Станция Москва-Бутырская
Савёловское направление Алексеевская соединительная линия | |
Московская железная дорога | |
![]() Здание вокзала со стороны перронов | |
ДЦС | ДЦС-3 Московско-Смоленский |
---|---|
Регион ж. д. | Московско-Смоленский |
Дата открытия | 1902 год[1] |
Прежние названия | Бутырский вокзал |
Тип | грузовая[2] |
Классность | 1 |
Количество платформ | 5 |
Количество путей | 11 |
Тип платформ | островные |
Форма платформ | прямая, изогнутая |
Прилегающие перегоны | Москва-Бутырская — Бескудниково (2), Москва-Рижская — Москва-Бутырская (2), Москва-Бутырская — Москва-Пасс.-Смоленская (2) |
Выход к | Площадь Савёловского Вокзала |
Расположение |
![]() |
Пересадка на станции |
![]() ![]() |
Пересадка на | А: м10, 72, 82, 84, 87, 126, 384, 727, т3, т29, т47, т78, т79; Тб: 56 |
Тарифная зона | 0 |
Код станции | 196004 |
Код в АСУЖТ | 196004 |
Код в «Экспресс-3» | 2000009[3] |
![]() |
Савёловский вокзал (до 1912 — Бутырский) — пассажирский терминал станции Москва-Бутырская, один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы, с 1999 года — единственный вокзал в городе, обслуживающий только пригородные электропоезда[4].
Савёловский вокзал входит в Московскую региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов[5].
Станция Москва-Бутырская Московской железной дороги входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением. По основному применению является грузовой, по объёму работы отнесена к 1 классу. Является начальным пунктом Савёловского направления МЖД. Не является тупиковой, через станцию также проходит транзитом Алексеевская соединительная линия, к которой примыкает Савёловское направление.
Часто встречается ошибочное название станции Москва-Савёловская — в пригородных расписаниях, схемах остановочных пунктов, автоинформаторах в электропоездах.
В границах станции находятся:
Станция узловая, движение возможно в двух направлениях:
Кроме этого, возможна пересадка на платформу Савёловская на третье направление, на северо-восток по Алексеевской соединительной линии в сторону Курского направления: перегон к станции Москва-Рижская, ближайшая платформа на перегоне — Москва-Станколит.
На Савёловском вокзале 11 путей. 9 из них (кроме путей 5 и 6) используются для прибытия и отправления электропоездов. Площадь вокзала равна 6 тыс. кв.м.[6] По состоянию на апрель 2016 года с вокзала отправляются 97—99 электропоездов на Савёловское направление[7] и 28—33 электропоездов на Белорусское направление. Электропоезда на Савёловское направление следуют:
Ранее также работали «прямые» электропоезда на Большое кольцо МЖД (БМО) через Яхрому и Дмитров, самый длинный маршрут достигал в 1990-е—2000-е годы станции Наугольный. Последние маршруты были отменены с 15 ноября 2017 года: до Жёлтиково (1 пара по выходным) и Костино (1 пара)[9].
Инициатором строительства Савёловской линии был Савва Иванович Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги.
В 1897 году общество получило разрешение императора и приступило к изысканиям, а затем и к прокладке новой железной дороги от Москвы до села Савёлово длиной 130 км. В дальнейшем дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска.
Сам вокзал из-за различных проволочек строили долго (1897—1902 годах). Руководил работами и, предположительно, был автором проекта А. С. Сумароков. Место было выбрано за пределами Москвы, у Бутырской заставы, где цена на землю была невысока (однако в 1900 году Московская городская дума, понимая, какие перспективы возникли у данного района, изменила границы Москвы и Московского уезда, включив вокзал в состав города). Туда уже завезли строительные материалы, однако часть дороги предложила купить Виндаво-Рыбинская железная дорога, настаивавшая на расположении вокзала в другом месте. Сделка так и не состоялась, летом 1900 года, когда Московско-Ярославско-Архангельская дорога была передана в казну, строительство вокзала было возобновлено. 10 (23) марта 1902 работы завершились, и состоялось торжественное открытие и освящение. Изначально вокзал назывался Бутырским (от Бутырской заставы). Савёловским вокзал стал с 1912 года[4].
Здание было одноэтажным, двухэтажным лишь в центре, где размещались служебные квартиры. В отдалении располагались казармы, грузовой двор и 30-метровая водосборная башня, необходимая при паровозной тяге. Эта башня, ровесница вокзала, — единственное его историческое сооружение, дошедшее в целостности до наших дней.
Изначально станция называлась Москва-Савёловская. В 1900 году переименована в Москва-Бутырская. В 1936 образованы две станции: Москва-Пассажирская-Бутырская и Москва-Товарная-Бутырская. В 1957 году объединены в одну станцию Москва-Бутырская[10].
С вводом действия нового графика движения пригородных поездов 31 мая 1981 года организовано сквозное движение до станций Белорусского направления и обратно (19 электропоездов в сутки, в обе стороны).
Вокзал, который не реконструировался с момента его основания, обветшал, уже не справлялся с возросшим пассажиропотоком. В 1987 году под руководством Я. В. Шамрая были начаты его расширение и реконструкция, оконченные 1 сентября 1992 года. Движение поездов во время работ не прекращалось. В результате вокзал стал двухэтажным, увеличил внутреннюю площадь в 2,5 раза, но не потерял стилевых особенностей. В 1988 году к вокзалу была протянута линия метрополитена (см. «Савёловская»).
С лета 1999 года был отменён пассажирский поезд № 198 Москва-Бутырская — Санкт-Петербург-Витебский, а оставшиеся пассажирские поезда (№ 602 до Рыбинска и № 642 до Сонкова) стали отправляться с Белорусского вокзала. Ныне Савёловский вокзал обслуживает только пригородные электропоезда, экспрессы Москва — Лобня, Москва — Дмитров и Москва — Дубна. Вокзал открыт с 4.30 до 0.30. В день принимает и отправляет более 80 пар поездов, по данным на 2014 год обслуживает 1 699 088 пассажиров в месяц, то есть более 50 тысяч человек в день[4][11].
3 марта 2000 года установлены турникеты.
В апреле 2011 года — построена новая платформа № 5 (путь № 3А) для пропуска поездов с Белорусского направления, новый подземный переход на эту платформу с перронной площади (до этого в обе стороны транзитные электропоезда следовали по пути № 2). С этого времени станция имеет 5 платформ и 11 приёмоотправочных путей[4][12].
В декабре 2012 года состоялся технологический ввод Савёловского вокзала после очередной модернизации, в которую инвестировано 522 млн руб[13]. Открыт новый зал ожидания для пассажиров, оборудован новый кассовый зал пригородной пассажирской компании «Регион-экспресс» (РЭКС), обслуживающей скоростные электропоезда Москва — Лобня, открыт новый ресторан сети питания на вокзалах KFC на 50 мест, медицинский пункт. Санитарно-гигиенический узел вокзала оборудован в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обслуживанию маломобильных пассажиров, предусмотрен специальный лифт, условиям безбарьерной среды отвечает новая система пандусов. Полностью обновлены инженерные и вентиляционные системы вокзала, системы видеонаблюдения и безопасности, по всей территории перронов уложена брусчатка[14].
В 2017 году, когда появился комплексный инфраструктурный проект Московские центральные диаметры, предусматривающий сквозной скоростной маршрут Лобня — Одинцово через Савёловский вокзал, перспективы и будущая роль вокзала при новой схеме поездопотоков снова оказались в центре дискуссий. Согласно одному из вариантов развития событий, вокзал после 2019 года может прекратить существование[15].
В 2005 году началась реконструкция и переоборудование вокзала и платформ. Часть территории вокзала была превращена в терминал компании «Аэроэкспресс», занимающейся доставкой пассажиров в аэропорт Шереметьево. С 2005 по 2008 год действовала смешанная схема: экспрессы ходили только по маршруту Москва-Бутырская — Лобня, а дальнейшая доставка пассажиров в аэропорт происходила специально организованным маршрутом автобуса[4].
В ходе реконструкции:
Работы были завершены летом 2008 года, к пуску прямых экспрессов в аэропорт Шереметьево. В 2008 году была повторно заменена информационная система.
Движение было открыто полностью 10 июня. На момент открытия по ветке ходила 21 пара поездов с интервалом около получаса.
С 28 августа 2009 года было открыто регулярное движение электропоездов по маршруту Белорусский вокзал — аэропорт Шереметьево. Аэроэкспрессы в аэропорт Шереметьево следовали от Белорусского вокзала с остановкой на Савёловском вокзале. В обратном направлении, от аэропорта Шереметьево до Белорусского вокзала, остановка на Савёловском вокзале не производилась[16][17][18].
С 30 мая 2010 года остановка на Савёловском вокзале поездов, следующих с Белорусского вокзала в Шереметьево, отменена[18]. Движение РЭКС-экспрессов по маршруту Москва — Лобня под новым брендом продолжается[4][8].
Открытие скоростного движения по Савёловскому направлению имело не только преимущества, но и выявило серьёзные проблемы в организации движения на магистрали, пропускная способность которой сравнительно невелика. Пуск экспрессов в Лобню и Дмитров, аэроэкспрессов в аэропорт Шереметьево по одним путям с пригородными электропоездами привёл к нарушению регулярности расписания и возрастанию интервалов в движении электричек до 50 минут[19], к отстою переполненных электричек в ожидании обгона экспрессами на станциях Бескудниково и Марк, к чрезмерному скоплению ожидающих отправления на платформах в часы пик, вызвал недовольство пассажиров и критику в прессе[14][20]. Эта проблема была в основном устранена в октябре 2015 года, когда было введено в действие оптимизированное расписание[21].
В 2015 году «РЖД» предложило вернуть отправление аэроэкспрессов в Шереметьево с Белорусского вокзала на Савёловский в связи с габаритами новых двухэтажных составов, не вписывающихся в Тверской путепровод, памятник архитектуры московского модерна начала XX века[22]. Однако оно было отклонено по итогам проведённого на портале «Активный гражданин» голосования.
По состоянию на 2015 год персонал вокзала — 37 человек (в штате Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД»).
Начальник вокзала с 1 июля 2014 года — Лиштовная Светлана Петровна (род. 1976)[23].