Иракские туркмены | |
---|---|
Численность и ареал | |
Всего: 600 000[1][2] — 3 000 000 | |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
Язык | иракский туркменский, арабский язык |
Религия | Ислам (шииты и сунниты) |
Входит в | тюркские народы |
Родственные народы | сирийские туркмены |
Происхождение | огузы |
Иракские туркмены, также туркоманы, туркманы — этническое меньшинство[3], проживающее на севере Ирака[4]. Происходят от огузских племён, расселившихся в регионе после XI века, считаются остатками туркоманских племенных конфедераций Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. Является частью азербайджанского этноса[5][6][7]. Третий по численности народ Ирака после арабов и курдов.
Язык иракских туркмен относится к огузской ветви тюркских языков и в конституции Республики Ирак официально именуется туркменским[8].
Являясь самостоятельным языком, в своей фонологии, лексике, морфологии и синтаксисе иракский туркменский имеет как коренные элементы так и следы влияния соседних турецкого и азербайджанского языков. Традиционно в письменном языке доминируют современные стандарты турецкого языка. Разговорный же язык значительно отличается от письменного, испытывая дополнительное влияние официального в Ираке арабского языка а также соседних курдских диалектов, таких как курманджи и сорани[9].
По мнению справочника Ethnologue является диалектом азербайджанского языка[10][неавторитетный источник?]. Турецкий ученый иракско-туркманского происхождения Хидаят Кемаль Баятлы писал: «Говор, на котором разговаривают иракские туркмены, входит в состав диалекта азери-тюркского языка. С географической точки зрения диалект азери охватывает Восточную Анатолию, Южный Кавказ и Кавказский Азербайджан, Иранский Азербайджан, Киркук (Ирак) и регионы проживания тюрков Сирии»[11].
Другой турецкий ученый иракско-туркманского происхождения Супхи Саатчы пишет, что устная речь киркукцев несет мотив тюрков-азери и соответствует ему от колыбельных до загадок и притч[12].
Большинство туркмен владеют арабским языком, а для некоторых он становится родным, что свидетельствует о процессах ассимиляции и арабизации определённой части туркмен[13].
Численность достоверно неизвестна. Оценки численности туркмен Ирака лежат в диапазоне от 500—800 тыс. человек или 2-3 % населения страны (по оценкам большинства западных исследователей) до 2-3 млн или 7,5—11 % населения (по заявлениям туркманских организаций)[14]. Туркмены живут преимущественно на севере Ирака, ареал расселения тянется от границы с Ираном на востоке до границы с Сирией на западе. Проживают, в основном, в городах Талль-Афар, Алтынкёпрю, Эрбиль, Мосул и Киркук. Значительное число туркмен проживает и в столице Ирака — Багдаде[13].
Как и иракские арабы, иракские туркмены разделены религиозно: более половины из них — сунниты, остальные — шииты[15].
По мнению туркманских исследователей первое пришествие туркмен в Ирак, в качестве солдат, набранных в мусульманскую армию, датируется VII веком[13]. Около 1000 тюркских солдат были доставлены в Ирак Убайд-Аллах ибн Зиядом, который был назначен губернатором Ирака[15][нет в источнике]. В XI веке происходит более обширная миграция огузов-туркман в Анатолию, в процессе которой впервые появляется существенное присутствие туркман и в Ираке. Последующая волна миграции связана с завоеванием этих земель тюрками-сельджуками, а именно с вторжением Тогрул-бека, тюркского правителя династии Сельджукидов, захватившего в 1055 году Багдад и правившего Ираком. Сельджуки расселяли туркмен вдоль крупных торговых маршрутов Ирака, главным образом у городов Талль-Афар, Эрбиль и Киркук, в регионе, который в настоящее время неформально именуется «Туркменэли». Согласно туркманским источникам, территория «Туркменэли» отображена на карте региона, изданной Вильямом Гютре в 1785 году, под английским вариантом названия — «Туркомания»[15].
В 1375 году на территории Ирака и соседних стран образуется государство туркменского племенного объединения Кара-Коюнлу, которую в 1468 году сменяет государство созданное другим туркменским объединение Ак-Коюнлу (до 1508). Сохранившие свою этническую обособленность современные иракские и сирийские туркмены являются остатками этих племен[16].
Расширение владений Османской империи, завоевание Ирака Сулейманом Великолепным в 1535 году и осада Мурадом IV Багдада в 1638 году, привели к следующим волнам усиленной миграции туркмен в Ирак[13].
В XX веке общественно-политическое положение туркмен в Ираке часто менялось. В начале века, в 1923 году с созданием Турецкой Республики, в среде туркмен были сильно развито желание к объединению с ней путём вхождения Мосульского вилайета в состав Турецкой Республики. Эти мечты не сбылись, однако это не помешало беспроблемному проживанию туркмен в Ираке в эпоху монархии. После свержения короля Ирака в результате революции 1958 года и прихода к власти 1963 году партии арабского социалистического возрождения БААС, гонения на туркмен возросли, лидеры туркманского национального движения часто арестовывались режимом Саддама Хусейна, участились случаи убийств туркмен-шиитов на религиозной почве[17]. Вследствие этого, многие туркмены в тот период иммигрировали в европейские страны[18]. Динамика развития положения туркмен в Ираке отражается и в различиях конституции страны в разные периоды. Так, если в конституции Ирака от 1923 года туркмены признавались конституционной общиной Ирака, наряду с арабами и курдами, то данный статус в более поздних конституциях был утерян[13].
После вторжения коалиционных сил в Ирак и свержения режима Саддама Хусейна отношения между туркменами и курдами обострились и нередко переходили в вооружённое противостояние, что объяснялось совместным проживанием этих двух народов в северных районах Ирака и разницей в подходах по будущему устройству Ирака и политическому статусу северной части Ирака.[19][20] Со временем эти споры утихли и вооружённые столкновения прекратились, однако с созданием Курдской автономии в среде туркмен часто высказывались требования о предоставлении автономии туркменам и создании аналогичной Туркманской автономии. В 2006 году президент Ирака, Джалал Талабани, в ходе консультаций по проекту новой конституции Ирака заявил, что необходимо разработать план и конституционально закрепить предоставление автономии туркменам, в областях, где туркмены составляют большинство[21]. Однако, этого не произошло, и этот вопрос до сегодняшнего дня периодически поднимается политическими партиями туркмен и представителями туркмен в высших государственных органах Ирака[22].
Иракские туркмены являются одной из ключевых политических сил в современном Ираке, наряду с арабами-суннитами, арабами-шиитами и курдами. Самыми влиятельными политическими партиями туркмен являются Иракский туркманский фронт, которая поддерживается Турецкой Республикой, и Туркманская народная партия, сотрудничающая с властями Курдской автономии[18]. Функционируют и ряд менее влиятельных организаций: Туркменский исламский союз и Общество племён туркман Ирака. Туркмены представлены и в общеиракских федеральных партиях, Исламской партии Ирака и Объединённом иракском альянсе[15].
В 2003 году лишь один представитель туркмен был включён в состав переходного Национального Совета Ирака, что вызвало негодование и протест лидеров туркманских политических организаций, которые ссылаясь на демографические показатели требовали более значительного присутствия туркмен в высшем органе управления Ирака, однако эти требования были отвергнуты властями США[15]. В 2005 году десять туркмен были избраны в Национальный совет Ирака, шесть туркмен в Совет представителей Национальной ассамблеи Ирака.
В 2007 году лидер Иракского туркманского фронта Саадеддин Эргеч (Saadettin Ergeç) в ходе поездок в Турцию и США высказался против проведения референдума по статусу Киркука, по которому предполагалось включение Киркука в состав Курдской автономии и придание курдскому языку статуса государственного. Он заявил, что туркмены выступают против предоставления особого статуса городу и категорически требуют предоставления городу статуса официальной столицы будущей Туркманской автономии[17][23].