Ири́на Алекса́ндровна Колпако́ва (род. 22 мая 1933 , Ленинград ) — советская российская артистка балета , балетмейстер , хореограф , педагог . Герой Социалистического Труда (1983). Народная артистка СССР (1965). Лауреат Государственной премии СССР (1980).
Биография
Ирина Колпакова родилась 22 мая 1933 года [1] (по другим источникам — 22 мая 1935 года[2] ), в Ленинграде .
Эвакуирована из блокадного Ленинграда (где погиб её отец).
В 1951 году окончила Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета им. А. Я. Вагановой ) по классу А. Я. Вагановой (этот выпуск стал последним для педагога).
В 1951—1989 годах — прима-балерина Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр ), на сцене которого исполнила множество балетов, став признанной исполнительницей партий классического репертуара: Раймонды , Жизели и Сильфиды в одноимённых балетах, Сильфиды в «Шопениане » и, особенно, принцессы Авроры в «Спящей красавице ».
Образ Авроры — одно из самых совершенных созданий балерины. Здесь счастливо соединились достоинства природные и воспитанные. Утончённость юного облика и светлый лиризм, инструментальность танца и тяга к обобщению — всё слилось, чтобы вызвать к жизни образ поразительной цельности. Виртуозная танцовщица, Колпакова уверенно поднялась на вершину академизма, утверждённого девятнадцатым веком и усовершенствованного техникой двадцатого. Основное же достижение балерины — в раскрытии музыкально-хореографического содержания балета. Её образный танец воплощает прекрасный и нежный, как юность, идеал, вечно живущий в сознании человека, его немеркнущее под натиском тёмных сил сияние, его конечное торжество и бессмертие. Партия Авроры в её исполнении движется по течению балета-симфонии, набирая художественную силу, становясь ведущей, последовательно развивающейся темой хореографической партитуры.
—
Марина Ильичёва . «Ирина Колпакова». «Солисты балета». Л.: Искусство, 1986
Венец её актёрских работ в классическом репертуаре — принцесса Аврора в «Спящей красавице», хрустальная статуэтка, сама нежность, изящество, чистота, благородство. Одним словом — Принцесса.
—
Нина Аловерт . «Ирине Колпаковой — 75». «Русский базар». № 21 (631) (2008)
Уже в первые сезоны работы в театре определилась приверженность юной актрисы классическому танцу. С безупречным чувством стиля, изяществом, легкостью и чистотой танцует она такие сугубо классические партии, как принцесса Флорина и Повелительница дриад. Со временем эти черты творческой индивидуальности, помноженные на блестящее мастерство, снискали Колпаковой мировую известность в партиях Авроры и Раймонды.
— С.М.Вольфсон. «Мастера балета», 1967 г.
Стала первой исполнительницей в балетах Ю. Н. Григоровича «Каменный цветок » (Катерина ) и «Легенда о любви » (Ширин ).
В 1971—1991 годах — педагог-репетитор Театра оперы и балета им. С. М. Кирова .
В 1982 году окончила Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по специальности балетмейстер-репетитор (дипломная работа — «Спящая красавица» П. И. Чайковского в Вильнюсском театре оперы и балета под руководством П. А. Гусева ).
С 1995 года преподавала в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой , профессор кафедры классического танца.
С середины 1990-х годов работет балетмейстером - репетитором Американского театра балета в Нью-Йорке (США ), вместе с мужем, бывшим танцовщиком и партнёром, а ныне педагогом В. Г. Семёновым .
С 1986 года — член правления Союза театральных деятелей РСФСР .
Депутат Верховного совета СССР IX созыва (1974—1979).
В 1996 году балерине «за выдающийся вклад в развитие отечественного искусства» указом Президента РФ была установлена Президентская пенсия.
Проживает в Толстовском доме [3] [4] в Санкт-Петербурге , а также на Манхэттене (Нью-Йорке, США).
Семья
Супруг — танцовщик Владилен Григорьевич Семёнов (род. 1932), народный артист СССР (1983). Их дочь Татьяна закончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной , работает в Санкт-Петербурге дизайнером по костюмам; внук Никита родился в США, учится менеджменту в одном из петербургских университетов.
Награды и звания
Творчество
Балетные партии
1950 — Фея Флёр де Фарин , «Спящая красавица » П. И. Чайковского , хореография М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева
1951 — Два лебедя , «Лебединое озеро » П. И. Чайковского, хореография Л. И. Иванова и М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева
1951 — Гран-па , «Баядерка » Л. Минкуса , хореография М. И. Петипа в редакции В. И. Пономарёва
1952 — Фея Нежности , «Спящая красавица » П. И. Чайковского, хореография М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева
1952 — Повелительница дриад , «Дон Кихот » Л. Минкуса, хореография М. И. Петипа
1953 — Сверстница , «Ромео и Джульетта » С. С. Прокофьева , хореография Л. М. Лавровского
1953 — Сильфида , «Шопениана » на музыку Ф. Шопена , хореография М. М. Фокина
1953 — Принцесса Флорина , «Спящая красавица » П. И. Чайковского, хореография М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева
1954 — Маша , «Щелкунчик » П. И. Чайковского, хореография В. И. Вайнонена
1954 — Мария , «Бахчисарайский фонтан » Б. В. Асафьева , хореография Р. В. Захарова
1954 — Золушка , «Золушка » С. С. Прокофьева, хореография К. М. Сергеева
1956 — Принцесса Аврора , «Спящая красавица » П. И. Чайковского, хореография М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева
1957 — Па-де-труа I акта , «Лебединое озеро » П. И. Чайковского, хореография М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева
1957 — Менада , «Спартак » А. И. Хачатуряна , хореография Л. В. Якобсона
1957 — Катерина *, «Каменный цветок » С. С. Прокофьева, хореография Ю. Н. Григоровича
1958 — Панночка , «Тарас Бульба » В. В. Соловьёва-Седого , хореография Б. А. Фенстера
1958 — Тао Хоа , «Красный мак » Р. М. Глиэра , хореография А. Андреева
1958 — Снегурочка * и Мечта *, «Хореографические миниатюры », миниатюра «Снегурочка» на музыку С. С. Прокофьева, хореография Л. В. Якобсона
1959 — Его любимая , «Берег надежды » А. П. Петрова , хореография И. Д. Бельского
1959 — Жизель , «Жизель » А. Адана , хореография Ж. Коралли и Ж. Перро в редакции М. Петипа
1960 — Дездемона *, «Отелло » А. Д. Мачавариани , хореография В. М. Чабукиани
1960 — Подруга Раймонды , «Раймонда » А. К. Глазунова , хореография М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева
1960 — Нина *, «Маскарад » Л. А. Лапутина , хореография Б. А. Фенстера
1961 — Ширин *, «Легенда о любви » А. Д. Меликова , хореография Ю. Н. Григоровича
1962 — Джульетта , «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, хореография Л. М. Лавровского
1963 — Раймонда , «Раймонда » А. К. Глазунова , хореография М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева
1965 — Китри , «Дон Кихот » Л. Минкуса, хореография М. И. Петипа в редакции А. А. Горского
1965 — Никия , картина «Тени» из балета «Баядерка », хореография М. И. Петипа
1965 — Любовь *, «Человек» Б. Салманова, хореография В. Катаева
1966 — Солистка , «Сарабанда», миниатюра на музыку Первой Французской сюиты И. С. Баха , хореография Г. Д. Алексидзе
1968 — Девица-краса , «Страна чудес » И. И. Шварца , хореография Л. В. Якобсона
1969 — Ала *, «Скифская сюита», хореография Г. Д. Алексидзе на музыку одноименной сюиты С. С. Прокофьева
1969 — Она , «Двое», хореографическая композиция на музыку А. Д. Меликова по мотивам стихотворения Р. И. Рождественского , хореография О. М. Виноградова
1969 — Юлия , «Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза , хореография И. А. Чернышёва
1969 — Солистка , хореографические миниатюры «Дивертисмент ре мажор В.-А. Моцарта » и «Концерт фа мажор Вивальди », хореография Г. Д. Алексидзе
1971 — Ева *, «Сотворение мира » А. П. Петрова, хореография Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва
1972 — Сюимбике , «Шурале » Ф. З. Яруллина , хореография Л. В. Якобсона
1972 — Принцесса Роза , «Зачарованный принц» Б. Бриттена
1974 — Солистка , «Безделушки» на музыку В.-А. Моцарта из «Одноактных балетов», хореография Г. Д. Алексидзе
1974 — Птица-мечта *, «Икар » С. М. Слонимского , хореография И. Д. Бельского
1975 — Вальс из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин », хореография С. Г. Кореня
1976 — Инфанта *, «Инфанта» на музыку С. Кошолкина из концертной программы «Маленькие балеты», хореография Л. Д. Лебедева
1977 — Неле *, «Тиль Уленшпигель» Е. А. Глебова , хореография В. Н. Елизарова
1977 — «Посвящение», хореографическая миниатюра из балета «Хореографические новеллы» на музыку П. И. Чайковского, хореография Д. А. Брянцева — Солистка (первая исполнительница)
1978 — Карлотта Гризи , «„Па-де-катр “», одноактный балет на музыку Ц. Пуни , хореография А. Долина
1979 — Фарфалла , па-де-де из балета Ж. Оффенбаха «Бабочка », хореография П. Лакотта
1979 — Наталья Николаевна *, «Пушкин» А. П. Петрова, хореография Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва
1980 — Фея *, «Фея Рондских гор» на музыку Э. Грига , хореография О. М. Виноградова
1980 — Лезгинка из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила », хореография М. М. Фокина
1981 — Сильфида , «Сильфида » Г. С.фон Левенскольда , хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен
(*) — первая исполнительница партии (**) — первая исполнительница на данной сцене
Постановки
Фильмография
Видеозаписи балетных спектаклей
1964 — «Па-де-катр » на музыку Ц. Пуни , хореография А. Долина — Карлотта Гризи , другие исполнители: Н. Груздева-Санина, О. Моисеева (Ф. Черрито ), Т. Удаленкова
1980 — «Раймонда » А. К. Глазунова, спектакль ЛГАТОБ им. С. М. Кирова — Раймонда (дирижёр В. Широков , Жан де Бриен — С. Бережной , Абдерахман — Г. Селюцкий )
1982 — «Спящая красавица » П. И. Чайковского, спектакль ЛГАТОБ им. С. М. Кирова — Принцесса Аврора (дирижёр В. Федотов , принц Дезире — С. Бережной , Фея Сирени — Л. Кунакова)
1982 — «Па-де-катр » на музыку Ц. Пуни , хореография А. Долина — Карлотта Гризи (Мария Тальони — Г. Мезенцева , Люсиль Гран — Г. Комлева , Фанни Черрито — Е. Евтеева ).
Фильмы-балеты и фильмы-концерты
пр-во студии «Лентелефильм »
1961 — «Хореографические миниатюры» — Вечная весна
1971 — «Барышня и хулиган » Д. Д. Шостаковича — Барышня
1974 — «Блестящий дивертисмент» на музыку М. И. Глинки
1976 — «Танцует Ирина Колпакова»
1981 — «Души моей царицы», режиссёр А. А. Белинский — фрагменты партий: Параша , «Медный всадник » Р. Глиэра, хореография Р. Захарова; Черкешенка , «Кавказский пленник » Б. Асафьева, хореография Л. Лавровского; Мария , «Бахчисарайский фонтан » Б. Асафьева, хореография Р. Захарова; а также Авдотьи Истоминой в роли Флоры
1984 — «Сильфида » — Сильфида («Лентелефильм», дирижёр Р. Лютер , оркестр и балет ЛГАТОБ им. С. М. Кирова, Джеймс — С. Бережной )
1985 — «Дом у дороги » на музыку В. А. Гаврилина , режиссёр А. А. Белинский (по поэме А. Т. Твардовского , хореограф и партнёр — В. В. Васильев )
Документальное кино
1969 — «Волшебство» («Лентелефильм»)
1978 — «Ирина Колпакова» («Лентелефильм»)
1986 — «Аргиппина Ваганова»
2013 — «Жизнь во времени. Ирина Колпакова» (к 80-летию балерины, пр-во России)
Сочинения
Колпакова И. Сто сорок солнц // Советская культура : газета. — М. , 1983. — № 8 февраля .
Библиография
Карп П. Ирина Колпакова // Театральный Ленинград : журнал. — Л. , 1958. — № 4 .
Львов-Анохин Б. Ирина Колпакова // Музыкальная жизнь : журнал. — М. , 1961. — № 6 .
Чистякова В. Ирина Колпакова // Ленинградский балет сегодня. — Л.-М.: Искусство, 1967. — Т. 1. — С. 76—111. — 288 с. — 60 000 экз.
Красовская В. Ирина Колпакова // Нева : журнал. — Л. , 1976. — № 11 .
Ильичёва M. Ирина Колпакова // Музыка и хореография современного балета . — М. : Музыка, 1977. — Т. 2-й. — 240 с. — 1075 экз.
Ильичёва M. Ирина Колпакова . — Л. : Искусство, 1979. — 260 с. — (Солисты балета ). — 25 000 экз.
Ильичёва M. Ирина Колпакова // Музыкальная жизнь : журнал. — М. , 1980. — № 23 .
Мухин К. Ирина Колпакова // Советский балет : журнал. — М. , 1983. — № 3 . — С. 52 .
Григорьев А. Ирина Колпакова // Театр : журнал. — Л. , 1981. — № 2 .
Красовская В., Ильичева М. Ирина Колпакова : буклет. — Л. , 1984.
Ильичёва M. Ирина Колпакова . — 2-е. — Л. : Искусство, 1986. — 240 с. — (Солисты балета ). — 25 000 экз.
Кремшевская Г. Сильфида моя... // Советский балет : журнал. — М. , 1987. — № 1 . — С. 8—12 .
Черкасский Д. Ирина Колпакова // Записки балетомана. — М. , 1994.
Красовская В. Ирина Колпакова // Профили танца . — СПб. : Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 1999. — С. 175—195. — 400 с. — (Труды Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой). — 2000 экз. — ISBN 5-93010-001-2 .
Колотило М. Ирина Колпакова // Толстовский дом. Люди и судьбы / под научн. ред. д. ист. н. В. Г. Смирнова-Волховского. — СПб. : Искусство России, 2010. — 296 с. — ISBN 978-5-98361-119-1 .
Колотило М. Ирина Колпакова // Толстовский дом. Созвездие имён / под научн. ред. д. ист. н. В. Г. Смирнова-Волховского. — СПб. : Искусство России, 2011. — Т. 2. — 392 с. — (Труды музея «Толстовский дом»). — 600 экз. — ISBN 978-5-98361-155-9 .
Примечания
Ссылки
Сайты и ресурсы
Фото
{{#if:||