Ассирийцы

Ассирийцы
Современное самоназвание атурая, сурая
Численность и ареал
Всего: ок. 1 230 000

Flag of Iraq.svg Ирак — 850 000[1] (до войны)

Flag of the United States.svg США — 100 000

Flag of Syria.svg Сирия — 100 000[2]

Flag of Sweden.svg Швеция — 75 000[3]

Flag of Iran.svg Иран — 32 000[4]

Flag of Turkey.svg Турция — 15 000[5]

Flag of Australia.svg Австралия — 25 000[6]

Flag of Russia.svg Россия — 11 084[7]

Flag of Armenia.svg Армения — 7000[8]

Flag of Canada (Pantone).svg Канада — 7000[9]

Flag of Georgia.svg Грузия — 3300[10]

Flag of Ukraine.svg Украина — 3200[11]

Язык Ассирийский новоарамейский
Религия Христианство (Ассирийская церковь Востока, Древняя Ассирийская церковь Востока)
Входит в Семиты
Родственные народы мандеи, мизрахи, марониты, мальтийцы
Происхождение древние ассирийцы, арамеи, халдеи
Флаг ассирийцев (с 1968)

Ассири́йцы (сир. ܐܫܘܪܝܐ, самоназвания — атурая, сурая)[12] — народ, происходящий от древнего населения Передней Азии. Непосредственными предками современных ассирийцев являются говорившие по-арамейски жители Месопотамии, принявшие в I веке христианство.

Современные ассирийцы говорят на северо-восточных новоарамейских языках, входящих в семитскую семью. В местах своего исконного проживания почти все ассирийцы были двух-, трёх-, а иногда и четырёхъязычны, владея помимо своего родного языка, языками окружения — арабским, персидским и/или турецким. В диаспоре, где находится сейчас большинство ассирийцев, многие перешли на языки нового окружающего населения. Во втором-третьем поколении многие ассирийцы уже не знают своего этнического языка, в результате чего многие новоарамейские языки находятся под угрозой исчезновения.

Ассирийцы живут в Иране, Северном Ираке, Сирии, Турции. Общины ассирийцев есть также в Ливане, России, США, Швеции, Грузии, Армении, Германии, Великобритании и других странах. Надёжные данные по количеству ассирийцев отсутствуют.

Ассирийский мальчик в традиционном костюме

Этноним

Эндоэтнонимы и экзонимы

По данным издательства «Этнографического отдела Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии» 1903 года:

Сами себя айсоры называютъ сирiйцами, а айсоры католики — халдеями. Въ Персiи имъ дано имя «Назранъ» (отъ «Назаретъ»); имя «айсоры» дали имъ армяне.[13]

Антропология

По данным «Этнографического отдела Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии» (1903 год):

По физич. типу айсоры — типичные семиты. У нихъ находятъ большое сходство съ кавказскими евреями ахалцыхской группы.[14]

Антропологически современные ассирийцы относятся к арменоидному типу[15][16][17] балкано-кавказской расы. У древних ассирийцев по данным иконографии также можно видеть арменоидные черты[17].

История

Этноконсолидирующим фактором для ассирийцев была христианская религия, позволившая им сохраниться в окружении зороастрийского, мусульманского и иудейского населения. Вместе с тем, ассирийский этнос издревле разделен между двумя резко различными направлениями христианства — Сиро-яковитской церковью (миафизиты) и Ассирийской церковью Востока (несториане).

В XVI веке часть несториан вступила в унию с католической церковью и основала Халдейскую католическую церковь с резиденцией в Мосуле. Другая ветвь униатов, отделившаяся от миафизитов, — сиро-католики — обосновалась в турецком городе Мардин. Среди ассирийцев были также монофизиты, протестанты и православные — в 1898 году 10 тысяч человек во главе с Мар-Ионой, епископом Урмийским Ассирийской церкви Востока приняли покровительство Русской православной церкви.

В 1842 году Бадр-хан-бек, курдский эмир Бохтана «поднял знамя независимости» в районе современной турецкой провинции Ширнак[18] и напал на ассирийцев округа Тиари, перебив до 10 тысяч человек, за поддержку ими британских колонизаторов. В январе 1895 года османские солдаты напали на населённый ассирийцами и армянами город Эдесса (Урфа), что было связано с расправой над армянами. За два дня в городе было убито 13 тысяч человек, а в округе резня продолжалась до весны и её жертвами стало до 40 тысяч одних только ассирийцев.

К началу XX века насчитывалось около миллиона сиро-халдеев, всё чаще называвших себя ассирийцами. Ещё 20 тысяч оказались в российском Закавказье. Остальные были подданными Османской империи.

Геноцид ассирийцев 1914—1918 гг.

В период Первой мировой войны началось планомерное уничтожение ассирийцев в Османской империи. Первоначально было подвергнуто массовому аресту и уничтожено мужское население, способное оказать сопротивление, в том числе призванные в турецкую армию ассирийцы. За этим последовали аресты политической и культурной элиты ассирийцев[19].

После этого началась депортация в пустыни Месопотамии женщин, стариков и детей, которые по дороге подвергались насилию и истреблению.

«Однажды мусульмане собрали всех детей с шести до пятнадцати лет и привезли в штаб полиции, после чего их заставили подняться к вершине горы, известной как Раш-эль Хаджар на которой их, одному за другим перерезая горло, бросали в пропасть[20]»

В результате голода, истощения, болезней и постоянных нападений курдских отрядов лишь немногим из депортированных удавалось достигнуть мест назначения, где их ждала смерть от голода и болезней[21].

На территории Ирана в районе Урмии, где находились русская армия, из ассирийских беженцев были сформированы отряды, которые возглавил Элия Ага Петрос. Он начал боевые действия против нападавших на ассирийцев местных курдов и персов, отбивая нападения и совершая ответные вылазки. Но его недолюбливал патриарх Беньямин Мар-Шимон, не желавший ни с кем делить роль лидера ассирийцев.

В апреле 1918 года, после ухода российских войск, персы вырезали 3000 ассирийцев в городе Хой. Ассирийцы Урмии решили пробиваться навстречу британским войскам, которые наступали с юга. 70 тысяч беженцев направились на восток, к городу Хамадану. По пути 20 тысяч человек погибло от голода и тифа, было убито разбойниками и персидскими войсками. Мусульмане Урмии устроили резню оставшихся ассирийцев, там погибло 6000 человек. Возможно, они остались в городе, надеясь на скорый приход англичан. Прибывшим в Хамадан беженцам британцы предложили отправиться пешком за 500 километров в иракский лагерь беженцев Бакуба, что стоило ещё 12 тысяч жизней.

На Парижской мирной конференции 1919 г. представители ассирийцев предложили создать на стыке границ Турции, Ирана и Ирака ассирийскую автономию, но это предложение никто не поддержал[22].

Значительная часть ассирийских беженцев укрылась в 1918 году на оккупированной британцами территории нынешнего Ирака. Британцы сформировали из ассирийцев элитный корпус «лива», который охранял учреждения и нефтепромыслы, подавлял восстания, боролся с повстанцами. Семьям «лива» выделялись земли на севере страны, конфискованные у арабов и курдов за антибританские восстания. Это вызывало напряженность между ассирийцами и арабами. Летом 1933 года появились слухи, что ассирийцы хотят восстать и основать своё государство с центром в Мосуле. Иракские войска и жандармы устроили резню ассирийцев, погибло 3000 человек. Тысячи ассирийцев бежали в Сирию, откуда большинство перебралось в США. В 1941 году «лива» помогли британцам победить пронацистски настроенного Рашида Али аль-Гайлани, но позднее корпус был распущен[22].

Численность

В начале XX века, численность ассирийцев в мире составляла около 1 миллиона человек, в том числе:

Итого: 941,000 человек. Помимо этого, несколько десятков тысяч проживали в странах Европы, Америки, в Индии и Китае.

На территории Османской империи, ассирийцы проживали на юге вилайетов Ван и Диарбакыр, в вилайете Мосул и на севере Алеппо, с основной концентрацией в Мосуле и в санджаке Хаккяри (юг вилайета Ван), это соответствует югу современной Турции и северу Ирака[23].

В результате геноцида ассирийцев в начале XX века, ассирийские земли были почти полностью опустошены, а ассирийские населенные пункты заселены курдами . Численность ассирийского народа, сократилась в 3-4 раза и большинство из числа выживших, рассеялись по всему миру, покинув свою историческую Родину.

Расселение в настоящее время

Ближний Восток

После падения режима Саддама Хусейна (2003) происходили похищения и убийства ассирийцев, поджоги их храмов. В данный момент (2015) боевики ИГИЛ на захваченных ими территориях повсеместно уничтожают ассирийцев.

70 тысяч ассирийцев живут в Иране, 50 тысяч — в Сирии. В Турции живут 20 тысяч ассирийцев. Раньше их называли «турками-семитами». Сейчас Турция признает ассирийское меньшинство и использует в публичной сфере самоназвание народа — «сурьяни»[22]. Ассирийцы Тур-Абдина в Турции называют себя «сураи» и традиционно говорят на новоарамейском языке туройо.

Армения

На территории Армении современные ассирийцы впервые оказались после русско-персидской войны 18261828 годов, когда власти разрешили активным сторонникам России (армянам и ассирийцам из района озера Урмия) переселиться на территорию Российской империи. В Армении ими были основаны три села: Арзни, Койпасар (Димитров) и Верхний Двин.

Прибывшие ассирийцы принадлежали к Ассирийской Церкви Востока и в каждом селе была своя церковь, заброшенные в советское время. Летом 2008 года в селе Верхний Двин была восстановлена первая ассирийская церковь и был прислан священник из Ирака.

Сейчас в Армении проживает около 8 тысяч ассирийцев в сёлах Верхний Двин, Димитров (Араратская область), Шарияр и Арзни Котайкской области. Во всех селениях в школах изучают ассирийский язык. Также его изучают в школе им. Пушкина в Ереване.

Грузия

Тогда же ассирийцы появились и на территории Грузии. Старейшее и крупнейшее ассирийское село — Дзвели-Канда в 25 км северо-западнее Тбилиси, в нём проживает 1,5 тысячи жителей, из которых 709 человек являются ассирийцами. Всего в Грузии — 2377 ассирийцев (по переписи 2014 года). Также в Грузии с октября 2009 года действует Ассиро—Халдейский Католический Храм.

Россия и СССР

Часть ассирийцев поселилась в России, бежав из Турции в 19141918 годов. Беженцев было не менее 100 тысяч. Святейший Синод несториан не жаловал, настаивая на немедленном переходе в православие или на возвращении обратно, в Турцию. В этой безвыходной ситуации ассирийцы записывались православными, но продолжали исповедовать свою веру.

В 1930—1940-е годы многие ассирийцы, особенно проживавшие в Грузии и Азербайджане, подверглись репрессиям[24]. Вторая волна репрессий против ассирийцев в СССР прошла в 1949—1950 годах. Ассирийский народ был обвинён в измене Родине, шпионаже и вредительстве[25]. Ассирийцы подверглись высылке из Закавказья и Крыма в Сибирь[26][27]. Также в Москве построили Ассирийскую церковь. По воспоминаниям друзей, художник Хнанья Бриндаров в 1950 году хотел издать книжку ассирийских сказок со своими иллюстрациями, и в издательстве ему сказали, что называть этот народ нельзя. Книжка вышла под названием «Охотник Харибу. Восточные сказки»[28]. По данным переписи населения 2002 года, на территории России проживало 13,6 тысячи ассирийцев, из них владеющих ассирийским языком 7762 человека.

Праздник в сирийском православном монастыре в Мосуле, нач. XX века
Ассирийская народная музыка на свадьбе
Субъект федерации Численность ассирийцев в 2002 году, тыс.[29]
Краснодарский край 3,8
Москва 2,7
Ростовская область 2,0
Республика Татарстан 0,14

Численность ассирийцев в СССР:

  • 1926 г. — 9808
  • 1939 г. — 20 526
  • 1959 г. — 21 803
  • 1970 г. — 24 294
  • 1979 г. — 25 170
  • 1989 г. — 26 160

Единственный населённый пункт России, в котором большинство жителей является ассирийцами, является село Урмия в Курганинском районе Краснодарского края.

Религия

Большинство верующих ассирийцев — христиане. Принадлежат к Ассирийской Церкви Востока, Халдейской католической церкви, есть также православные.

Язык

Новосирийский, или современный ассирийский язык относится к западносемитским языкам. Литературный язык создан в 1840-х годах на основе урмийского диалекта. Письменность на основе сирийского алфавита эстрангело.

Фольклор

У ассирийцев сохранился богатый устный фольклор: пословицы, поговорки, сказки, танцы. К их числу относится и героический эпос Катыне Габбара.

См. также

Логотип «Википедии»

«Википедия» содержит раздел
на ассирийском языке
«Main Page»

Примечания

  1. http://diplomba.ru/work/88453
  2. http://diplomba.ru/work/88453
  3. https://web.archive.org/web/20061106041651/http://www.educ.umu.se/presentation/publikationer/avhandlingar/vems_ar_historien.pdf s.71, ISSN 1653-6894. ISBN 91-7264-128-2
  4. Iran A Country Study By Federal Research Division — Page 128 (Перепись 1976 года)
  5. World Directory of Minorities and Indigenous Peoples - Turkey : Assyrians
  6. 2006 Census Table : Australia
  7. Национальный состав России в 2010 г.
  8. http://diplomba.ru/work/88453
  9. Статистика Канады
  10. http://www.eurominority.eu/version/eng/minority-detail.asp?id_minorites=ge-assi (Перепись 2002 года)
  11. Всеукраинская перепись населения 2001 года. Распределение населения по национальности и родному языку.
  12. Шуманов В.В. Краткий русско-ассирийский словарь. — СПб., 1993. — 248 стр с.
  13. Этнографическое обозрѣніе, Выпуски 56-59. Стр. 171
    // Изд. Этнографическаго отдѣла Императорскаго общества любителей естествознанія, антропологіи и этнографіи., 1903.
  14. Этнографическое обозрѣніе / под ред. Миллер В. Ф., Янчук Н. А.. — Изданiе Этнографическаго Отдѣла Императорскаго Общества Любителей Естествознанія, Антропологіи и Этнографіи. — М.: ОЛЕАЭ, 1903. — С. 172.
  15. С. П. Толстов. Очерки общей этнографии. — Изд-во Академии наук СССР, 1960. — С. 11.
  16. В. А. Тишков, В. А. Александров. Народы России: энциклопедия. — Науч. изд-во Большая российская энциклопедия, 1994. — С. 40. — ISBN 5852700827, 9785852700827.
  17. 1 2 «Происхождение человека и древнее расселение человечества».
    // Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Изд-во Академии наук СССР, 1951.
  18. Камран-Али-Бадрхан -Курдистан
  19. Ye'or, Bat. Islam and Dhimmitude: Where Civilizations Collide. — Fairleigh Dickinson University Press, 2002. — P. 148–149. — ISBN 0838639437.
  20. Joseph Naayem, "Shall This Nation Die?" New York, N.Y.p143
  21. Российский исторический журнал «Родина» 2006 г.-№ 8 к.и.н В.Эрлихман, «Непокоренные»

    Геноцид обоих народов шёл по одному сценарию. Вначале разоружали и убивали мобилизованных в армию мужчин. Потом грабили селения и выгоняли оттуда женщин, детей и стариков, стараясь при этом перебить максимальное их число. Оставшихся ссылали в безводные пустыни, где они умирали от голода и болезней.

  22. 1 2 3 Российский исторический журнал «Родина» 2006 г.-№ 8 к.и.н В.Эрлихман, «Непокоренные»
  23. http://www.digilib.am/book/1511/1837/15307/Վասպուրականի%20Ասորիներ
  24. Институт востоковедения, Институт Африки. Восток, Выпуски 1-3, «Наука», 1996, стр. 102
  25. Миркасым Абдулахатович Усманов. Казанское востоковедение: традиции, современность, перспективы : тезисы и краткое содержание докладов международной научной конференции, 10-11 октября 1996 года, «Фест», 1997, стр. 240
  26. Вартанов И. Ассирийцы в Сибири, 1949—1956. Чикаго, Ниневия, 1994
  27. Афанасьев Ю. Н., Козлов В. П. История сталинского Гулага: Спецпереселенцы в СССР. РОССПЭН, 2004, стр. 78
  28. Самый старый новый год. // The New Times, 04.04.2011
  29. Всероссийская перепись населения 2002 года

Литература

Ссылки



Что такое monamir.ru Monamir.ru является одним из мощнейших информационным ресурсом в рунете. Он открыт для любого пользователя. Наш сайт - это библиотека, которая является общественной. Любой посетитель сможет найти необходимую для себя информацию.

Основа этой страницы находится в Вики. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. monamir.ru является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

E-mail: admin@monamir.ru
Сайт Monamir.ru является НЕофициальным.