Евдоким Мещерский | ||
---|---|---|
![]() Евдоким, архиепископ Алеутский | ||
|
||
8 августа 1923 — 9 апреля 1925 | ||
Церковь | обновленчество | |
Предшественник | должность учреждена | |
Преемник | Вениамин (Муратовский) | |
|
||
13 апреля — 8 августа 1923 | ||
Церковь | обновленчество | |
Предшественник | Антонин (Грановский) | |
Преемник | должность упразднена | |
|
||
18 ноября 1918 — 16 июня 1922 до 21 октября 1918 года — в/у |
||
Предшественник |
Иоаким (Левитский) Лаврентий (Князев) (в/у) |
|
Преемник |
Филипп (Гумилевский) (в/у) Сергий (Страгородский) |
|
|
||
29 июля 1914 — 18 ноября 1918 | ||
Предшественник | Платон (Рождественский) | |
Преемник | Александр (Немоловский) | |
|
||
1 августа 1909 — 29 июля 1914 | ||
Предшественник | Георгий (Ярошевский) | |
Преемник | Иувеналий (Масловский) | |
|
||
4 января 1904 — 1 августа 1909 | ||
Предшественник | Арсений (Стадницкий) | |
Преемник | Феодор (Поздеевский) | |
|
||
Рождение |
1 (13) апреля 1869 |
|
Смерть |
10 мая 1935 (66 лет) |
|
![]() |
Евдоки́м (в миру Васи́лий Ива́нович Меще́рский; 1 апреля 1869 — 10 мая 1935) — деятель обновленчества, обновленческий митрополит Одесский, председатель обновленческого Синода (1923—1925, фактически до 1924), до 1922 года — епископ Православной Российской Церкви, архиепископ Нижегородский и Арзамасский.
Родился 1 (13) апреля 1869 года в семье псаломщика села Казнево Меленковского уезда Владимирской губернии[1].
В 1890[2] года окончил Владимирскую духовную семинарию. Окончил Московскую духовную академию (1894) со степенью кандидата богословия.
21 июля 1894 года архимандритом Антонием (Храповицким) был пострижен в монашество с именем Евдоким[3].
С 31 июля 1894 года — иеродиакон, с 1 августа 1894 года — иеромонах[3].
1 августа 1894 года указом Святейшего Синода иеромонах Евдоким был определён на должность преподавателя истории и обличительного богословия в Новгородской духовной семинарии. 26 декабря того же года официально вступил в эту должность[3].
С 2 октября 1896 года — инспектор Новгородской духовной семинарии[3].
16 июля 1898 года Советом Московской духовной академии Евдоким (Мещерский) был утверждён в степени магистра богословия за диссертацию: «Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования»[3]. Диссертация была посвящена жизни и личности апостола Иоанна, она была основана на трудах древних писателей, отцов Церкви и экзегетов нового времени и являлась живым историко-художественным повествованием.
С 23 декабря 1898 года — инспектор Московской духовной академии при ректоре епископе Волоколамском Арсении (Стадницком). Читал лекции на кафедре гомилетики и истории проповедничества.
1 января 1899 года возведён в сан архимандрита. Сверхштатный экстраординарный профессор академии.
С 1902 года — штатный экстраординарный профессор академии.
9 декабря 1903 года назначен ректором Московской духовной академии с освобождением от должности профессора и от преподавания.
11 декабря 1903 года Святейшим Синодом был утверждён доклад Императору о возведении Евдокима (Мещерского) в сан епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии.
Хиротония состоялась 4 января 1904 года в большом Успенском соборе в Кремле. Рукоположение совершали митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), архиепископ Ярославский Сергий (Ланин), состоящие на покое епископы Григорий, Иоанн и Антоний, а также епископы — Никанор (Надеждин), Можайский Парфений (Левицкий), Дмитровский Трифон (Туркестанов), Ямбургский Сергий (Страгородский).
13 декабря 1905 года указом Святейшего Синода назначен вторым викарием Московской епархии.
С ректорством епископа Евдокима связывали удаление из академии преподавателей, заподозренных в оппозиционных настроениях. Среди прочих вынуждены были покинуть МДА историки Василий Ключевский и Николай Каптерев.
С 21 декабря 1906 года издавал ежемесячный журнал «Христианин», в котором публиковал статьи.
1 августа 1909 года уволен с поста ректора Московской духовной академии и назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии.
Митрополит Арсений (Стадницкий) в своём дневнике резко негативно отзывался о деятельности Евдокима (Мещерского) и давал объяснение особенностям его карьеры — в частности, перемещению из Москвы на должность провинциального викарного архиерея:
Евдокима я знаю давно… Человек, несомненно, способный; но, по природе своей, лживый и неустойчивый в своих воззрениях. На первых порах он может подкупить своей обходительностью, но при более близком знакомстве лживость его натуры скоро обнаруживается… Время ректорства его в академии было… одним недоразумением и окончилось скандалом, так как он был удалён из академии после ревизии… Настаивал на скорейшем его уходе и митрополит Владимир, который не мог выносить его за лживость… Едва-едва дали ему Тульское викариатство. Здесь он тоже стал чудить, так что Преосвященный Тульский Парфений неоднократно просил Синод взять от него викария, который «невозможно» себя ведёт[4].
Продолжить карьеру Евдокиму, по отзывам современников, помогло только покровительство обер-прокурора Синода В. К. Саблера.
Высочайшим повелением от 29 июля 1914 года назначен Алеутским и Северо-Американским с возведением в сан архиепископа[5].
Пытаясь справиться с финансовыми трудностями, требовал передачи церковной собственности сербских церквей в руки епархиального управления, что вызвало резко негативную реакцию[6].
П. Г. Проценко в своей книге сообщает также, что архитепископ Евдоким и за границей прославился скандальным поведением, по свидетельству его современников; там он растратил церковное имущество.
В 1917 году архиепископ Евдоким был вызван на Всероссийский Поместный Собор, участвовал в его заседаниях и был кулуарно прощён: по-видимому, как замечает П. Г. Проценко, в столь тяжкое время решено было использовать его большой административный опыт.
18 марта 1918 года назначен временно управляющим Костромской епархией. В Костроме еженедельно проводил пастырские беседы в кафедральном соборе, читал проповеди о творимом большевиками насилии над верующими. Известил Собор о расстреле большой группы костромских священнослужителей и мирян, в том числе священномучеников протоиерея Иосифа Смирнова, иерея Владимира Ильинского и диакона Иоанна Касторского. На короткое время подвергался аресту.
21 октября 1918 году назначен временным управляющим Нижегородской епархией. 18 ноября он был официально назначен правящим архиереем.
Возглавил епархию в трудной ситуации — вскоре после расстрела временного управляющего епархией епископа Лаврентия (Князева) и ареста многих представителей духовенства. С самого начала своего пребывания на кафедре стремился наладить отношения с советской властью, декларируя полную политическую лояльность. В декабре 1919 года Нижегородский епархиальный совет принял к руководству резолюцию: «…о подчинении Советской власти не за страх, а за совесть… и способствовании проведению в жизнь декретов Советской партии об отделении церкви от государства, о свободе религиозного Совета, религиозных общин епархии». Компромиссная позиция архиепископа, хотя и помогла стабилизировать ситуацию в епархии, но не спасла целый ряд священнослужителей от гонений со стороны органов советской власти.
Поддержал политику властей во время кампании по изъятию церковных ценностей. После образования при содействии властей обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) выступил 19 мая 1922 года с открытым письмом, выражая солидарность с «прогрессивной группой духовенства», и обвинил Патриарха Тихона в «разрушении Церкви».
16 июня 1922 года присоединился к обновленческому движению, подписав воззвание трёх архиереев — наряду с митрополитом Сергием (Страгородским) и архиепископом Серафимом (Мещеряковым). В этом воззвании говорилось, что они считают единственной канонической верховной властью в церкви обновленческое Высшее церковное управление. Позднее архиепископ Евдоким оказался единственным из этих трёх иерархов, который остался до конца жизни в обновленчестве. В 1922 году обратился с посланием, в котором утверждал:
Никаких сколько-нибудь существенных столкновений с гражданской властью не только у меня, но и у всей Нижегородской епархии за все протекшие четыре года не было, и ничего, кроме чувств благодарности, не могу высказать местной гражданской власти за её вполне корректное отношение к Церкви нижегородской.
Вскоре был возведён обновленцами в сан митрополита.
С 2 ноября 1922 года — обновленческий митрополит Одесский и Херсонский.
13 апреля 1923 года был назначен председателем Высшего церковного совета вместо обновленческого митрополита Антонина (Грановского).
В мае 1923 года был участником обновленческого «2-го поместного собора», но прибыл на него уже после принятия основных решений и не успел подписать документ о низложении и об извержении из сана Патриарха Тихона.
В 1923—1924 — профессор обновленческой Московской Богословской академии (открыта 27 ноября 1923[7]), где читал лекции по теории проповеди и проводил занятия по греческому языку.
8 августа 1923 года Высший церковный совет, который возглавлял Евдоким, был переименован в «Священный Синод Российской Православной Церкви», все ранее существовавшие самостоятельные обновленческие группировки упразднялись.
Основным успехом его на этом посту стало установление канонических связей с Восточными Патриархатами, в первую очередь, с Константинопольским Патриархом. Старался повысить легитимность обновленческого движения, придать более респектабельный характер. В июне 1924 года начал издавать богословский журнал «Христианин»[8].
Митрополит Антоний (Храповицкий) в письме Евдокиму (Мещерскому) от 19 сентября 1923 года писал:
«Именующему себя Митрополитом… Да, для Вас все кончено: и бытие Божие, и бессмертие души, и будущий загробный суд, а я остаюсь при прежней, когда-то общей с Вами идеологии: „верую во единого Бога Отца Вседержителя“ и пр. и не желаю перейти на утилитарный взгляд на жизнь… и к вашей церкви лукавнующих не пристану… Покайтесь: ведь жить осталось нам немного: хотя Вы и мой ученик и, увы, постриженник, но и Вам 55 лет скоро исполнится, а при своих слабостях очень долго жить не будете, и на суде Божием ни евреи, ни попы нигилисты за Вас не заступятся»[9].
23 января 1924 года написал (от имени Священного синода Российской православной церкви) в ЦИК М. И. Калинину соболезновании по случаю смерти В. И. Ленина, со словами:
Пусть могила эта родит еще миллионы новых Ленинов и соединит всех в единую великую братскую, никем неодолимую семью. И грядущие века да не изгладят из памяти народной дорогу к этой могиле, колыбели свободы всего человечества. ... Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианственной душе.
— РГАСПИ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 250. Л. 5. [1]
С 13 апреля по сентябрь 1924 года обновленческий митрополит Вятский.
Председательствовал на обновленческом Предсоборном совещании 1924, на котором выступил с докладом о положении в церкви. В последний день работы совещания выступил с проектом петиции в Совнарком («от себя лично»), в которой, в частности, говорилось, что
все граждане СССР за одну лишь принадлежность к числу религиозных общин и приходских советов не должны подвергаться никаким незакономерным ограничениям и в своих общегражданских и профессиональных правах.
Сюда входят:
а) увольнение со служб и работ;
б) лишение избирательных прав;
в) исключение из профсоюзов;
г) лишение прав на пенсию;
д) лишний налог на посевы…Необходимо строго подтвердить всем органам власти на местах беспрепятственное отправление публичных религиозных обрядов и церемоний, которые строго вытекают из потребности культа и основываются на обычаях верующих… Постановления власти на местах о закрытии храмов производятся не раньше, как они будут утверждены ВЦИК… Церковь и служители культа в законодательном порядке ограждаются от публичных оскорблений и издевательств.
24 августа 1924 года был предоставлен длительный отпуск для «поправления здоровья», он отбыл для лечения в Гагру: фактически отстранён из руководства Синодом. Официально был снят с должности председателя 9 апреля 1925 года.
Причинами смещения Евдокима могли быть следующие. Во-первых, ему не удалось достигнуть соглашения с Патриаршей церковью об объединении под его фактическим руководством — православные архиереи выступили резко против любых компромиссов с примкнувшим к обновленцам архиереем. Переговоры об объединении, некоторое время ведшиеся между окружением Патриарха Тихона и Евдокимом, закончились неудачей. 15 апреля 1924 Патриарх Тихон издал послание, в котором объявил, что Евдоким, «за раскол, смуту и мятеж» подлежит извержению из сана.
Во-вторых, Евдоким предложил направить за границу обновленческого архиерея Николая Соловья с тем, чтобы он возглавил епархию в Южной Америке. Однако когда Николаю в 1924 году разрешили выехать в Уругвай, он стал выступать с антисоветских позиций, что очень дорого обошлось Евдокиму, который, вызванный к Тучкову, пропал на несколько дней. Вернулся домой митрополит в ужасном состоянии, все лицо у него было в синяках.[10].
В-третьих, Евдоким испортил отношения со многими лидерами обновленческого движения, в том числе с Александром Введенским. Возможно, что свою роль сыграло и содержание оглашённой Евдокимом петиции — она явно не устраивала советскую власть, которая до самого своего падения дискриминировала духовенство и верующих, а в обновленцах в 1920-х — 1930-х годах видела своих агентов, а не партнёров[11].
В «Очерках русской церковной смуты» Анатолия Краснова-Левитина и Вадима Шаврова так описывается последний период его жизни:
Уйдя на покой, владыка поселился в Хосте: там он служил в небольшой церкви без диакона и даже без псаломщика; обходясь без старосты, он сам иной раз продавал свечи. Еще худшие времена наступили для владыки в 30-е годы: небольшой храм, в котором он служил, был закрыт. Владыка вынужден был заняться подпольной юридической практикой — писанием исковых заявлений. Когда и эта возможность заработка отпала — местные судебные органы энергично запротестовали — митрополиту было предложено снять с себя сан, на что он, разумеется, не мог согласиться. Не пошел он также на примирение с Синодом. В последние годы его жизни жители Хосты видели почтенного старца, который, сидя в городском сквере, торговал конфетами и пряниками. Это был митрополит Евдоким, когда-то известный в Русской Церкви своими барскими замашками.
Несмотря на отстранение от дел, с 1925 года номинально числился постоянным членом президиума обновленческого Синода. В 1934 году был уволен на покой с оставлением его членом Синода, в следующем году скончался в Москве, через несколько дней после «самороспуска» Синода. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.
«Православная энциклопедия» сообщает, что он умер в Москве 10 мая 1935 года; сборник «Московские профессора XVIII — начала XX веков» указывает местом смерти посёлок Хосту под Сочи, а датой — 22 октября 1935 года.