Права женщин в Иране — комплекс исследований о положении женщины в иранском обществе, а также система правил и норм, регулирующих взаимодействие женщины с социальными институтами. Традиционно доминантная роль в иранском обществе отводится мужчине, патриархат, как часть исламской религии поддерживается в современном Иране на государственном уровне. В настоящее время Иран занимает 107 место из 148 стран по половому равенству[1].
Во время археологических раскопок в останках древнего персидского города Шахри-Сухте, было выявлено, что персидские женщины VI—III века до нашей эры обладали высоким общественным и хозяйственным статусом, в частности 90 % из найденных могил оказались женскими[2]. В древнем царстве женщины составляли 60 % населения города, они были ответственны за хозяйственное и административное управление и главенствовали в торговле[3]. Из исследований можно сделать предположение, что в обществе Шахри-Сухте женщины обладали высшим общественным статусом[2]. При этом древний город не был исключением на ближнем востоке, так как женское господство или равноправие было широко распространено в эпоху ведизма на севере Индии, при этом учение авесты утверждает, что женщина должна быть покорной перед мужем, но это ни в коем случае не давало мужчине право подавлять её личность и право на выбор[4].
В державе Ахеменидов в Персеполе женщины делились условно на 3 группы: «муту», «ирти» и «дуксис»[5], первыми назывались все женщины из простолюдинов, вторые — «ирти», являлись незамужними девушками из числа знатных родов и «дуксис» — замужние. Последние обладали наивысшем положение среди женщин в обществе. По летописям становится ясно, что знатные женщины много путешествовали и даже возводили собственные дворы[5]. Царица и её фрейлины устраивали спортивные соревнования по Поло против короля и его придворных[6]. Фактически наибольшей властью могла быть наделена мать царя, однако она не могла сама выбирать наследника на трон[7]. Сведения, относительно того, каким положением обладали женщины незнатного рода отсутствуют, но известно, что они могли отличаться в зависимости от вида деятельности самой женщины или её мужа/семьи. В царстве практически все виды занятости были разделены на женские и мужские за редкими исключениями. Если в одной работе были задействованные и мужчины и женщины, вторые получали немного меньшую зарплату, хотя встречались случаи, когда меньшею зарплату получал мужчина. В царстве работали женщины руководители и специалисты, чей статус напрямую зависел от знаний и опыта. Самой престижной и высокооплачиваемой профессией для женщины считалась «арашшара» (великий начальник), которая руководила большими группами из женщин, детей или даже мужчин. Её зарплата была одной из лучших в царстве[5]. Высоким почётом пользовались беременные женщины и с маленькими детьми.
Известно, что в империи Сасанидов несколько лет правила Борандохт, дочь Хосрова II Парвиза, также во время войны с Римлянами многие персидские женщины сражались наравне с мужчинами[8]. Женщины изображались на многих персидских миниатюрах и живописи[9]. По ним можно определить, какая одежда была в моде у женщин в разные временные периоды[10]. В битве при Ктесифоне среди римских солдат юные персидские девы считались лучшими трофеями[11].
Женщина-придворный музыкант в эпоху Сасанидов
Изображение персидской женщины на фреске эпохи Сасанидов
Бюст Атоссы, супруги царей Камбиса II, Гауматы и Дария I
Бюст Музы Парфянской, супруги царя Фраата IV, Иранский национальный музей
Серебряный портрет женщины с сосудом-ритоном в виде головы быка
После арабского вторжения в VII веке, империя Сасанидов пала. В течение восьми веков вплоть до образования Персидской монархии Территория бывшей империи стала ареной кровавых междоусобиц между господствующими арабскими кланами, а позже тюркскими и могольскими захватчиками, пришедшими из востока. В этот временной период мало источников, рассказывающих что-либо о женщинах в персидском обществе. Известно, что в ранний исламский период в литературе присутствуют женщины-мусульманки благородного происхождения. Также женщины обладали широкими общественными и политическими правами, которым им предоставили могольские завоеватели. Женщины в эпоху Тимуридов принимали активное участие в политической жизни, присутствовали на светских праздниках и даже могли быть архитекторами. Многие женщины-дворяне обладали огромной властью в кругу своих кланов и могли влиять на их решения и даже судьбу[12].
Известно, что персидские танцовщицы высоко ценились в китайской династии Тан, часто они исполняли танцы для клиентов. Персидских танцовщиц воспевали в своих стихах многие китайские поэты. Особенно высоко ценились девушки со светлыми волосами и глазами. Китайские правители могли держать персидских женщин в своих гаремах. Известны случаи, когда в эпоху пяти династий и десяти царств китайские монархи женились на персидских танцовщицах. Со временем название персидская женщина (波斯婦) изменило свой смысл и стало обозначать любую женщину-иностранку не дальневосточного происхождения[13][14][15][16][17][18][19][20][21][22][23][24].
В эпоху правления Сафавидов в XVI—XVIII веках среди дворянства образуется практика затворничества женщин. Западные гости отмечали, что крайне редко встречались с женщинами, так как те всегда находились в своих женских половинах и избегали общения с незнакомыми мужчинами[25]. Условно женщины делились на 6 основных групп: дворянок или жён богачей; простолюдинок или представительниц кочующих племён; занимающихся промышленной деятельностью или прикладным искусством; заразившихся временными браками; рабынями двух полов и проститутки[25]. Тогда для женщины выйти замуж за Грузина или Черкеса было более приоритетным, чем за перса, так как первые считались более привлекательными и благонадёжными. Девушка до брака должна была обязательно сохранять целомудрие, в то время для будущего мужа, чтобы правильно удовлетворять жену, желательно было уже иметь в некоторой степени сексуальный опыт[25]. Замужняя женщины была обязана отдать своё «тело и душу» мужу, быть ему во всём покорной и смиренной. Процесс развода и повторный брак был очень простым, при этом мужчины, разведенный с женой по её инициативе получал клеймо позора в обществе. Поэтому на развод подавали в основном мужчины и по закону они были обязаны вернуть жене приданое[25]. В стране была распространена проституция, если помимо телесного удовлетворения проститутка умела хорошо танцевать и играть на музыкальном инструменте, её профессия становилась уже почётной она могла получать большие деньги за свою работу, обслуживая представителей знати[25]. Известно, что шах имел при себе 24 самых талантливых проституток-исполнительниц[25]. По словам европейских путешественников, нигде, как в Сафавидском царстве в таких размерах не процветала проституция, поэтому здесь растленные требовали за свои услуги гораздо большие деньги, чем например в Европе[25].
Женщин в эпоху Сафавидов очень часто изображали на персидских миниатюрах, чаще всего их изображали в придворной среде, где они, освободившись от вуали проводили своё время в женской половине или где нибудь на природе в уединённом уголке[25]. Часто художники изображали сцены случайного столкновения женщины с незнакомым юношей или как женщина могла подслушивать разговоры мужчин[25]. Помимо этого они могли изображать тайно встречающихся молодых людей, безнадёжно влюбившихся друг в друга[25]. Женский идеал красоты в тот период представлял молодую деву с круглыми чертами лица, сросшимися бровями, белоснежной кожей, тонкой талией и длинными чёрными волосами[25]. Несмотря на затворничество, знатные женщины изучали математику, астрономию, физику, язык и другие науки[25].
В эпоху царствования Каджаров в XIX веке женщины начинают принимать общественную активность и стали требовать от государства создания женских образовательных учреждений для девочек недворянского происхождения. Инициатива встречала отпор со стороны исламского духовенства страны, однако в 1865 году по инициативе Сафиех Езди — жены шейха Мохаммеа Езди была открыта первая школа для девочек Афиех лично подготовила 66 женщин, которые стали учительницами в школе и сама распространяла на лекциях идеи женского равноправия[26]. На рубеже XX века среди женщин стали появляться первые журналисты и писатели, в 1907 году стал выходить первый женский журнал «Данеш», вскоре в крупнейших городах стали выпускаться десятки разных изданий на женскую тематику[27].
Молодой царь Кей-Хосров сталкивается с купающейся женщиной, картина середина XVIII века.
Фотография принцессы из семьи Шаха, фотография сделана на рубеже XIX и XX веков.
Женщина курит Кальян, 1900 год
Период династии Пахлеви известен как эпоха индустриальной революции в стране и реформ, предоставивших женщинам широкие права, которую начал шах Реза Пехлеви. В 1928 году впервые женщины получили государственные средства на получение образования за рубежом. В 1935 году получили права учится в Тегеранских университетах, а с 1944 года начальное образования для женщин стало обязательным[28]. В стране стали организовываться женские конгрессы, в которых принимали участие женщины из стран Ближнего Востока[29]. Однако, не все реформы носили доброжелательный оттенок, так например любые женские правозащитные организации, существующие до 1925 года были запрещены[30] А после указа от 8 января 1936 года, запрещающего носить женщинам хиджабы, полиция начала массово сдирать платки с женщин, даже если те были очень религиозными. Это привело к массовому затворничеству религиозных женщин, особенно старшего поколения, сделав их ещё зависимее от родственников, в результате закон был отменён в 1941 году[31]. Женщины (как и мужчины), распространяющие иную точку зрения преследовались властями и подвергались суровым наказаниям[27]. Однако положение женщин в общем гораздо улучшилось, давая им возможность принимать активное участие в политической и общественной жизни страны. У женщин появилась возможность получать образования и устраиваться на работу по собственной воле[32]. Большинство работающих женщин с образованием поддерживали запрет на ношение вуали, как символ угнетения[31].
Следующий правитель Мохаммед Реза продолжил политику реформ, предоставив женщинам возможность избирательного права, вскоре в иранский парламент вошли несколько женщин, появились женщины-министры в Кабмине и женщины-судьи. В 1967 году в силу вступили законы «о защите семьи», в частности защищающие права замужних женщин и детей от насилия и защищающие права разведённых женщин. В частности, если для развода было достаточно того, чтобы мужчина трижды произнёс слово таляк, то после реформ обе стороны должны были обратится суд, к тому же если мужчина хотел брать в жёны вторую женщину, то по закону он обязан был получить разрешение от первой жены[33], также была повышена планка на минимальный возраст для вступления в брак — с 13 на 18 лет[34], однако в сельской местности продолжали практиковать ранние браки до 17 лет[31], в частности, по данным на 1971 год, 37 % девушек вышли замуж до 13 лет, а 57 % в возрасте от 14 до 18 лет[31]. Со второй половины XX века женщины в Иране играли весомую роль в политике, дипломатии, судебной системе, женщины работали также в полиции[35]. Среди наиболее влиятельных женщин того времени были Фаррухру Парса — министр образования или правозащитница Ширин Эбади, будущий лауреат Нобелевской премии мира[36].
В этот период образуется множество правозащитных женских организаций, которые образовали в 1966-м году коалицию Женские организации Ирана[37].
В 1960-е годы в кругах интеллигенции, в том числе и женщин, всё большую популярность стали приобретать идеи исламского фундаментализма, как противостояние диктатурной политике Мохаммеда Резы, не приемлющей инакомыслия в любой форме[31].
Мехрандиз Долатшахи, принцесса династии Каджары, одна из главных активисток борьбы за права женщин в Иране.
К концу правления династии Пехлеви женщины обладали обширными правами, не имеющими аналогов в истории Ирана и Персии, поэтому во время исламской революции женщины играли в ней очень важную роль, принимая участие — в составе многочисленных женских организаций — в общественных протестах и уличных демонстрациях. Однако по приходу новой власти в Иране, которая избрала консервативный ислам и нормы шариата новой идеологией страны, большинство прав, предоставленных женщинам последними шахами, были отменены или объявлены вне закона. В частности, был отменён закон «о защите семьи», защищавший женщину от насилия и авторитарности мужа, как противоречащий ценностям ислама[38] Фаррухру Парса - первая в истории женщина-министр Ирана, была казнена во время революции[39]. Новый закон обязывал женщин покрывать тело и голову согласно исламским предписаниям[40]. Новый правитель Ирана — Аятолла Хомейни — объявил, что для него образом «идеальной женщины» является Фатима — дочь пророка Мухаммеда, отличавшаяся своей особой преданностью перед мужем и богобоязненностью. Он заявил, что Фатима должна стать образцом подражания для каждой женщины Ирана[41].
Сначала введённые ограничения в правах вызвали массовые протесты среди женских организаций, которым даже удалось организовать несколько уличных демонстраций. Вскоре, однако, Хомейни приказал преследовать и наказывать всех, кто противится новому режиму Ирана и его официальной идеологии[42]. Новой властью были приняты законы, разрешающие многожёнство у мужчин и побиение камнями женщин за «нарушение порядка» и измену мужу[43].
Сегодня в Иране женщины по-прежнему обязаны покрывать голову, если рядом находятся чужие мужчины, в том числе и на улице; покрывать тело до кистей рук и ноги по щиколотку. На практике многие девушки молодого поколения соблюдают данное правило лишь формально, нося обтягивающую одежду и пуская из-под платка волосы, зачастую превращая его в элемент украшения, однако они рискуют нарваться на так называемую полицию нравов, которая может провести с девушкой «воспитательную беседу»[44]. По закону девочка должна «покрываться» с девяти лет, а на практике этого требуют уже от шестилетних учениц первого класса — при том, что образование для девочек и мальчиков раздельное. Одежда должна быть тёмной (в идеале — чёрной). Светлые же тона считаются «развратными» для женщины. Во многих мечетях, государственных учреждениях и университетах от женщин требуется ношение чадры, которая, как правило, выдаётся напрокат тем женщинам, которые пришли без неё. Такая же ситуация складывается в аэропорту, где туристку, не знакомую с формой одежды (дресс-кодом), могут заставить надеть подаренную ей чадру[44].
Другое ограничение заключается в запрете пения. Исключение составляют лишь народные песни, женские ансамбли и хоры, при условии, что там не будет слышен отдельный женский голос. Женщинам также запрещено танцевать в присутствии мужчин. Если танцы совершают в рамках традиций кочевые племена, то государство, как правило, в их дела не вмешивается, но если в городе организовывается вечеринка или свадьба, то она часто становится объектом внимания полиции нравов, так как там чаще всего нарушается запрет на совместные танцы с мужчинами. На этой почве в Иране уже происходили громкие скандалы вокруг иранских звёзд[44].
Женщинам запрещено находиться на футбольных стадионах под предлогом, что агрессивное поведение и ненормативная лексика болельщиков могут «навредить тонкой психике женщины». Данное ограничение является для общества «больным вопросом», так как футбол в Иране пользуется большой популярностью и многие матчи могут смотреть большинство женщин по телевидению.
Общественный транспорт также делится на женский и мужской, для женщин, как правило, отведены последние вагоны[44].
Женщины не могут быть судьями, так как, про мнению правительства, «излишне эмоциональная женщина не способна принимать рациональные решения». По такому же критерию голос женщины в суде имеет низшую ценность. Если происходит несчастный случай, повлёкший за собой смерть, виновник происшествия платит семье погибшей женщины в два раза меньше, чем в том случае, если погибший — мужчина. Когда женщина заключает брак с мужчиной, она должна внимательно прочитать брачный договор и вычеркнуть из него дискриминационные пункты, в противном случае муж может иметь право, например, запретить жене выходить из дома[44].
Феминистки Ирана во время Зелёной революции, 2009 год
Многие историки сходятся во мнении, что традицию носить вуаль, как символ чистоты и целомудрия, придумывал персидский царь Кир II Великий ещё за 12 веков до исламской эпохи. Эту новую традицию вскоре перенимают Государство Селевкидов, у которых в свою очередь перенимает Византия. В результате традицию перенимают арабские завоеватели, сделав вуаль неотъемлемой частью своей культуры[45].