Royal Dutch Shell plc Koninklijke Nederlandse Shell N.V. | |
![]() | |
![]() | |
Тип | Публичная компания |
---|---|
Листинг на бирже |
LSE: RDSA, LSE: RDSB NYSE: RDSA, NYSE: RDSB |
Основание | 1907 |
Расположение | Гаага | ,
Ключевые фигуры |
Йорма Оллила (председатель совета директоров) Бен ван Берден (главный исполнительный директор) |
Отрасль | Добыча нефти, газа, нефте- и газопереработка, химическое производство |
Продукция | нефть |
Оборот | ▲ $459,6 млрд (2014 год)[1] |
Операционная прибыль | ▼ $266,870 млрд (2013 год) |
Чистая прибыль | ▲ $31,2 млрд (2011 год) |
Активы | ▼ $353.116 млрд. (2014)[2] |
Число сотрудников | Около 92 тыс. человек (2016 год) |
Дочерние компании | AVANCIS GmbH & Co. KG |
Сайт | www.shell.com |
![]() |
Royal Dutch Shell (произносится Роял Датч Шелл) — британско-нидерландская нефтегазовая компания. Четвёртая по величине активов производственная компания в мире, согласно рейтингу Forbes Global 2000[3] (май 2014 года) и первая в рейтинге Fortune Global 500[4] по величине выручки (2013 год). Штаб-квартира — в Гааге (Нидерланды).
Группа была создана в 1907 году путём объединения Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd. Это слияние, в основном, было обусловлено необходимостью конкуренции на мировом рынке с американской компанией Standard Oil[5].
Вообще, наименование «Shell» и логотип компании (красно-жёлтая ракушка) происходят из 1833 года, когда английский купец Маркус Сэмюэль открыл небольшой магазин в Лондоне и стал торговать экзотическими вещицами, среди которых были шкатулки, украшенные морскими раковинами (англ. shell). В дальнейшем, в 1891 году сын Сэмюэля оказался в Батуми, где у него родилась идея наладить транспортировку керосина из Каспия через Суэцкий канал на Ближний Восток. В 1892 году танкер компании SS Murex[en] отправился из России с грузом в 4000 тонн керосина для Сингапура и Бангкока.
В феврале 2016 Royal Dutch Shell завершила поглощение британской BG Group[en], о котором было объявлено в апреле 2015 года. Сумма сделки составила 70 млрд долларов США. Акционеры BG Group согласно условиям сделки получили около 19 % объединённой компании, а Royal Dutch Shell — доступ к запасам сжиженного природного газа, на добыче которого специализировалась британская компания[6].
До середины 2005 структура компании носила оригинальный «двойственный» характер: Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd являлись так называемыми «материнскими компаниями» (они не вели производственной деятельности и не входили в состав концерна). «Материнские компании» владели акциями холдинговых компаний концерна — голландской «Шелл Петролеум Н. В.» и английской «Шелл Петролеум Компани Лимитед», причем «Ройял Датч Петролеум Компани» принадлежало 60 %, а «Шелл Транспорт энд Трейдинг Компани» — 40 % акций холдинговых компаний. В свою очередь холдинговым компаниям принадлежали все акции в обслуживающих компаниях, а также — прямо или косвенно — вся доля концерна «Шелл» в производственных компаниях.
Летом 2005 акционеры Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd одобрили слияние материнских компаний в одну компанию со штаб-квартирой в Нидерландах. Эта сделка превратила в 2005 году Нидерланды в крупнейшего в мире инвестора, а Великобританию — в главного получателя инвестиций в мире (они выросли втрое, до $164,5 млрд).
Около 100 % акций компании по состоянию на июль 2010 года находились в свободном обращении. Капитализация на этот период — $159,4 млрд[7].
Председатель совета директоров компании «Ройял датч Шелл» с июня 2006 года — Йорма Оллила (фин. Jorma Ollila). Главный исполнительный директор «Ройял датч Шелл» с января 2014 года — Бен ван Берден (нидерл. Ben van Beurden).
Главный исполнительный директор компании «Ройял датч Шелл» с июня 2009 года по 2013 год являлся Петер Возер (нидерл. Peter Voser).
Джон Керр, возглавлявший компанию «Shell Transport and Trading» с 2002 года и группу директоров в период объединения активов «Shell» и «Royal Dutch», с 2006 по 2012 год являлся заместителем председателя совета директоров и старшим независимым директором «Ройял датч Шелл».
Бывший президент компании «Шелл» — Мартен ван ден Берг, сын Сидни Джеймса ван ден Берга, долгое время председательствовавшего в Unilever и являвшемся голландским министром обороны в 1959, и внук Сэмюэла ван ден Берга, одного из основателей Unilever.
Shell ведёт геологическую разведку и добычу нефти и газа в более чем 80 странах мира. Запасы нефти на 2009 год составляли 5,69 млрд баррелей (770 млн т), газа — 49,1 трлн куб. футов (1,38 трлн м³)[7].
Также «Шелл» полностью или частично владеет более 30 нефтеперерабатывающими заводами. В частности, компании принадлежит один из крупнейших в Европе нефтеперерабатывающий завод Pernis в Нидерландах мощностью 10 000 т в сутки, завод «Стэнлоу» в Великобритании мощностью 12 млн т в год, три НПЗ во Франции общей мощностью 40 790 т в сутки. «Шелл» принадлежит крупнейшая в мире сеть АЗС, которая насчитывает более 43 тыс. станций.
Помимо этого, Shell принадлежит значительное количество химических предприятий, а также производств солнечных батарей и иных альтернативных источников энергии.
Добыча нефти компанией в 2009 году составила около 80 млн т (1,581 млн баррелей в сутки), природного газа — около 88 млрд м³[7].
В 2006 году Shell перерабатывала 3,57 млн баррелей нефти в сутки (177,7 млн т за год).
Общая численность персонала компании на 2011 год — около 90 тыс. человек[8]. Оборот компании в 2011 году составил $470,2 млрд, чистая прибыль — $31,2 млрд[8].
Shell стала одной из первых мировых нефтяных компаний, которая в 1970-е гг. разработала и предложила сценарии касательно будущего развития мирового энергетического рынка.[9] Использование сценариев позволяет компаниям выстраивать свою стратегию развития, управлять рисками, предугадывать и понимать динамику изменений на нефтегазовых рынках. Последняя версия сценариев "Shell energy scenarios to 2050" была обновлена и представлена компанией в 2011 году.[10]
Royal Dutch Shell — один из крупнейших иностранных инвесторов в России по объёму вложений. Royal Dutch Shell участвует в разработке Сахалинского шельфа (проект СРП «Сахалин-2», совместно с ОАО «Газпром» и японскими Mitsui и Mitsubishi) и месторождений Салымской группы в Ханты-Мансийском автономном округе (50%-ная доля в Салым Петролеум Девелопмент Н.В. — СП с компанией Sibir Energy). Также компания планирует принять участие в разработке шельфовых нефтегазовых проектов совместно с «Газпромом».
Shell в России активно занимается маркетингом смазочных материалов — на долю концерна приходится около 20 % всего импорта моторных и индустриальных масел в Россию. В аэропорту Домодедово Shell заправляет топливом более 30 авиакомпаний. Развивается маркетинг продуктов нефтехимии. В Санкт-Петербурге, Москве, Ленинградской, Московской, Вологодской и других областях у компании имеется сеть АЗС (на июнь 2013 года — 100 станций)[11]. В августе 2009 года в Торжке (Тверская область) начато строительство завода смазочных материалов Shell стоимостью $100 млн[12]. 3 октября 2012 года состоялось открытие завода. В год планируется производить 200 млн литров продукции[13]. Завод Shell в Торжке входит в региональную группу, объединяющую производящие смазочные материалы Шелл заводы в Европе и Африке. Продукция завода поставляется в Россию, Беларусь, Казахстан и Украину.
Бизнес Shell Retail вышел на украинский рынок в 2007 г. С тех пор сеть АЗС под брендом Shell управляется Royal Dutch Shell. Shell Retail Ukraine географически входит в кластер Центральной и Восточной Европы Shell Downstream Retail.
На сегодняшний день сеть АЗС Shell насчитывает 132 станции в 18 регионах Украины. На АЗС Shell по всей Украине предлагают клиентам нефтепродукты и автогаз высокого качества, широкий ассортимент продукции Retail Convenience (товары для клиентов АЗС), вкусные фаст фуд и напитки. В Shell на Украине работает более 1600 человек.
Shell в течение многих лет пыталась получить государственное разрешение на бурение в водах Аляски. Прежде чем начать разработку месторождений, ей требуется получить еще ряд разрешений от различных ведомств. К примеру, от порта города Сиэттл, где швартуются танкеры компании. Наконец, 11 мая 2015 года, администрация президента США Барака Обамы разрешила Shell начать бурение нефтяных скважин в арктических водах у побережья Аляски, как сообщил телеканал CNN[14]. По оценкам министерства внутренних дел США, аляскинские месторождения могут дать более 20 млрд баррелей нефти и 2,5 трлн кубометров природного газа. Если она воспользуется разрешением, то будет единственной компанией, которой позволено добывать нефть на Аляске.
На возражения экологов против присутствия Shell в регионе, в министерстве внутренних дел заявили, что очень тщательно просмотрели технические вопросы заявки Shell на бурение.
В 1995 году, когда компания «Shell» объявила о своём намерении затопить в Северном море нефтяную платформу «Brent Spar», миллионы водителей бойкотировали бензозаправочные станции корпорации, пока концерн не уступил.[15]
В начале 1996 года «Shell», как крупнейшему производителю нефти в Нигерии, было вменено в вину сотрудничество с военным режимом в этой стране, что привело к физическому устранению поэта Кена Саро-Вива — борца с нефтяными вышками[16] Иски были предъявлены Shell и Брайану Андерсону, руководителю её нигерийских отделения.[17]. В 2009 году Shell согласилась выплатить $ 15,5 млн для урегулирования правового спора. Компания Shell не признала какой-либо ответственности по предъявленным пунктам обвинения против неё[18].
В 2009 году компания Shell была предметом доклада Amnesty International о нарушении прав человека, как следствии деятельности компании Shell в дельте реки Нигер. В частности, Amnesty критикует продолжающуюся деятельность по сжиганию попутного газа и медленную реакцию компании Shell на разливы нефти.[19] Документы 2009 года показывают, что Shell регулярно производит выплаты нигерийским военным, чтобы предотвратить протесты.[20]
Деятельность Shell в дельте реки Нигер привело к чрезвычайному загрязнению окружающей среды. Многие нефтепроводы, принадлежащие Shell в этом районе, старые и проржавевшие. Это привело к многочисленным разливам нефти в этой области, которые привели к деградации окружающей среды, уничтожению растительности и рыбы. Shell признала проблему с нефтепроводами, но отрицает ответственность за экологические загрязнения.[21] Это привело к массовым протестам против Shell жителей в дельте реки Нигера и Amnesty International.[22]
Shell также ответственна за крупнейший в мире разлив нефти из когда-либо происходивших в пресных водах. 15 января 1999 года танкер Shell в озере Магдалена, (Аргентина) столкнулся с другим танкером, из-за чего все его содержимое вылилось в озеро, что привело к загрязнению окружающей среды, питьевой воды, растительности и животных.[23]
В России в ходе проекта Сахалин-2 были экологические неурядицы, полемика была и в Ирландии в ходе проекта по разработке природного газа на северном побережье острова.
В 2007 г. международное общество «Друзья Земли» заявило, что ущерб, нанесённый деятельностью компании Шелл по добыче нефти, как локальным сообществам, так и глобально, может быть оценен в 20 млрд $.[24]
С 1988 года буровое судно Kulluk находится недалеко от Аляски в море Бофорта, где был построен искусственный остров под названием Нортстар с размещенной на нём нефтяной скважиной[25][26]. Компания признаёт опасность паковых льдов и отмечает: «Никто ещё толком не знает, как очищать нефть с плавающих ледяных массивов и битого льда».[27]
В июле 2012 активисты Гринписа блокировали работу 53 шелловских АЗС в Эдинбурге и Лондоне, протестуя против планов компании по бурению нефтяных скважин в Арктике. Движение Гринпис «Защитим Арктику» ставит себе целью предотвратить бурение нефтяных скважин и промышленный лов рыбы в Арктике и добиться признания Арктики природной территорией международного значения.[28]
Нефтяная компания Shell — один из крупнейших инвесторов социальных проектов в Западной Африке (дельта реки Нигер). Почти 60 миллионов евро в год концерн расходует в этом обедневшем регионе на юге Нигерии на содержание школ и учреждений здравоохранения. В Европе и Японии Shell — в числе крупнейших инвесторов солнечных электростанций.
![]() |
Royal Dutch Shell на Викискладе |
---|---|
![]() |
Royal Dutch Shell в Викиновостях |