Царское Село (станция)

Станция Царское Село
Октябрьская железная дорога
Detskoye selo railway station 6.jpg
Железнодорожный вокзал станции Царское Село
Объект культурного наследия народов РФ федерального значенияОбъект культурного наследия России федерального значения
рег. № 781620572580006 (ЕГРОКН)
ДЦС 2
Регион ж. д. Витебский
Оператор РЖД
Дата открытия 1838[1]
Прежние названия Детское Село[2]
(1918—2013)
Характер работы пассажирская
Количество платформ 2
Тип платформ островная и боковая
Форма платформ прямая
Длина платформ, м 800 м.
Электрифицирована 1953 [3]
Ток постоянный =3кВ
Архитекторы Е. А. Левинсон
Инженеры-конструкторы А. А. Грушке
Выход к пл. Привокзальная
Расположение Россия, Пушкин
Расстояние до Санкт-Петербурга 23 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Великих Лук 427 км Яндекс.Расписания
Код в АСУЖТ 032707
Код в «Экспресс-3» 2004182
Commons-logo.svg Царское Село на Викискладе

Ца́рское Село́ — станция Октябрьской железной дороги в городе Пушкин.

История

Станция Царское Село была открыта в составе первой в России Царскосельской железной дороги, до 22 мая 1838 года являлась конечной станцией.

Первое здание станции было построено на границе города в 1837 году по проекту архитектора Г. Фоссати (итал. Gaspare Fossati) в стиле английской готики. Он представлял собой двухэтажное кирпичное здание с четырёхугольной башней-шпицем и двумя боковыми одноэтажными деревянными крыльями. К одноэтажным корпусам были пристроены навесы, опирающиеся на чугунные столбы и кованые фигурные кронштейны.

В 19021904 годах на месте старого здания было построено новое по проекту группы архитекторов под руководством С. А. Бржозовского. Симметричное в плане здание было возведено в формах западноевропейской средневековой архитектуры, характерных для периода поздней эклектики. Слева от вокзала располагался Великокняжеский павильон. Обе постройки были разрушены в войне 1941—1945 годов.

После революции станция была переименована вместе с городом в Детское Село и сохранила это название после того, как город в 1937 году получил имя Пушкин.

Современное здание

Современное здание железнодорожного вокзала построено в 19461950 годах по проекту ленинградского архитектора Е. А. Левинсона и инженера А. А. Грушке. Проект был отмечен Сталинской премией третьей степени. Комплекс вокзала включает главный двухэтажный корпус и поставленные с ним в одну линию три павильона. Все сооружения связаны широкими арками — проходами на перрон и двориком с фонтаном и пропилеями. В павильонах находятся спуски в тоннели — переходы под железнодорожными путями. Общая композиция плана, строгие классические формы типичны для Царского Села. Авторы стремились придать зданию вокзала черты, близкие к сооружениям дворцово-парковых ансамблей, созданным во второй половине XVIII века. В оформлении фасадов и интерьеров отражена связь города с А. С. Пушкиным. Фасад главного корпуса декорирован медальонами и барельефными портретами учителей и друзей поэта Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, П. Я. Чаадаева, В. К. Кюхельбекера. В зале ожидания, разделённом двумя рядами колонн на три нефа, в конце среднего из них, в нише, установлена бронзовая статуя А. С. Пушкина работы скульптора М. Г. Манизера. Плафон зала декорирован скульптурными панно, изображающими сооружения царскосельских парков. Кассовый зал перекрыт лучковым сводом с росписью в виде деревьев с широко раскинутыми ветвями. В тимпанах на торцевых стенах помещены барельефы с профильным портретом А. С. Пушкина. Скульптурные десюдепорты и люстры из кованого железа, белого матового и синего стекла дополняют убранство зала.

В 1953 году была осуществлена электрификация станции постоянным током, напряжением 1500 в. в составе участка Ленинград-Витебский — Павловск. В 1962 году контактная сеть была переведена на напряжение 3,3 кВ постоянного тока.

30 октября 2007 года на станции начала работу автоматизированная система контроля оплаты проезда.

Вопрос о возвращении станции исторического наименования был поднят в преддверии празднования 300-летия города в 2010 году[4]. Однако этого не произошло, несмотря на одобрение руководства ОАО «Российские железные дороги». В октябре 2011 года администрация Пушкинского района выступила с новым предложением: назвать станцию Царское Село — Город Пушкин, обосновывая это тем, что название Детское Село «дезориентирует» гостей города[5]. В декабре 2011 года станции вновь планировалось вернуть её первоначальное название[6], что произошло в 2013 году. Постановление о переименовании станции в Царское Село 6 августа подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев[7]. Название станции было изменено в соответствии с федеральным законом «О наименованиях географических объектов»[8].

В 2014 года был начат ремонт тоннелей, ведущих на 2 платформу. I путь был разобран. Пригородные поезда в сторону Павловска отправлялись от 2 платформы, а на Санкт-Петербург — от временной деревянной 3 платформы, вход на которую осуществляется с железнодорожного переезда в южной горловине станции. К августу 2017 года I путь был восстановлен, поезда в сторону Павловска отправлялись уже от 1 платформы, и был начат ремонт 2 платформы. В 2018 году все ремонтные работы были завершены, восстановлено привычное движение поездов.

Царский павильон Императорской ветки

В 1895 году для приёма императорских поездов, прибывавших в Царское Село через станцию Александровская, был построен Царский павильон у Фермского парка. С 1903 года он стал принимать поезда, следовавшие по так называемой Императорской ветке. В 1912 году на месте сгоревшего был возведён новый Императорский павильон. Станция перестала действовать к середине XX века, вокзал сильно пострадал в период Великой Отечественной войны, но до настоящего времени не восстановлен.

Пассажирское движение

Через станцию курсируют поезда дальнего следования и пригородные электропоезда Октябрьской железной дороги. В Царском Селе имеет остановку пассажирский поезд, сообщением Санкт-Петербург — Великие Луки и большинство пригородных электропоездов новгородского, лужского и невельского направлений.

Перевозчики, направления и расписания

Перевозчик Дистанция Направления и расписание
Российские железные дороги Дальнее следование Яндекс
Северо-Западная пригородная пассажирская компания Межрегиональное и пригородное сообщение tutu.ru

Примечания

Литература

  • Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981. — Т. 1. — 368 с. — 100 000 экз.
  • Иванова Т. И. „Поедем в Царское Село...“. История и архитектура Царскосельской железной дороги / Т. И. Иванова, В. Б. Мартиров. — СПб.: ПГУПС, 2013. — 46 с. — ISBN 978-5-7641-0440-9.
  • Ласточкин С. Я., Рубежанский Ю. Ф. Царское Село — резиденция российских монархов. — 2-е., доп. и перераб.. — СПб.: Тип. "Правда", 2000. — 340 с. — ISBN 5-85991-043-6.
  • Царскосельская железная дорога. Журнал общего собрания [акционеров] Царскосельской железной дороги (10-го мая 1838 года). — СПб.: О-во Царскосел. ж. д., 1838-1880. — 28 с.

Статьи и публикации

Ссылки

Внешние медиафайлы

Остановочные пункты железной дороги
Предыдущая остановка:
Детскосельская
Витебское направление ОктЖД
Следующая остановка:
Павловск


Что такое monamir.ru Monamir.ru является одним из мощнейших информационным ресурсом в рунете. Он открыт для любого пользователя. Наш сайт - это библиотека, которая является общественной. Любой посетитель сможет найти необходимую для себя информацию.

Основа этой страницы находится в Вики. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. monamir.ru является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

E-mail: admin@monamir.ru
Сайт Monamir.ru является НЕофициальным.