4,347 | 4,847 | 4,872 | 5,08 | 5,981 | 5,807 | 6,824 | 11,81 | 8,584 | 9,019 | 8,584 | 7,098 | 7,351 |
Активы | 22,55 | 24,47 | 27,41 | 31,44 | 29,43 | 29,96 | 43,27 | 40,52 | 48,67 | 72,92 | 79,97 | 86,17 | 90,06 | 92,02 | 90,09 |
Собственный капитал | 11,37 | 11,8 | 14,09 | 15,94 | 16,36 | 25,35 | 31,32 | 30,56 | 25,76 |
На протяжении последних двенадцати лет (2000—2012) Соса-Cola являлась самым дорогостоящим брендом в мире. В 2009 году компании удалось увеличить стоимость бренда на 3 % и она составила $ 68,7 млрд[12].
По состоянию на 2016 год в компании работает 123 тысячи человек, вместе с бутилирующими компаниями — около 700 тысяч, по этому показателю Соса-Cola входит в десятку крупнейших частных работодателей[6].
В списке крупнейших публичных компаний США Fortune 500 в 2015 году заняла 62-е место (годом ранее 63-е место), в списке крупнейших компаний в мире Fortune Global 500 в 2015 году заняла 232-е место[2]. В списке крупнейших публичных компаний в мире Forbes Global 2000 за 2016 год заняла 83-е место, в том числе 27-е по рыночной капитализации, 57-е по чистой прибыли, 177-е по обороту и 296-е по активам; также заняла 4-е место в списке самых дорогих брендов[13].
The Coca-Cola Company — старейший спонсор олимпийского движения. Впервые в этом качестве она выступила в 1928 году. К 2013 году «Кока-Кола» сотрудничала более чем с 190 национальными Олимпийскими комитетами, в том числе с Олимпийским комитетом России. Некоторые факты участия компании в организации олимпийских мероприятий:
С 1992 года компания The Coca-Cola Company выступает в числе организаторов и спонсоров эстафеты олимпийского огня. С 1996 года — эксклюзивный представитель этой эстафеты, взявший на себя основные заботы по её организации на олимпийских играх в Атланте (1996), Нагано (1998), Солт-Лейк Сити (2002; одна из крупнейших эстафет за всю историю: общее расстояние 21 726 км, прошла через 46 американских штатов), Афинах (2004), Турине (2006) и Пекине (2008).
Для зимней Олимпиады в Ванкувере (2010) компания The Coca-Cola Company (совместно с Королевским банком Канады) выступила организатором и спонсором эстафеты олимпийского огня по территории Канады. Прошедшая в период с 30 октября 2009 12 февраля 2010 года, эстафета охватила дистанцию около 45 000 км, пройдя через более чем 1000 населённых пунктов; общее количестве факелоносцев (отобранных через общественные программы «Кока-Колы») превысило 12 000 человек.
С 1974 года компания The Coca-Cola Company — официальный партнёр ФИФА, а с 1978 года — официальный спонсор чемпионата мира по футболу. В 2006 году по инициативе компании оригинальный Кубок мира ФИФА отправился в первое кругосветное путешествие (англ. Trophy Tour). Проделав путь длиной в 102 570 км, кубок объездил 31 город в 29 странах. Ещё более масштабным стал следующий тур, который стартовал 21 сентября 2009 года в Цюрихе. Маршрут общей протяжённостью 138 902 км был проложен через 83 страны мира, в том числе уникальный спортивный трофей был представлен в России.
The Coca-Cola Company производит концентраты, сиропы, безалкогольные напитки и полностью или частично владеет более, чем 350 торговыми марками, как глобальными, так и региональными. Среди них: Coca-Cola, Diet Coke/Coca-Cola Light, Coca-Cola Zero, Fanta, Sprite, Добрый, Моя семья, Minute Maid[en](сокосодержащие напитки), Powerade, Minute Maid Pulpy, Georgia[en] (холодный кофе, Япония), Powerade[en], Schweppes, Aquarius, Bonaqua/Bonaqa, Gold Peak (холодный чай, Северная Америка), Dasani, FUZE TEA, Del Valle (соки, Мексика и Бразилия), Simply (соки, Северная Америка), Glacéau Smartwater (вода, Северная Америка и Великобритания), Glacéau Vitaminwater, Ice Dew (вода, Китай)[1], Tropico (фруктовые нектары, Франция)[7]. См. также список продукции Coca-Cola[en].
The Coca-Cola Company обвиняется в травле и убийствах профсоюзных активистов на своих заводах в южной Америке, нарушении прав человека, а также в загрязнении окружающей среды.[14][15][16]