Яндекс. Вебмастер — сервис «Яндекса» для веб-мастеров, панель инструментов для оценки индексации сайта и настройки описания сайта в результатах поиска «Яндекса». Используется для показа статистики сайта.
Первая версия панели Вебмастера стала доступна 19 октября 2007 года. О запуске сервиса [1] рассказал Александр Садовский (руководитель отдела веб-поиска, Яндекс) на заседании клуба seo-оптимизаторов. Доступ к сервису для закрытого бета-тестирования предоставлялся по приглашениям. Официальная дата открытия сервиса для широкой аудитории — 21 декабря 2007 года.[2]
Для добавления сайта в сервис необходимо зарегистрироваться на Яндексе (завести электронную почту) и подтвердить права на владение сайтом одним из 3-х способов: с помощью добавления мета-тега в HTML-код главной страницы, размещения в корне сайта сгенерированного системой файла, с помощью добавления записи в DNS.
Я.Вебмастер позволяет отслеживать статистику по поисковым запросам, по которым посетители заходят на сайт. Данные разделяются по показам (по каким запросам и на каких местах сайт показывается в результатах поиска) и кликам (по каким запросам пользователи пришли на сайт). Анализ поисковых запросов может помочь выделить целевую аудиторию сайта для привлечения посетителей.
Предоставляет информацию об индексировании:
Проверяет содержимое и корректность обработки файла robots.txt.
Изменение регистра доменного имени сайта в результатах поиска. Например, для сайта etomoysite.ru можно настроить регистр имени в виде EtoMoySite.ru.
Сервис отслеживает наличие на сайте вредоносного кода и уведомляет владельца, если на сайте обнаружен вирус.[3]
После введения в действие поискового алгоритма «Арзамас» [4] Яндекс стал учитывать при поиске регион пользователя, и результаты поиска по одному и тому же запросу, зависящему от местанахождения пользователи, стали различаться в разных регионах. В сервисе можно указать регион сайта [5] или отсутствие региональной принадлежности. Ранее функция указания региона была доступна в режиме тестирования только для сайтов с ТИЦ больше 10. В июле 2010 года ограничение по ТИЦ было снято.
Для сайтов организаций можно указать контактную информацию, которая будет показываться в результатах поиска и на Яндекс. Картах.
Существует также несколько специальных возможностей для сайтов определенных тематик. С использованием специальных форматов (XML или микроформатов) могут быть переданы данные о содержимом сайта. Такие данные используются для построения специальных сниппетов в результатах поиска. В разных тематиках наборы данных и отображение отличаются. В данный момент возможность сформировать специальный сниппет есть для различных типов организаций (рестораны, фитнес-центры, гостиницы, различные учреждения и организации [6]), каталогов товаров и услуг, сайтов с кулинарными рецептами, банков рефератов и письменных работ, сайтов с энциклопедиями и словарями, с отзывами об автомобилях. В Яндексе это называют «оптимизацией внешнего вида сайта в результатах поиска».[7]