Моско́вский тролле́йбус — троллейбусная сеть Москвы и крупнейшая[3] троллейбусная сеть в мире по длине контактной сети и числу машин подвижного состава по 2015-й год. Открыта 15 ноября 1933 года и является пятой из самых старых из ныне действующих сетей мира. Протяжённость одиночного контактного провода — около 1300 км, длина линий — около 600 км, 4 парка, 1150 пассажирских троллейбусов (в том числе около 770 с низким уровнем пола и 83 сочленённых). Эксплуатируется организацией ГУП «Мосгортранс», кроме маршрутов № 202 и 203, которые обслуживает МУП «Химкиэлектротранс».
Во второй половине 2010-х годов, в ходе выполнения программ «Моя улица» и «Магистраль» троллейбусная сеть была демонтирована в центре города, вместо части троллейбусных маршрутов запустили автобусы. В период 2018-2020 годов правительство Москвы планирует закупить множество электробусов, которые должны заменить троллейбусы (возможно, часть троллейбусов будет временно заменена на современные дизельные автобусы).[4][5][6][7]
История
Автобусные и троллейбусные маршруты города в 1938 году. Троллейбусные линии показаны жирным пунктиром
Троллейбусное сообщение в Москве открылось 15 ноября 1933 года и начало постепенно замещать трамвайное[8]. Первые линии проходили в северо-западной части города. Бурное развитие сети происходило в 1950-е годы и к 1960 году сформировалась современная конфигурация её центральной части. В 1960-70-е годы троллейбусные линии были проложены по основным радиальным магистралям города, где перевозят пассажиров на расстояние, обычно не превышающее один-два перегона метро. Наибольшая плотность троллейбусных линий, как и в 1930-е годы — в северо-западной части центра.
Несмотря на то, что троллейбусные линии в центре города заменяли трамвайные, постепенно их тоже начали закрывать. Так, были сняты линии на:
- Кузнецком Мосту (август 1976, последний участок закрыт в январе 2003 года и снят при обустройстве пешеходной зоны на улице Рождественка летом 2012 года),
- улице Арбат (10 июня 1982, линия полностью снята, на месте улицы обустроена пешеходная зона),
- Пушечной улице (1 июня 1998, последний участок закрыт в январе 2003 года и снят при обустройстве пешеходной зоны на улице Рождественка летом 2012 года),
- Большой и Малой Никитских улицах (15 августа 1989, движение частично восстанавливалось в 2004—2007 годах между Никитскими воротами и Кудринской площадью. В июле 2015 года законсервированные отрезки линий были сняты при благоустройстве улиц),
- Неглинной улице (февраль 1991, оттянутый разворот у Рахмановского переулка отключён от сети 6 октября 2012),
- Манежной улице (5 августа 1993),
- Волгоградском проспекте от метро «Текстильщики» до улицы Академика Скрябина (24 ноября 2014, по части линии движение восстановлено в конце 2016),
- шоссе Энтузиастов от Новогиреевской улицы до Свободного проспекта (3 августа 2015),
- Садовом Кольце (начиная с июля 2016),
- множество линий внутри Садового кольца (в течение 2015—2017 годов).
Из-за постоянных заторов часть маршрутов в центре города была переведена на режим работы с укороченными рейсами.
В конце 1980-х была разработана программа развития троллейбусной сети на окраинах города, однако ни один из её проектов так и не был реализован. Последней вновь построенной линией XX века стал участок по Севастопольскому проспекту, улице Айвазовского, Тарусской (Ясногорской) улице от улицы Миклухо-Маклая до Голубинской улицы, открытый в 1992 году.
В 2001 году к метро Планерная начали ходить троллейбусы из Химок, обслуживаемые организацией «Химкиэлектротранс».
В 2004—2005 годах был снесён 5-й троллейбусный парк, на его месте уже возведён элитный жилой комплекс[9]. Были произведены передачи маршрутов между парками[10]. В 2006 году было объявлено о предстоящей ликвидации 4-го троллейбусного парка на Лесной улице, который был закрыт 12 апреля 2014 года, однако альтернативы ему нет и она вряд ли появится[11].
В рамках запуска ночных маршрутов общественного транспорта с 30—31 августа 2013 года три маршрута № Б, Бк, 15 были переведены на круглосуточный режим работы[12]. С 6 декабря переведён ещё один маршрут № 63, но только в ночь на субботу и воскресенье, а с 11 июня 2014 — по всем дням недели.
Последняя новая троллейбусная линия была открыта 15 сентября 2013. Она связала станцию метро «Юго-Западная» с конечной станцией на Озёрной улице, пройдя по улицам Покрышкина и Никулинской. Появление этой линии связано с закрытием конечной станции «Метро „Юго-Западная“». Кроме того, был осуществлён перенос линии маршрута № 43 на улицу Мнёвники, устроенный как временный при строительстве развязок Краснопресненского проспекта, но ставший постоянным.
Красным цветом обозначены линии, демонтированные или переведённые в разряд служебных за 2014—2016 годы
В 2014 году в связи с реконструкцией ряда улиц в центре Москвы (Маросейка, Покровка, Пятницкая) был произведён демонтаж контактной сети от Лубянской площади до Садового кольца, а также от Серпуховской площади до Чугунного моста. Маршрут № 25 отменён, 45 сокращён до Лубянской площади. Маршрут № 8 сокращён до Серпуховской площади. Обещанный запуск современных троллейбусов с увеличенным автономным ходом по данным маршрутам не был реализован. Отменённые маршруты обслуживаются автобусами. Также были отменены маршруты № 46, 68, 75, 87, имевшие низкий пассажиропоток и дублировавшиеся другими маршрутами.
В 2015 году планировалось заменить троллейбусы автобусами на маршрутах 6, 8, 21, 33, 38, 39, 44, 50, 62, 67, 68, 81 и 82[13]. Затем предлагалось убрать троллейбусные провода на нескольких улицах, в том числе на Кремлёвской и Москворецкой набережных, Сельскохозяйственной улице, улицах Вильгельма Пика и Сергея Эйзенштейна, что повлекло бы за собой ликвидацию девяти маршрутов и сокращение ещё семнадцати[14]. С 1 октября изменены маршруты № 2, 3, 16, с 28 ноября — № 35 и 66, с 5 декабря маршруты № 79к и 95 были объединены с № 79. По состоянию на январь 2017 года троллейбусные линии на Кремлёвской и Москворецкой набережных полностью демонтированы.
В 2016 году в рамках реализации проекта благоустройства «Моя улица» и проекта «Магистраль» проведено значительное сокращение маршрутов и снятие части контактной сети в центре города в пределах Садового кольца, что сначала множество раз опровергалось[15], пока 15 апреля Департамент транспорта Москвы официально не объявил об этом.
- Со 2 мая на автобусное движение были переведены маршруты № 1, 2, 9, 15, 31; маршруты № 12 и 33 укорочены, маршрут № 44 отменён[16]. Были ликвидированы троллейбусные линии на Бульварном и Кремлёвском кольцах, на Тверской улице и Новом Арбате.
- С 7 июля на автобусное движение были переведены маршруты, курсирующие по Садовому кольцу: № Б, Бк, 3, 10, 39, 47, 79. Замена на автобусы планировалась временной, на период благоустройства Садового кольца. Восстановление троллейбусного движения переносилось несколько раз. В июле 2017 было объявлено, что троллейбусы не вернутся на Садовое кольцо[17].
- 7 ноября в связи с нехваткой подвижного состава автобусом был заменён маршрут № 67.
- С декабря по будням маршрут № 40 полностью обслуживается автобусами (с октября 2017 снова обслуживается троллейбусами), а маршруты № 52, 71, 72 — частично обслуживаются автобусами (с весны 2017 года маршруты № 52 и 72 снова обслуживаются только троллейбусами).
В то же время 3 декабря 2016 года открылся новый троллейбусный маршрут № 75 Ивановское — Новокосино. Московский троллейбус впервые в своей истории вышел за пределы МКАД. Также в начале 2017 года на перекрёстке Садового кольца с Долгоруковской улицей появилась дополнительная контактная сеть для обеспечения левых поворотов с Долгоруковской на внутреннюю сторону кольца и с внутренней стороны кольца на Долгоруковскую, однако уже в июле 2017 года она была демонтирована.
В феврале 2017 года заменён автобусами маршрут № 55, в марте — маршруты № 29 и 29к, в апреле — маршруты № 13 и 32, в мае — маршруты № 18 и 71, в июне — маршруты № м7, м7к, м8, 23, 51, 86 и 88, в августе — № 26, 63 и 78, а № 48 был отменён, в октябре отменены № м4к и 37, в ноябре заменён автобусом № 19.
В апреле 2018 года заменён автобусами маршрут № 56. В том же месяце по маршруту троллейбуса № 7 были введены ежедневные короткие рейсы от станции метро «Парк Победы» до станции метро «Октябрьская»[18].
С 1 сентября 2018 года на всех троллейбусных маршрутах, наравне с автобусом и трамваем, действует бестурникетный режим.
С 2010 по 2018 год Мосгортрансом было приобретено 573 новых троллейбусов[19].
В таблице представлено количество пассажиров, перевезённых за год (в миллионах человек)[20][21][22].
Год
|
1995
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
Россия в целом
|
8474,6
|
8759,3
|
8604,3
|
8181,1
|
7290,8
|
6679,7
|
4653,1
|
3774,6
|
2971,9
|
2733,0
|
2414,0
|
2205,7
|
2152,2
|
Москва
|
1582,2
|
1054,1
|
1003,8
|
1171,2
|
921,3
|
951,8
|
722,9
|
472,9
|
416,5
|
378,3
|
346,4
|
323,4
|
319,2
|
Подвижной состав
Исторический
- ЛК-1 — первый советский троллейбус
- ЛК-2, ЛК-4, ЛК-5
- ЛК-3 — первый отечественный трёхосный троллейбус
- ЯТБ-1, ЯТБ-2, ЯТБ-4, ЯТБ-4А
- ЯТБ-3 — единственный советский двухэтажный троллейбус
- МТБ-82, МТБ-82Д
- ТБЭС(-ВСХВ)
- МТБЭС
- ТС-1, ТС-2 — первые советские сочленённые троллейбусы
- ЗиУ-5 и модификации
- ЗиУ-9, ЗиУ-9Б (вскоре — ЗиУ-682Б), ЗиУ-682В, ЗиУ-682В00, ЗиУ-682В-012, ЗиУ-682В-013, ЗиУ-682Г00, ЗиУ-682Г-013, ЗиУ-682Г-018, ЗиУ-682-Г01, ЗиУ-682ГН, ЗиУ-682ГП.
- ЛиАЗ-МТРЗ-6220
- ЛАЗ-52522
- СВАРЗ-Икарус
- ВМЗ-100
- ЗиУ-683
- Ikarus-280T
- ЗиУ-52642
- ТролЗа-5264.01 «Столица»
- ТролЗа-5264.02 «Слобода»
- ТролЗа-5275.00
- ЮМЗ-Т2
- АКСМ-101ПС
Троллейбусные поезда
В 1970 году на московском троллейбусном ремонтном заводе был изготовлен[23] троллейбусный поезд[24] киевского изобретателя Владимира Веклича[25][26] из двух троллейбусов МТБ-82/82Д[27][28].
В 1986 году в московском парке № 7 проходили испытания два поезда из двух троллейбусов ЗиУ-682[29], соединённых по системе Владимира Веклича. К этому времени в СССР троллейбусные поезда успешно эксплуатировались более чем в 20 городах страны[30] (только в Киеве в поездах использовалось 55 процентов всего парка троллейбусов (296 сцепок))[29]. Однако из-за интенсивного движения в городе ГАИ запретила эксплуатацию троллейбусных поездов в Москве[31].
Актуальный
Фотографии
Троллейбус МТРЗ-6223 № 2006 (модель больше не эксплуатируется)
Троллейбусы АКСМ-20101 № 8833 и 7845
Троллейбус МТРЗ-52791 «Садко» № 2024
Троллейбус АКСМ-321 № 7890
Троллейбус ЗиУ-682В № 1152 (модель больше не эксплуатируется)
Троллейбус ЗиУ-682Г № 2536 (модель больше не эксплуатируется)
Троллейбус АКСМ-101ПС № 7843 (модель больше не эксплуатируется)
Троллейбус ЗиУ-682ГМ1 (с широкой передней дверью) № 1413
Троллейбус ЗиУ-682Г-016.02 № 3128
Троллейбус ТролЗа-5275.05 «Оптима» № 2765
Описание сети
В настоящее время из-за массовой ликвидации троллейбусных линий с 2016 сеть Московского троллейбуса разделена на несколько не связанных друг с другом частей: северную (обслуживается филиалами «Центральный» (площадки Ходынская и Ленинградская) и «Северо-Восточный»), восточную (филиал «Восточный») и южную (филиал «Центральный» (площадка Фили) и 8-й троллейбусный парк).
Северная сеть
- Западная часть. Линии по Ленинградскому и Волоколамскому шоссе, проспекту маршала Жукова, а также поперечные линии по улицам Беговой и Куусинена. Имеет четыре крупных ответвления — в Крылатское, Братцево, Коптево и Филёвский парк.
- Восточная часть. Линии по Дмитровскому, Алтуфьевскому, Ярославскому и Щёлковскому шоссе (и их начальным отрезкам), а также Третьему траспортному кольцу, связанные друг с другом через улицы Ботаническую, Академика Королёва и Каланчёвскую. С западной частью связана через служебную линию по улице Новая Башиловка. Обслуживается филиалом «Северо-Восточный», за исключением маршрута 42, который обслуживается площадкой «Ходынская» филиала «Центральный». К сентябрю 2018 года планируется окончательное закрытие в связи с ликвидацией площадки бывшего 6-го троллейбусного парка и замены маршрутов на электробусы.
Восточная сеть
Древовидная сеть филиала «Восточный», основная линия которой проходит по шоссе Энтузиастов. Имеются два крупных ответвления к Садовому кольцу к метро «Красные Ворота» и «Таганская», а также в сторону районов Вешняки, Новокосино, Ивановское и Перово. Также имеется изолированная от остальной сети линия троллейбуса 22, которая в настоящее время не пересекается ни с одной линией остальных сетей, но обслуживается тем же филиалом, конфигурация контактной сети на служебных линиях позволяет обеспечить выдачу подвижного состава из парка.
Южная сеть
- Западная часть. Троллейбусные линии по магистралям, окружающим территорию МГУ: проспектам Ленинскому, Ломоносовскому, Вернадского, Мичуринскому и Кутузовскому, улицам Марии Ульяновой Мосфильмовской, Косыгина, Бережковской набережной и Большой Дорогомиловской. Обслуживается 8-м троллейбусным парком и площадкой «Фили» филиала «Центральный».
- Южная часть. Линии по Варшавскому шоссе, Севастопольскому, Новоясеневскому проспектам и Профсоюзной улице. Хордовые линии по улицам Каховка и Намёткина, а также по Нахимовскому и Ломоносовскому проспектам. Маршруты обслуживаются 8-м троллейбусным парком.
- Линии по Липецкой улице и Каширскому шоссе, которые не связана ни с одной линией южной сети, но обслуживается 8-м троллейбусным парком. Машины подаются по служебной линии по Каширскому шоссе.
- Восточная часть. Линии по Волгоградскому проспекту, Люблинской и Краснодонской улице. Связана с южной частью служебной линией через метро «Пролетарская», «Дубровка» и «Автозаводская».
Ранее существовавшие сети
- Центральная западная часть:
- Линия по Арбату была ликвидирована в 1982 году.
- Линии по улицам Фрунзе, Маркса и Энгельса (ныне Знаменка и Староваганьковский переулок) сняты в 1986 году.
- Линии по Большой и Малой Никитским улицам были ликвидированы в 1989 году. В 2004—2007 годах частично восстанавливалась линия между Никитскими воротами и Кудринской площадью. В июле 2015 года законсервированные отрезки линий были демонтированы.
- Линии по проспекту Калинина (ныне улица Новый Арбат) и Бульварному кольцу были ликвидированы 2 мая 2016 года.
- Центральная северная часть:
- Движение по Неглинной улице прекращено в 1991 году.
- Линии по Большой Дмитровке и Петровке выведены из эксплуатации летом 1998 года.
- Троллейбусы на улицах Большая Лубянка, Пушечная, Рождественка и Кузнецкий мост прекратили движение в январе 2003 года. Маршрут линии по Большой Лубянке был перенесен на Садовую-Спасскую и Мясницкую улицы.
- Движение по Мясницкой и Большой Лубянке закрыто 2 мая 2016.
- Линия по Тверской улице была ликвидирована летом 2016 года. Законсервированный отрезок линии от Настасьинского переулка до площади Тверской заставы был снят летом 2017 года.
- Центральная восточная часть:
- Линии по улицам Верхняя Радищевская, Маросейка, Николоямская, Покровка, Солянка и Яузская, а также по Устьинской и Подгорской набережным закрыты в июне 2017 года.
- Центральная южная часть:
- Линия по Пятницкой улице ликвидирована в 2014 году.
- Линия по Большой Ордынке снята в 2015 году.
- Маршрутное движение по улицам Ленивка, Волхонка, Пречистенка и по Пречистенской набережной было прекращено в октябре 2015, а линии сняты летом 2016 года.
- Линия по Остоженке демонтирована в мае 2016 года.
- Кремлёвское кольцо и внутренние линии:
- Линия в сторону Боровицкого моста была демонтирована, а маршрут по Воздвиженке был перенесен с Манежной на Моховую улицу.
- Участок линии от Славянской до Лубянской площади для троллейбусов № м7 и м8 был закрыт 17 июня 2017 года.
- Линия по Москворецкой набережной и Большому Устьинскому мосту была ликвидирована в начале октября 2015 года.
- Регулярное движение по Варварке прекращено в 1993 году. Линия стала односторонней и использовалась в качестве служебной для троллейбусов маршрута № 63 при следовании в парк. Парковые рейсы через Варварку прекращены в 2015 году, а линия демонтирована летом 2017 года.
- Линия по Большому Москворецкому мосту была ликвидирована в июне 2014 года. Парковое движение троллейбусов в сторону Серпуховской площади было прекращено летом 2015 года.
- Бульварное кольцо:
- Линия от Соймоновского проезда, по Гоголевскому, Никитскому, Тверскому, Страстному и Петровскому бульварам до площади Петровские ворота была ликвидирована в 2016 году.
- Садовое кольцо:
- Движение большинства маршрутов закрыто с июля 2016 года, однако в настоящий момент сохранились короткие действующие отрезки линий в районе Таганской площади (маршрут № 27) и по улице Земляной Вал (маршрут № 53).
- В пределах МКАД по состоянию на начало ноября 2017 года отсутствует регулярное движение троллейбусов по линиям:
- Через Кубанскую улицу, проспект 40 лет Октября и Ставропольскую улицу.
- По Волгоградскому проспекту (за Волжским бульваром в сторону улицы Академика Скрябина).
- По Нижегородской улице и Рязанскому проспекту (включая разворот под Карачаровским путепроводом для маршрута № 26) и далее до 138-го квартала Выхина, по Ташкентской и Ферганской улицам.
- По Дмитровскому шоссе от площади Туманяна до Вагоноремонтной улицы и от 3-го Нижнелихоборского проезда до Дмитровского проезда и далее по улицам Бутырская, Новослободская, Бутырский Вал, Новолесная, Лесная и 2-му Лесному переулку.
- На Каширском шоссе от пересечения с Шипиловской улице до автобусного парка «Филиал Южный». От метро «Каширская» в сторону метро «Нагатинская» линия используется парковыми рейсами.
- Линия по улицам Воронцовская, 1-я Дубровская, 1-я Машиностроения и Ленинская Слобода используется, как служебная.
- Линия по проспекту Андропова законсервирована в конце августа 2017 года.
- По Кутузовскому проспекту (от Дорогомиловской заставы до Новинского бульвара), а также по улице Барклая (до пересечения с улицей Неверовского).
- Линия по Останкинскому проезду была закрыта 8 апреля 2018 года. Участок от проспекта Мира до улицы Академика Королёва сохранён для заезда маршрутов № 41 и 83.
Остальные сети, не относящиеся к Московскому троллейбусу
- По территории Москвы также частично проходит Химкинская троллейбусная сеть, проходящая недалеко от Братцевского ответвления, которая не пересекается и не имеет общих участков с московской. Троллейбусы из подмосковного города Химки, которые обслуживаются МУП «Химкиэлектротранс», подходят к станции метро «Планерная». Соединение сетей не планируется.
Маршруты
Троллейбусные парки, их история и маршруты
Недостроенные парки
Троллейбусный парк в районе Митино
Адрес: улица Зенитчиков, 16. 55°50′12″ с. ш. 37°20′55″ в. д.HGЯO
Строительство парка на 250 машино-мест началось в 1998 году и практически сразу же было заморожено. К лету 2001 году строители не продвинулись дальше фазы земляных работ. Отчасти это было вызвано тем, что жители соседнего 8-го микрорайона Митина организовывали митинги против строительства неэкологичного, по их мнению, объекта (неизвестно кем был запущен слух, что на этой площадке строится мусороперерабатывающий завод и многие поверили этому слуху, хотя ни размеры площадки, ни её расположение — практически под окнами жилых домов по Волоцкому переулку — явно не располагают к размещению подобного объекта). В итоге было принято компромиссное решение — полноценного парка строить не будут, но для обслуживания жителей Митина будет построена открытая площадка для стоянки троллейбусов — филиал 1-го парка.
Несмотря на это, парк начал строиться в виде полноценного и самостоятельного предприятия. По состоянию на апрель 2008, готовы в конструкциях здание ремонтного цеха и тяговая подстанция, ведутся работы по асфальтированию открытой площадки. Большая часть работ, необходимых для ввода парка в строй, уже выполнена.
Сроки открытия публично не назывались, что обусловлено крайне низким финансированием — в 2010 году на все работы будет предусмотрено только 45 миллионов рублей[32], что, например, в два раза меньше, чем продолжение реализации программы по переводу 11-го автобусного парка на использование природного газа. Согласно государственной программе города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012—2016 годы» достройка митинского троллейбусного парка планировалась к 2012 году.
Весной 2013 года появилась информация, что в качестве троллейбусного парк достроен не будет, а станет автобусным. В период с мая 2013 до лета 2015 года площадка использовалась для хранения газовых автобусов 11-го автобусного парка, на время следствия отставленных от эксплуатации после взрыва одного автобуса в мае 2013 года у ст. метро «Речной вокзал» (автобусы марки Ikarus 280 после длительного простоя на площадке все были списаны, кроме одного для музея МГТ[33], ЛиАЗ-5293 — частично списаны, частично возвращены в эксплуатацию после модернизации, ЛиАЗ-5292/6213 — возвращены в эксплуатацию после модернизации), после чего была снова заброшена. В 2015 году появились слухи о строительстве площадки 11-го автобусного парка в районе Митинского троллейбусного парка, после объединения 11-го автобусного парка с Зеленоградским автокомбинатом (19-й автобусный парк).
В июне 2018 года стало известно, что вместо троллейбусного парка будет построен автобусный парк на 298 машиномест.[34]
Перспективы
Троллейбусная сеть Москвы не претерпевала существенных изменений с конца 1970-х годов до середины 2010-х годов, строительство новых линий прекращено, движение троллейбусов постепенно свёртывается (в центре города прекращено с лета 2016 года) . Опережающее по сравнению с ростом пропускной способности улиц увеличение количества автотранспорта, особенно в центре и на крупных магистралях, существенно усложняет работу всех видов общественного транспорта Москвы. Поскольку троллейбусная сеть фактически проходит по наиболее напряжённым магистралям столицы, этот вид транспорта в наибольшей степени страдает из-за заторов, что сдерживает его развитие. В то же время, возможность закрытия маршрутных линий без снятия контактной сети[35] с переводом их в служебные (сеть не мешает движению автотранспорта), не стимулирует городские власти создавать хордовые и связующие линии за пределами центра.
Несмотря на то, что троллейбусная сеть Москвы является крупнейшей в мире, её будущее остаётся неоднозначным. Фактически, начиная с 2014 года, троллейбусное движение в столице находится под угрозой уничтожения после того, как мэр С. С. Собянин (ранее закрывший также крупную троллейбусную систему в Тюмени) заявил о сокращении сети с ликвидацией её участков в центре с заменой на автобусы и электробусы по программам «Моя улица» и «Магистраль». В январе 2014 года генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов в интервью телеканалу «Москва 24» сообщил о том, что «приобретение меньшего количества троллейбусов связано с разработкой плана реформирования троллейбусного движения до 2020 года, предусматривающего вывод из эксплуатации троллейбусов и замену подвижного состава на автобусы»[36].
Политика по закрытию троллейбусных маршрутов в центре города и планы по дальнейшему сокращению троллейбусного движения до 2020 года подвергаются критике экспертов и горожан[37][38]. В январе 2017 года на Суворовской площади состоялся митинг за сохранение троллейбусной сети, на котором присутствовали около 900 человек[39].
20 апреля 2018 года закончился прием заявок по конкурсу на поставку в Москву первых 200 электробусов, которые планировалось запустить в эксплуатацию осенью того же года на линиях, дублирующих маршруты троллейбусов № 7, 34к, 42, 76, 36, 83, 73 и 80[40]. Водителей троллейбусов намерены переквалифицировать в водителей электробуса, тем самым сохранив для них рабочие места. К концу 2019 года ожидается, что по улицам столицы будет курсировать 600 электробусов, а Москва войдет в тройку городов Европы и Америки имеющих большую долю электробусов[41][40].
Летом 2018 года стало известно о планах полного закрытия троллейбусного движения в Москве к 2020 году. Предполагается перепрофилирование оставшихся троллейбусных площадок под автобусный (площадки Ленинградская филиала «Центральный» и Электролитная) и автобусно-электробусный парки (основная площадка филиала «Центральный» и троллейбусная площадка филиала «Северо-Восточный»)[42].
См. также
Примечания
- ↑ С учётом укороченных версий других маршрутов, имеющих или имевших ранее «красные» номера (например, 31к), самостоятельные участки у которых отсутствуют.
- ↑ http://transphoto.ru/show.php?t=2&cid=1
- ↑ http://www.trolleycoalition.org/pdf/bulletin15.pdf, стр.6
- ↑ https://www.vestifinance.ru/articles/104427
- ↑ https://meduza.io/feature/2018/05/04/vmesto-trolleybusov-v-moskve-budut-elektrobusy-ih-proizvodyat-kompanii-deripaski-i-rosteha-a-pervye-marshruty-zapustyat-k-vyboram-mera
- ↑ https://www.m24.ru/articles/transport/07112017/151437
- ↑ https://meduza.io/feature/2018/08/31/kto-zarabatyvaet-na-unichtozhenii-moskovskih-trolleybusov-spoyler-odin-iz-krupneyshih-podryadchikov-merii
- ↑ Александр Пыжиков. За что водителям троллейбуса наливали 100 грамм. Проверено 18 ноября 2014.
- ↑ Транспорт в России
- ↑ 5-й троллейбусный парк доживает последние дни
- ↑ Музей транспорта в Миусском парке потребовали открыть местные жители
- ↑ ГУП «Мосгортранс»: Изменение режима работы маршрутов троллейбуса
- ↑ В Москве грядет массовая замена троллейбусов на автобусы.
- ↑ Девять маршрутов троллейбусов отменят, 17 сократят. newsmsk.ru (22 мая 2015).
- ↑ Троллейбусы в центре Москвы: какие ещё снятия возможны?. TR.ru — Транспорт в России. Проверено 16 марта 2016.
- ↑ Столичный Департамент транспорта объявил о замене троллейбусов в центре автобусами
- ↑ Максим Ликсутов — Интервью. Эхо Москвы (4 июля 2017). Проверено 4 августа 2017.
- ↑ Короткие рейсы организуют на маршруте троллейбуса № 7
- ↑ В Москве завершается обновление городского автобусного парка
- ↑ Перевозки пассажиров троллейбусов по городам Российской Федерации
- ↑ Перевозки пассажиров троллейбусов по городам Российской Федерации
- ↑ «Транспорт и связь в России», 2012 г.
- ↑ Смуров А. В., Снакин В. В., Попова Л. В., Алексеева Л. В., Лаптева Е. М. и др/ Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы — АСТ Москва, 2014. — С. 607. — ISBN 978-5-17-080060-5
- ↑ Фонова М. «Ракета» Веклича // газета «Вечерний Киев», 2 ноября 1970. — С. 2. (укр.)
- ↑ Энциклопедия современной Украины: в 25 т. / Под ред. И. М. Дзюба и др. — Киев : 2005. — Т. 4. — С. 187 (укр.)
- ↑ Крат В. И.Владимир Филлипович Веклич // Коммунальное хозяйство городов. Киев : Техника — 1998. — № 17. — С. 3—9. — ISSN 0869-1231 (укр.)
- ↑ Веклич В. Ф. Поезд из троллейбусов МТБ-82 с управлением по системе «многих единиц» // Городское хозяйство Украины. — 1967. — № 2. — С. 37-38. — ISSN 0130-1284 (укр.)
- ↑ Веклич В. Ф. Применение управления троллейбусами по системе многих единиц /сб. Городской электрический транспорт вып. 14 — М. : ЦБНТИ МКХ РСФСР, 1968. — С. 18 — 28
- ↑ 1 2 Брамский К. А. Троллейбусный поезд Владимира Веклича // газета «Всеукраинская техническая газета», 11 декабря 2003 (укр.)
- ↑ Веклич В. Ф. Автореферат докторской диссертации: Повышение эффективности эксплуатации безрельсового электрического транспорта применением средств диагностирования и управления по системе многих единиц — М. : Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, 1990. — С. 6
- ↑ статья «Троллейбусы, работающие по системе многих единиц» на сайте «www.dontrolln-2167.narod.ru»
- ↑ Источник — Постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2009 года № 1029-ПП «Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2010 год и основных параметрах инвестиционной программы на 2011—2012 гг.».
- ↑ Профиль автобуса 11444 на «Фотобас».
- ↑ В районе Митино появится автобусный парк (рус.). stroi.mos.ru. Проверено 24 июня 2018.
- ↑ В 2016 году после отмены ряда маршрутов начался массовый демонтаж сети внутри Садового кольца
- ↑ Мосгортранс закупит 70 низкопольных трамваев в 2014 году — Сетевое издание М24 — Москва 24
- ↑ Олег Мулеев. Остановка по требованию: зачем убирают троллейбусы в Москве?, РБК (13 апреля 2016). Проверено 7 июня 2017.
- ↑ Лена Верещагина. Без «Б»: Обречён ли московский троллейбус. The Village (13 мая 2016). Проверено 7 мая 2017.
- ↑ В Москве на митинге в защиту троллейбусов задержали пять человек, Meduza (29 января 2017). Проверено 7 июня 2017.
- ↑ 1 2 В Москве назвали вероятные маршруты для запуска первых электробусов
- ↑ 600 электробусов: когда новый транспорт выйдет на улицы столицы
- ↑ Приказ и.о. гендиректора ГУП «Мосгортранс»
Ссылки
 |
---|
Действующий | | |
---|
Проектируемый | |
---|
Исторический | |
---|
Терминалы | |
---|
Прочее | |
---|
|
 |
---|
Действующие | |
---|
Закрытые | |
---|
Проектируемые | |
---|
Примечание: ¹ В составе системы Крымского троллейбуса. ² — Троллейбусные системы Крыма (оспариваются Украиной) |