Митрополит Платон | ||
![]() | ||
|
||
---|---|---|
1922 — 20 апреля 1934 | ||
Предшественник | должность учреждена | |
Преемник | Феофил (Пашковский) | |
|
||
22 февраля 1918 — 29 сентября 1923 | ||
Предшественник | Назарий (Кириллов) | |
Преемник | Феодосий (Феодосиев) | |
|
||
13 августа 1917 — 22 февраля 1918 | ||
Преемник | Кирилл (Смирнов) | |
|
||
5 декабря 1915 — 13 августа 1917 | ||
Предшественник | Питирим (Окнов) | |
|
||
20 марта 1914 — 5 декабря 1915 | ||
Предшественник | Серафим (Чичагов) | |
Преемник | Анастасий (Грибановский) | |
|
||
8 июня 1907 — 20 марта 1914 | ||
Предшественник | Тихон (Беллавин) | |
Преемник | Евдоким (Мещерский) | |
|
||
3 июня 1902 — 8 июня 1907 | ||
Предшественник | Димитрий (Ковальницкий) | |
Преемник | Агапит (Вишневский) | |
|
||
Имя при рождении | Порфирий Фёдорович Рождественский | |
Рождение |
11 (23) февраля 1866 |
|
Смерть |
20 апреля 1934 (68 лет) |
|
![]() |
Митрополи́т Плато́н (в миру Порфи́рий Фёдорович Рожде́ственский; 11 (23) февраля 1866, Грайворонский уезд, Курская губерния — 20 апреля 1934, Нью-Йорк, США) — епископ Русско-Православной Греко-Кафолической Северо-Американской митрополии, с 1921 года управляющий Северо-Американской епархией; с 1924 вне общения с Московским Патриархатом. Был трижды отрешён от своей должности: Патриархом Тихоном в 1924, Архиерейским Синодом в 1927, митрополитом Сергием (Страгородским) в 1933; второе из них было снято посмертно 13 сентября 1934.
Родился 11 февраля 1866 года в Грайворонском уезде Курской губернии[1] в семье священника[2]. Старший брат Василий — протоиерей, член III Государственной думы от Курской губернии.
В 1886 года окончил Курскую духовную семинарию. 6 января 1887 рукоположен в священники. Четыре года был сельским священником в Курской епархии. В 1891 году овдовел и поступил в Киевскую духовную академию. В 1894 году был пострижен в монашество. В 1895 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом на получение степени магистра без новых устных испытаний, чрез представление удовлетворительной печатной диссертации и публичное защищение ее и оставлен при Академии профессорским стипендиатом[3].
С 1896 года — исполнял должность доцента.
В 1898 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Древний Восток при свете Божественного Откровения».
С 1898 года — помощник инспектора, инспектор, экстраординарный профессор Киевской Духовной Академии, архимандрит.
С 1902 года — ректор Киевской духовной академии.
3 июня 1902 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Хиротония состоялась в великой церкви Киево-Братского монастыря. Чин хиротонии совершали митрополит Киевский и Галицкий Феогност; епископ Каневский Сильвестр и другие.
С 1906 года издавал журнал «Церковь и народ».
12 февраля 1907 года избран членом II Государственной думы от города Киева.
С 8 июня 1907 года — архиепископ Алеутский и Североамериканский.
В 1909 году был вызван в Святейший Синод для присутствия.
С 20 марта 1914 года — архиепископ Кишинёвский и Хотинский.
По отзыву протопресвитера Георгия Шавельского, рекомендовавшего его наместнику Кавказа великому князю Николаю Николаевичу в качестве кандидата на должность Экзарха Грузии: «Архиепископ Платон, по моим наблюдениям, обладал совсем необычными для наших архиереев качествами: инициативой, большой энергией и размахом в работе»[4].
С 5 декабря 1915 года — архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии и член Святейшего Синода.
12 (25) марта 1917 года группа епископов, священников и мирян во главе с епископом Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе), собравшаяся в Мцхете, провозгласила восстановление автокефалии Грузинской Церкви. Экзарху Грузии архиепископу Платону (Рождественскому) было заявлено, что он смещается с должности. Одновременно было принято решение об упразднении Грузино-Имеретинской синодальной конторы[5].
С 14 (27) апреля 1917 года — первоприсутствующий Святейшего Правительствующего Синода, назначенного Временным правительством.
С 13 августа 1917 года — председатель Совета по укреплению веры, митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский.
В 1917—1918 года участвовал в работе Всероссийского Поместного Собора. Во время торжественного настолования Патриаха Тихона обратился к нему с приветствиями и вручил крест от Святейшего Синода"". 7 декабря 1917 года избран членом Священного Синода на трёхлетний срок.
14 января 1918 года[6] избран на Херсоно-Одесскую кафедру 3-м Чрезвычайным Херсонским Собором; утверждён митрополитом Херсонским и Одесским 22 февраля 1918 года[7].
В 1920 году эмигрировал в США.
В 1921 году указом Патриарха Тихона назначен управляющим православными приходами в Америке.
27 апреля 1922 года решением Священного Синода Русской православной церкви назначен временно управляющим Северо-Американской епархией[8].
16 (29) сентября 1923 года указом Патриарха Тихона назначен управляющим Алеутской и Североамериканской епархией с освобождением от управления Херсонской и Одесской епархией[9].
28 декабря 1923 (10 января 1924) года Патриарх Тихон направил митрополиту Платону послание о вызове его в Москву для канонического суда над ним.
Обновленческий «митрополит» Иоанн Кедровский, назначенный 16 октября 1923 года управлять приходами в Америке, повёл решительную борьбу против митрополита Платона (Рождественского), который неоднократно высказывался против большевиков. ОГПУ потребовало от патриарха смещения митрополита Платона и вызова его в СССР для церковного суда. 3 (16) января 1924 года патриарх выпустил подобное распоряжение, однако вопрос о преемнике митрополита оставил открытым. В этих условиях митрополит Платон остался управлять епархией и не подчинился указу из Москвы.
С 20 марта (2 апреля) по 22 марта (4 апреля) 1924 года в Детройте было созвано собрание клира и мирян Северо-Американской епархии (первоначально без участия митрополита Платона), постановившее «временно объявить Русскую Православную епархию в США самоуправляющейся Церковью»; митрополит Платон был избран её главою, ему было вверено доверительное управление имуществом всех церквей. Несмотря на то, что на последнем заседании Детройтского собора митрополит Платон уже присутствует в качестве председателя и получает от Собора право ношения второй панагии и преднесения креста (то есть внешних знаков отличия предстоятеля Церкви), на словах он оставался лоялен РПЦЗ.
В октябре 1924 года деятельно участвовал в работе Архиерейского собора в Сремских Карловцах. На следующем Архиерейском соборе 1926 года выступил с докладом о положении в епархии, определённо отмежёвываясь от автокефалистских постановлений Детройтского Собора. Испрашивая у собора особые грамоты ко всем предстоятелям Православных Церквей в Америке о подтверждении своих прав и полномочий на управление Русской Православной Церковью в Америке, он, в то же время, отказался подписать протокол этого своего доклада.
В 1933 году объявил Американскую церковь автономной. В ответ Заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) и Временный Синод при нём 16 августа постановили предать его суду архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния или до церковно-судебного о нём решения. Этому решению также не подчинился. 22 ноября правящим архиереем Северо-американской епархии был назначен Вениамин (Федченков), в то время как практически вся паства и духовенство епархии остались под управлением митрополита Платона.
Скончался 20 апреля 1934 года, находясь вне общения с Московской Патриархией. 19 апреля 1946 года в ходе неудавшейся попытки примирения с северо-американской паствой, по её просьбе, патриарх Алексий I разрешил совершать панихиды по митрополите Платоне с тем, чтобы с этого момента тяготевшее над ним церковное запрещение считалось посмертно снятым.